Перспективы развития туризма в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма многогранна и включает в себя множество услуг, созданных для привлечения клиентов: гостиницы, туристские фирмы, клубы, фитнес-центры, спортивные площадки и т. д. Туризм является одним из крупнейших работодателей в мире, обеспечивая работой большое число людей, от специалистов непосредственно туристской отрасли, до работников транспорта, средств размещения и огромного количества самых разных развлекательных учреждений.
Значительно влияние и социальной функции туризма. Особенно данная функция проявляется в развивающихся или небольших государствах, где туризм зачастую является основной статьей дохода бюджета.

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность туризма и история развития туризма в Республике
Казахстан 5
1.1 Классификация форм туризма 5
1.2 Основные виды туризма 14
1.3 Исторические предпосылки развития туризма в Республике
Казахстан
1.4 Формирование туристской инфраструктуры в стране

2. Туристический потенциал Республики Казахстан
2.1 Северный Казахстан
2.2 Южный Казахстан
2.3 Западный Казахстан
2.4 Восточный Казахстан
2.5 Центральный Казахстан

3. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны
2.3 Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма

4. Перспективы развития туризма в Республике Казахстан
4.1 Совершенствование системы подготовки кадров
4.2 Развитие инфраструктуры туризма РК
4.3 Разработка туристского имиджа Казахстана

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВО.docx

— 181.47 Кб (Скачать файл)

Потребности сферы туризма  в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости  адекватного кадрового обеспечения  всех направлений развития, видов  и форм туризма. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в кадрах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов, потребности в которых возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного комплекса и формирования специалистов по смежным видам профессиональной деятельности [26].

Для Казахстана проблема усовершенствования системы подготовки кадров для сферы  туризма имеет особое значение в  связи с тем, что развитие внутреннего  и въездного туризма требует  наличия специалистов высокой квалификации. Развивающаяся быстрыми темпами  отрасль туризма Казахстана уже  в ближайшем будущем будет  испытывать недостаток подготовленных кадров.

 

 

 

3. Перспективы развития  туризма в Республике Казахстан

 

3.1 Совершенствование системы  подготовки кадров

 

Рынок туризма Казахстана развивается уверенными темпами. Но, чтобы он стал цивилизованным, нужны  грамотные специалисты. Учебных  заведений по подготовке туристских кадров и курсов повышения квалификации в нашей стране достаточно. Но соответствует  ли уровень знаний их выпускников  требованиям, предъявляемым туриндустрией?

Основные критерии эффективной  организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 Критерии эффективной  организации подготовки менеджеров туризма 

Критерии эффективной  организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма

Основные показатели

Привлекательность содержания обучения с учетом специализации

Успеваемость, частота выбора курсовых работ в области природной  рекреации, посещаемость, проявление интереса к дополнительной литературе

Эффективность действия методов  и форм обучения на формирование профессионально  значимых качеств личности

Мотивация в выборе специализации, проявление поведенческих аспектов в экстремальной среде, самостоятельное  руководство походами, качество знаний

Адаптация в реальной профессиональной деятельности

Самостоятельное развитие туристского  бизнеса в природной рекреации, карьера, исполнительная деятельность в туристских организациях


 

Подготовка специалистов для туризма в разных странах  ведется по-разному и отражает влияние конкретных исторических, политических, социально-экономических и других факторов. В реалиях развития туризма  в Казахстане целесообразно применить  кадровую схему, включающую две системы  подготовки:

- специализированная профессиональная  подготовка для предприятий, непосредственно  принимающих участие в производстве  туристского продукта;

- подготовка специалистов  массовых профессий для смежных  отраслей национальной экономики  [30].

При этом каждая из этих систем имеет образовательные уровни.

1. Высший (институционально-управленческий) уровень. Он предполагает подготовку  менеджеров, которые определяют  направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного  предприятия(менеджер туризма, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка персонала такого уровня проводится в ведущих учебных заведениях (университетах, школах туризма, учреждениях повышения квалификации) по программам магистра и бакалавра.

2. Средний уровень (управленческо-технологический). Управленческо-технологическая деятельность характерна для персонала, который обеспечивает технологическую последовательность обслуживания, согласовывает взаимодействие с другими технологическими звеньями (турагент, менеджер по резервированию мест, метрдотель ресторана). Этот уровень обеспечивают высшие и средние специальные учебные заведения, колледжи, которые готовят специалистов по менеджменту определенных технологических процессов бакалаврского уровня.

3. Начальный или низший  уровень (технологическо - исполнительный). Он представлен персоналом, который выполняет конкретные задания и обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей туриста либо реализацию отдельного вида обслуживания. Этот уровень обеспечивают учебные заведения (центры, школы, кypcы, училища) широкого профиля и специализации, которые готовят работников массовых профессий: официантов, поваров, инструкторов и т.д. [31].

Приведенная схема позволяет  проводить многовариантную подготовку специалистов туристской отрасли в  условиях динамичных изменений на рынке  туристских услуг. Также она подчеркивает отличительную черту современной  образовательной ситуации, признаком  которой является переход от государственного формирования содержания образования  к объединению усилий заинтересованных сторон в решении многофакторных проблем образования, предоставляющему педагогам, студентам, работодателям  возможность выбора содержания, форм и методов организации учебного процесса и типа образовательного учреждения. В этих условиях содержание профессионального  туристского образования обеспечивается его корпоративностью, когда уже  на стадии обучения закладываются будущие  корпоративные связи (технологические стандарты гостиничных и туристских цепей; франшизные отношения; нормы лицензирования и сертификации и пр.).

Для решения этой задачи необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон:

- государственных органов  управления;

- вузов, занимающихся  подготовкой кадров для туристской  индустрии; 
- предприятий, работающих в туризме;

- специалистов по психологии  и педагогике;

- сотрудников научно-исследовательских  институтов, изучающих профессиональное  становление личности.

Кадровый резерв должен поддерживать темпы развития туризма в нашей  стране. Поэтому в целях форсированного развития качества подготовки кадров в туристской отрасли нашей республики необходимо внедрить в процесс подготовки кадров принципы непрерывного образования. Непрерывное образование в сфере  подготовки туристских кадров включает в себя несколько образовательных  уровней (табл. 11).

 

Таблица 11 Процесс непрерывного образования

Образовательный уровень

Характеристика

Первый уровень

Реализуется уже в средней  школе на базе 8 - 11 классов, где ученики  параллельно с общеобразовательными дисциплинами овладевают основами специальности  социальной анимации, спортивно-оздоровительного и экскурсионного туризма, которые  преподаются как комплекс дисциплин  начального туристского образования. Выпускники получают первичные специальные  знания по туризму.

Второй уровень

Приобретение профессиональных квалификаций осуществляется в колледжах, в которые все чаще поступают  выпускники школ с целью продолжения  своего профессионального образования  и овладения профессией по социальному  туристскому профилю. Фактически это  есть система среднего специального образования с получением степени  и квалификации бакалавра по туризму.

Третий уровень

Высшее образование различных  образовательно-квалификационных уровней, в системе которого все более  широкий размах приобретает сертификационное и интерактивное обучение, которое  расширяет профессиональную мобильность  специалиста. По программам высшей школы  реализуются уровни профессионального  образования, а также уровень  туристской квалификации - бакалавр со средним специальным образованием.

Четвертый уровень

Последипломное обучение является четвертым уровнем профессионального  образования, где большое значения приобретает система дополнительного  образования, повышение квалификации, приобретение второй специальности, отечественная  и зарубежная стажировки и работа по найму, в частности, за границей.


 

Принципы многоуровневого  и непрерывного образования конкретизируют программы стационарного и последипломного  обучения: школа - лицей - колледж - ВУЗ - переподготовка, повышение квалификации, приобретение второй специальности, отечественная  и зарубежная стажировки и работа по найму, в частности, за границей.

Становление и дальнейшее развитие туристской системы непрерывного обучения закономерно требуют объединения  усилий и координации, а в отдельных  случаях - непосредственной кооперации существующих организаций, учебных  центров, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации как главных учебно-методических центров, сети курсов по подготовке и  переподготовке организаторов и  функционеров, школ, семинаров, учебных  групп [31].

В ходе развития происходит отраслевая интеграция всех видов туристской деятельности между собой, а также  с другими видами экономической  деятельности (межотраслевая интеграция). Эти взаимодополняющие процессы находят отражение в содержании профессионального туристского образования, поскольку приводят к изменению характера и содержания труда, профессионально-квалификационной структуры туризма.

Интеграция как ведущая  тенденция требует перехода от узкопрофильных профессиональных учебных заведений к многопрофильным, в идеале - к образовательным комплексам, гарантирующим целостность и последовательность профессионального образования в условиях его вариативности. С одной стороны, это превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; а также универсализация образования, вызванная потребностями личности в постоянном обновлении знаний в условиях возрастающего динамизма общественной жизни. 

Современное состояние развития системы подготовки кадров для сферы  туризма в Казахстане не позволяет  в полной мере обеспечить в будущем  отрасль необходимой рабочей  силой соответствующей квалификации. Необходимо именно на современном этапе  развития туризма, когда он развивается  уверенными темпами уделить особое внимание подготовке высококвалифицированных  кадров.

Быстрые темпы развития мировой  экономики и требования повышения  эффективности учебно-методической базы туристского образования выдвигают  также проблему обеспечения опережающих  темпов и углубления содержания квалификационной структуры кадрового потенциала. Это требует от системы подготовки и повышения квалификации кадров реализации таких функций:

- определение несоответствия  между фактической квалификацией  кадров и квалификационными требованиями  эффективного и качественного  осуществления деятельности на  каждом рабочем месте, стимулирование  каждого исполнителя к поиску  путей устранения этого несоответствия; 
- отбора кадров для повышения квалификации в тех формах обучения, которые обеспечивают профессиональную пригодность и перспективность; 
- обеспечение экономической заинтересованности организаций в своевременной подготовке и переподготовке кадров;

- создание необходимых  организационных условий для  эффективной согласованности действий  всех сторон, которые принимают  участие в процессе повышения  квалификации [32].

На современном этапе  развития туризма в Казахстане существует потребность в разработке модели универсального специалиста в сфере  туризма.

Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение  данной проблемы послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным  с психологией общения, психологией  влияния, менеджментом и экономикой туристских организаций, а также  методикам разрешения конфликтов.

В ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке  труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие  основы продвижения туристских услуг, коммуникативно-психологические особенности  общения с клиентами и т. д. Анализ опыта современных педагогов-новаторов  показывает, что наиболее эффективным  направлением повышения качества любого образовательно-воспитательного процесса является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающийся  сможет занять активную личностную позицию и полной мерой раскрыться не только как объект воспитания, но и как субъект, способный к творческому самоусовершенствованию.

Внедрение в учебный процесс  инновационных форм обучения содействует  тому, что для решения учебных  задач студенты сами начинают использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы обучения. Тем самым они становятся не объектами, а субъектами коммуникативного общения с преподавателем. Результаты учебной деятельности находятся в прямой зависимости от соотношения уровней теоретической и практической подготовки.

В туристском обучении особенно важно формирование профессиональных навыков в ходе прохождения практик, которые выявляют способности обучающихся  к упорядочиванию информации, полученной во время теоретических занятий. Помимо проверки способности студента к развитию профессионализма, значение практик заключается еще и  в том, что они способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют  позитивное отношение к работе. Традиционно  учебный процесс осуществляется посредством проведения аудиторных занятий (лекционных, практических и  семинарских занятий), а также  самостоятельной работой студентов.

Информация о работе Перспективы развития туризма в Республике Казахстан