Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:12, доклад
Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Известны десятки египетских пирамид. На плато Гиза самые крупные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле. Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Возрождение Хуфу(Хеопса)». Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была построена на естественном холме.
В композиции рельефов чувствуется рука одного мастера, однако фрагменты были исполнены разными мастерами. Основной смысл колонн Трояна- демонстрация действий римской военной машины, прославление побед, и несомненно государственной мощи. Сам император изображен на колонне 90 раз (среди более
чем 2000 фигур), причём в отличие от египтян изображавших своего фараона
более крупным чем слуги, египтяне же не выделяя размером своего императора.
Траян выделен своим начальственным положением (во главе группы легионеров, на
возвышении), и это выглядит более правдоподобно.
Снизу рассматривать спиральный рельеф колонны Траяна было очень не удобно, и
для удобства римляне, специально, оборудовали крыши двух библиотек,
находившихся не подоплеку.
Конная статуя Марка Аврелия
Статуя Марка Аврелия (Конная статуя) - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. Была создана в 160—180-е года. Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в средние века считалось, что изображает она св. Константина. В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело; на нем написано: «ex humiliore loco in area capitoliam». Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum) поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
Дорифор (источник первый)
Римская копия греческого оригинала. Неаполь. Национальный музей.
Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец). Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица – одной десятой всей фигуры. Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. От пифагорейцев же идет теория так называемого золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Если считать Поликлетова Дорифора выразителем его канона, то установлено, что весь его рост относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до макушки. Установлено, что если взять расстояние от пупка до макушки, то оно так относится к расстоянию от пупка до шеи, как это последнее – к расстоянию от шеи до макушки, и если взять расстояние от пупка до пяток, то золотое деление падет тут на коленки. Тексты, приведенные выше по Поликлету, свидетельствуют о том, что пропорции мыслятся им не механически, а органически: они исходят из естественной симметрии живого человеческого тела и фиксируют в нем то, что является наиболее нормальным. Вдобавок, в трактате воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах.
Дорифор - ранний пример классического контрапоста (Контрапост - (от итальянского contrapposto - противоположность) в изобразительном искусстве прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально). Динамизирует ритм фигуры, позволяет передать ее движение или напряжение не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения).Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя."Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью". И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.
Второй источник ( Около 440 г. до н.э.)
«Поликлет – древнегреческий
скульптор второй половины 5 века до н.э.,
прибыл из Пелопоннеса, работал в Арагосе,
Афинах, Эфесе, Олимпии. Ему принадлежит
статуя «Дорифор»(Неаполь, Национальный
музей) . Поликлету приписывается также
«Диадумен», статуя юноши, обвязывающего
голову повязкой победителя, культовое
изображение Геры из золота и слоновой
кости. Свойственна фигурам Поликлета
пропорциональность, бравшаяся позднее
за образец, подчеркивает динамичную выразительность
тела, что является существенным признаком
динамичного изобразительного стиля.
Принадлежит к представителям высокой
классики» . «Поликлет
наиболее ярко выразил в скульптуре идеал
своей эпохи – разносторонне развитую,
здоровую и цельную личность. Красота
человека становится для него мерой ценности
разумно устроенного мира. Мастер утверждает
мысль о том, что каждый человек должен
служить своему городу. В своей статуе
«Дорифора» («Копьеносца»), выполненной
около середины 5 в. до н.э., Поликлет создал
образ юноши-воина, воплощавший идеал
доблестного гражданина.
Равновесие фигуры
достигнуто тем, что приподнявшемуся правому
бедру соответствует опущенное правое
плечо и, наоборот, опустившемуся левому
бедру – приподнятое левое плечо. Такая
система построения человеческой фигуры
(так называемый «хиазм») придает статуе
мерный, ритмический строй.
А́ппиева дорога
А́ппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.
Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.
Аппиева дорога была построена по приказу цензора Аппия Цека в 312 году до н. э. в дополнение к построенной в 334 году до н. э. Латинской дороге, соединявшей Рим с колонией Кальви (лат. Calvi) близ Капуи. Римский историк Тит Ливий в IX книге из «Истории от основания города» (лат. «Ab urbe condita») так пишет об этом событии:
«На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность.»
Диодор пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть (более 1000 стадиев, то есть более половины общей протяженности дороги) названной его именем дороги от Рима до Капуи, расстояние между которыми составляет более 1600 стадиев, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну[3]. Диодор указывает на то, что возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.
III век до н. э.: Второй
небольшой участок был
Вторая половина II века до н. э.: До 122 года до н. э. дорога из Беневента была продолжена через Венузию и Тарент до Брундизия. Тем самым, Аппиева дорога соединила Рим с Эгнатиевой дорогой на Балканском полуострове и стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока.
«Вене́ра Мило́сская»
«Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.
Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю.
Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции — 86х69х93 при росте 164см.
Была найдена в 1820 г. на острове Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. База с подписью автора также утрачена.
Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в 74-м зале на 1-м этаже галереи Сюлли в Лувре. Код: LL 299 (Ma 399).
Скульптура Афины
Парфенон — храм богини Афины — самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. В глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннадами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Сейчас там стоит статуя репродукция, сделанная скульптором Варванионом.
Ника Самофракийская ( ок. 190 до н. э. Мрамор. Высота: 3,28 м. Лувр, Париж) — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из Парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.
Капитоли́йская волчи́ца (лат. Lupa Capitolina) (ок. 500—480 до н. э. Бронза. Высота: 75 см. Капитолийские
музеи Рим) — этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим
признакам датируемая V веком до н.э. и ещё
с античности хранившаяся
в Риме. Изображает (примерно
в натуральную величину) волчицу, вскармливающую
молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных
основателей города. Считается, что волк
был тотемом сабинов и этрусков,
а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.
Впервые Капитолийская волчица упоминается
в «Естественной истории» Плиния; по его словам,
скульптура стояла на Римском форуме около
священной смоковницы. Цицерон пишет, что
скульптура располагалась на Капитолийском холме
и однажды была поражена молнией; также он
упоминает скульптуру «младенца, питающегося
молоком волчицы». С IX века скульптура
располагалась в Латеранском дворце.
Монах-летописец Бенедикт из Соракте
(X век) пишет о «судилище,
устроенном в Латеранском дворце, в месте,
называемом [неразборчиво], а иначе — Матерью
римлян»; суды и казни «у Волчицы» упоминаются
вплоть до 1450 года. По распоряжению Сикста IV изваяние
перенесли в Палаццо деи Консерватори
(1473). В конце XV века были отлиты
бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа
приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло. Гравюра на дереве,
сопровождающая издание популярного в Средние века сборника
«Чудеса града Римского» (лат. Mirabilia Urbis Romae, 1499), изображает Капитолийскую
волчицу уже с мальчиками.
Второй
жемчужиной собрания Пио-Клементинского
музея был и остается знаменитый "Лаокоон".
Обладание двумя этими произведениями
искусства было величайшей честью. Наполеон,
покоривший Европу, одерживавший победы
над лучшими полководцами своего времени,
причислял к числу своих побед, своих триумфом
перевозку в Париж Бельведерской статуи
и "Лаокоона". Этой статуе поклонялись
Микеланджело и Бернини - создатели Ватикана.
А найден он был совершенно случайно, несколько
позднее Аполлона, в 1506 году в подвале
одного из римских домов. Создан же в I
или II веке до н. э.
"Аполлон Бельведерский" и "Лаокоон" - два самых известных произведения искусства на протяжении более чем 3 веков истории европейской культуры. Совершенно разные: один - воплощение спокойствия, чуть женственной грации, другой - олицетворение страдания и … силы. Почти материальных по своей энергии. Связывает их не только легенда о Трое, прославленная Гомером и повторенная Вергилием (из его "Энеиды" известна трагическая история троянского жрица и его сыновей). Аполлон, в свою очередь, принял в той войне сторону троянцев (лишь благодаря его помощи Парис смог поразить Ахилла), которых безуспешно пытался защитить Лаокоон. Их связь в той беспрецедентной роли, что они сыграли в мировом искусстве. Они вдохновляли художников, поэтов, писателей, критиков. Их черты мы найдем во множестве произведений искусства, часто в самых неожиданных местах…