Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель исследование – выявить особенности организация народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии.
Задачи исследование
1.Изучить историю возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре.
2.Выявить технологические подходы к организации народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии
3.Систематизировать этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе использования культуроохранных технологии.
4.Разработать Методические рекомендации специалистов социально культурной сфере по реализации проекта «Загадка русского лета».
Введение...................................................................................................................
1.Научно-теоритические подходы к организации народных праздников и обрядовов средствами культуроохранных технологии.
1.1 История возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре………………………………………………………
1.2 Технологические подходы к организации народных праздников и
обрядов средствами культуроохранных технологии……………………
2. Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта
2.1 Этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе
использования культуроохранных технологии………………………….
2.2 Методические рекомендации специалистов социально культурной
сфере по реализации проекта «Загадка русского лета»………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Содержание
Введение......................
1.Научно-теоритические
подходы к организации
1.1 История возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре………………………………………………………
1.2 Технологические подходы к организации народных праздников и
обрядов средствами культуроохранных технологии……………………
2. Практико-ориентированная
работа по организации
2.1 Этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе
использования
2.2 Методические рекомендации специалистов социально культурной
сфере
по реализации проекта «
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.[1.с 65-68]
В настоящее
время наметился ряд позитивных
тенденций в этой сфере: разрабатываются
перспективные проекты
Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Проблемой культурно массового праздника, так или иначе, занимались Ауэрбах Э., Бодрияр Ж., Бродель Ф., Гидденс Э., Леви-Стросс К., Мосс М., Роуз Ф., Тэрнер В., Фромм Э., Фрэзер Дж. Д., Фуко М., Хейзинга Й., Хюбнер К., Элиаде М., и др. В отечественной литературе серьезному анализу подверг идею праздника М.М. Бахтин в своей работе о творчестве Рабле. Среди отечественных исследователей необходимо назвать таких авторов, как Аверинцев С.С., Белкин А.А., Гагин В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю., Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Мазаев А.И., Нестерук М.М., Пропп В.Я., Рубцова А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг О.М., Эпштейн М.Н., и др.
Объект исследование - культуроохранные технологии.
Предмет исследование-процесс организации народных праздников и обрядов средств культуроохранных технологии.
Цель исследование – выявить особенности организация народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии.
Задачи исследование
1.Изучить
историю возникновения
2.Выявить
технологические подходы к
организации народных
3.Систематизировать
этапы создания проекта «
4.Разработать Методические рекомендации специалистов социально культурной сфере по реализации проекта «Загадка русского лета».
Практическая значимость: заключается в том, что изучены историко – культурные подходы к организации молодёжного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий в учреждениях социально-культурной сферы; выявлена роль рекреативно-оздоровительных технологий в организации молодежного досуга; систематизированы этапы разработки проекта «Загадка русского лета»; разработаны методические рекомендации для специалистов социально-культурной сферы по организации молодёжного досуга.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В культуре Древней Руси
было множество разнообразных
обрядов и ритуалов. Культура
народа неразрывно связана с
его бытом, повседневной
Согласно общепринятому
Термин «обряд» может
Но понятие «обряды» не следует сшивать
с более широким понятием «обычай». Обычай
– это издавна укоренившийся в быту и
ставший традиционным порядок совершения
каких-либо общественных действий, традиционные
правила поведения в определенных ситуациях..
Для доклассового общества характерна
недифференцированность бытовых, производственных
и религиозных обрядов. С возникновением
классового государства и церкви формируются
специфическая церковная обрядность,
ритуалы и церемонии, связанные с общественной
и государственно-политической жизнью
(например, придворные церемонии), и продолжают
существовать традиционные бытовые обряды,
особенно долго сохраняющиеся в крестьянской
среде. К их числу относятся производственные
обряды, связанные с земледелием, например
с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством
(обряды, приуроченные к весеннему выгону
скота), рыбной ловлей, охотой, строительством
новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные
(обряды, связанные с рождением и смертью,
инициации, свадьба и т.д.). В связи с годичной
повторяемостью хозяйственной деятельности
и её календарной приуроченностью обряды
первой группы, в отличие от семейных,
принято называть календарными. Обрядные
действия могли быть магическими (включая
вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными
или игровыми. Для поздних обрядов характерно
развитие символических и игровых элементов
и выпадение или трансформация магических,
генетически связанных с примитивной
аграрной, скотоводческой и промысловой
техникой и с устойчивостью общинных,
родовых и семейных (особенно патриархальных)
отношений. Обряды, исполнявшиеся индивидуально
(и часто тайно), сопровождались у многих
народов прозаическими или стихотворными
заговорами и присловьями; обряды, исполнявшиеся
коллективно (род, племя, община, семья,
артель и т.п.), - песнями. Особую группу
обрядов образуют так называемые гадания
(или магические обряды), предназначенные
для угадывания (предсказания) дальнейшего
течения жизни гадающих. Магические обряды
направлялись на достижение какого-либо
конкретного результата, чаще всего люди
просто стремились отогнать или отпугнуть
враждебные силы. Иногда просили о личном
благополучии, излечение от болезни или
о благоприятных условиях для будущего
урожая. Уже в период капитализма происходят
значительные изменения в обрядовой традиции.
Этот процесс углубляется в период социалистического
переустройства общества.[2.с17-19].
Традиционные обряды, особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых. В СССР и др. социалистических странах формируется новая, социалистическая обрядность. Определяя «обряд» С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, «цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием». В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют.
Обряд состоит из следующих компонентов:
Суть обряда в том, что вещественное, здешнее, сегодняшнее - на какое-то ограниченное время и в какой-то мере -приобщается к невещественному, нездешнему, вечному и освящается им. Такое приобщение с трудом постигается рассудком, но и само по себе оно парадоксально и сродни чуду.
В старинном обряде много чувства, много зримого, ощутимого, основательного, звучного. Но есть в нем мысль и слово. Обряд есть доброе дело, проникнутое словом. В идеале все это слитно, не живет одно без другого, и нет тут главного и не главного.
Исторически сложилось, что слово (лишь слегка вещественное) отделялось от сугубо вещественного, от действия, становилось самостоятельным. Вместе с развитием умственности, просветительства, литературы оно захватывает культурное и культовое пространство. На него возлагали обрядовые смыслы, а прямое вещественное действие все более рассматривалось как «прочее», второстепенное, грубое, простонародное, внешнее. В сравнении с проверенными на опыте и выверенными наукой технологиями обряд все более проигрывал и оправдывался лишь уважением к старой традиции, то есть становился не более чем нравственной нормой.[8.с 75-77].
В обряде сочетаются постоянство и действие. Первое, как таковое, само по себе, непостижимо породняет нас с иномирным, но непосредственно мы наблюдаем прежде всего действие. Слово в обряде не просто сказывается, не просто произносится - оно, вкупе со всем остальным, совершает и действует. Это - первозданная способность слова. Даже повседневное слово отчасти еще сохраняет эту способность, а сакральное слово - тем более. Таким образом, слово не сопровождает натуральное обрядовое действие, а встроено в него.[3.c 5-8].
Не только сам обряд, но и каждый
компонент обряда как семантическая
единица выполняет определенную
функцию. Несколько обрядов, выполняющие
одну функцию в ходе развертывания
обрядового текста, образуют обрядовый
цикл или комплекс. В свою очередь,
несколько обрядовых циклов образуют
ритуал, который характеризует
В научной литературе синонимом
понятия «обряд» часто
Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.). В древнейших религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религиозно-философской систем формируются мифологическая интерпретации ритуала и ритуальные средства «драматизации» мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат «духовной» стороны (вероучения и чувства) перед ритуалом, практически сохранение религиозных отношений в массах обеспечивается в значительной мере действием традиционных систем ритуала, которые составляют наиболее консервативный элемент религии и истолкование которых изменяется в процессе секуляризации общественной жизни. Это делает необходимым рассматривать различные типы ритуала в их связи с исторически складывавшимися нормативно-ценностными системами общества. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет ритуал на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданскую обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).[10.с 35-38].
В любом ритуале существует инвариантный блок обрядов, которые составляют так называемый обрядовый минимум, без которого ритуал не может существовать как символический, ритуальный текст. Обряды не только объективно варьируют (формально и функционально) внутри одного цикла, но и перескакивают из одного цикла ритуала в другой. То же самое относится к обрядовым действиям внутри обряда.