Пирамида Хеопса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:12, доклад

Описание работы

Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Известны десятки египетских пирамид. На плато Гиза самые крупные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле. Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Возрождение Хуфу(Хеопса)». Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была построена на естественном холме.

Файлы: 1 файл

Пирами́да Хео́пса.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Известны десятки египетских пирамид. На плато Гиза самые крупные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле. Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Возрождение Хуфу(Хеопса)». Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была построена на естественном холме. Пирамида Хеопса, самая высокая и самая лучшая из всех египетских пирамид Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.

Высота пирамиды 146,6 м, длина в основании 233 м, общий вес 7 миллионов тонн.

      

Скульптурный портрет царицы Нефертити

Нефертити, египетская царица нач. 14 в. до н. э., супруга Аменхотепа IV. Ее скульптурный портрет был найден в 1912 году в египетском городе Эль-Амарне в мастерской древнеегипетского скульптора Тутмеса. В искусстве был создан новый образ человека; в изображении царицы Нефертити подчеркивалось, главным образом, милосердие и благость, мягкая красота и одухотворенность этой египетской царицы. Скульптурные портреты Нефертити хранятся в музеях Берлина и Каира.

 

Голова Нефертити

Голова предназначалась для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Царица изображена еще юной. Оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ.


Золотой трон Тутанхамона

Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого литым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой фона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

 

 

 

 


Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) . XIV в. до н.э.

Фрагмент скульптуры Ахменотепа 4 (Эхнатона), песчаник, около 1360лет до н э. Арманский период. Каир. Египетский музей. Из храма Бога Солнца. Неправельные удлиненные черты лица свидетельствуют о разрыве традиций, когда фараон изображался как идеальный властитель.     

Аменхотеп IV — самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот — с головой ибиса, богиня Хатор — с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам — Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.    Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона — зримой формы солнечного диска — в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра.    Новый фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона, провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском – атеном), культ которого был распространен уже во времена Аменхотепа III и Тии. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»). Более того, он уничтожил имя «Аменхотеп» на памятниках своего отца (что для египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив.    К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя – древнего соперника Фив – он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, строительством и украшением которой следил самолично, получившую название Ахетатон («Место власти Атона»). Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и проповедовал свое учение среди последователей.

 

Храм в Карнаке


 

 

 

 

Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут , который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Все периоды египетской истории XVI—XI вв. до н. э. оставили здесь следы:  каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.

Храмы. Карнак и Луксор находятся в Фивах. Были построены фараоном Рамзесом и посвящены богу солнца Амону-Ра.  
              Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов. В праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. Храмовый ансамбль в Карнаке во всем своем великолепии и таинственной роскоши представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о древней славе царя всех египетских городов. 
            Храм Карнак - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона. В 1828 молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон начал там раскопки.  
          

 

 

 Гипостильный зал  занимает площадь в 5000 квадратных метров. Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли 134 колонны. В середине зала поднимались 12 "папирусных колонн" высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром. 
            В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити.  
            Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце. 
             В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой Солнце совершает свой путь по небу. Во время больших праздников из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков. Сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже. 
            Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон. У ворот Луксорского храма их встречали жрецы и препровождали к жертвеннику. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова. 
Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами. 
Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов. А в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме.

К сожалению в настоящее время храм находятся на грани разрушения.

 

 

 

Погребальный храм царицы Хатшепсут

Через пять столетий после постройки храма Ментухотепа царица Хатшепсут из 18 династии (Новое Царство) решила выстроить другой склеп в том же месте. Ответственным за осуществление этого проекта был архитектор Се-ненмут. Завершенное строение оказалось столь гармоничным, что здание сравнивалось с греко-эллинистическими храмами. Выделяется, в частности, симметрия пропорций и равномерное соединение каждой из частей данного архитектурного ансамбля.

Строение распределено по трехуровневым ступенчатым террасам, соединенным склонами, которые простираются вглубь ко внутренней части скал. Планировка погребального комплекса сохраняет изначальную серию из храма долины, восходящей мощеной дороги, погребального храма и погребальной часовни, высеченной в скале.

Из долины вверх к погребальному храму ведет мощеная дорога, по сторонам которой находятся сфинксы с лицом царицы, из песчаника небольшого размера. Дойдя до храма, этот ряд продолжается более крупными статуями из красного гранита. Конец дороги выходит к помещению с двумя водоемами, откуда начинается склон на колонной галерее, обеспечивающий доступ на верхний уровень. Вторая терраса являет собой большой квадрат, две стороны которого обставлены колоннами.

Погребальный храм Хатшепсут построен у подножия 300-метровой скалы. Он представляет собой комплекс из трех террас. Средняя терраса украшена фресками, повествующими о путешествии царицы в священную страну Пунт: царица приветствует правителя Пунта. Также фрески есть и в зале Рождения: царица представлена дочерью верховного бога Амона.

На северной стороне, украшенной протодорическими колоннами, имеется часовня, посвященная богу Анубису с головой шакала и углубленная в скалу.

 

 

Большой Сфинкс

Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая, сохранившаяся на Земле, монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище. Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.

Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известной притче о загадке сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса». Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.

 

 

 

Существуют и другие мнения относительно заказчика Сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариеттом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу). Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра. Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафру и его родственников. Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафру, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека. Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде.  Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами — вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка. Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э.

Информация о работе Пирамида Хеопса