Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследование – выявить особенности организация народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии.

Задачи исследование
1.Изучить историю возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре.
2.Выявить технологические подходы к организации народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии
3.Систематизировать этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе использования культуроохранных технологии.
4.Разработать Методические рекомендации специалистов социально культурной сфере по реализации проекта «Загадка русского лета».

Содержание работы

Введение...................................................................................................................
1.Научно-теоритические подходы к организации народных праздников и обрядовов средствами культуроохранных технологии.
1.1 История возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре………………………………………………………
1.2 Технологические подходы к организации народных праздников и
обрядов средствами культуроохранных технологии……………………
2. Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта
2.1 Этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе
использования культуроохранных технологии………………………….
2.2 Методические рекомендации специалистов социально культурной
сфере по реализации проекта «Загадка русского лета»………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс полостью.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Церемония,  в свою очередь, означает (от лат. caerimonia - благоговение; культовый обряд), установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. В переносном значении - о каком-нибудь действии, длительном или совершаемом методически; условность в поведении.

Свое существование человек  видел в продолжении того миропорядка, который установил великий и могущественный создатель. Он это делал осознанно, пытаясь умилостивить и приобщиться к могущественной силе, чтобы иметь возможность властвовать над миром как она. Имитируя различные силы природы, поведение животных, человек пытался достичь единства с той неведомой силой, которая представлялась ему в виде животных, а проявления ее могущества и власти в стихиях.

Всю свою жизнь человек пытался  подстроить под те циклы природы, которые видел. Но при этом в сознании человека проявлялось одно качество, с которым на протяжении тысячелетий  человек нещадно боролся. Свобода - это базовое качество в душе человека, которое отделило его от окружающего, сказало ему, что он иной, нежели все другие существа на земле. Чтобы стереть это различие, человек полностью подчинил свой образ жизни природным циклам, создал различные обряды, которые  имитировали природные циклы  и вообще любые проявления природы, чтобы слиться с ней, убрать это  различие, которое отделяло его от окружающего.

Понимание того, что человек может  строить свою жизнь по иному, чем  все окружающее, побудило его создать  множество обрядов подтверждающих единство с природой. Человек как  будто понимал, что живет не так, как другие живые организмы, которым  не требовалось этого подтверждения, - они просто жили. Человек же имитировал все природные процессы в своей  жизни, а это значит, что он не только таким образом отгораживал  себя некоторой неестественностью, имитацией, но и создавал творил свой собственный мир.

Именно в первых обрядах человек  закладывал законы своего существования, создавал мир, смыслы в котором были подобны силам, приобщившись к которым  можно управлять миром. Стремление достичь единства постепенно преобразовалось  в сознании человека в поиски счастья  и одновременно в желание управлять  миром, быть подобным творцу всего. А  пути достижения его заключались  в приобщении к силам и смыслам  окружающего мира. Искусственное  создание ситуации, имитация - это первый творческий процесс человека.[5.c 87-89].

Идеи о счастье и образы его  были связаны в сознании человека со смыслами существования окружающего, которые человек пытался превратить в законы для себя и неукоснительно им следовать, лишая себя свободы. Появление  образов, укрепляющих в сознании человека эти смыслы и это единство, ознаменовало собой первый творческий процесс и начало культуры и цивилизации. Символы, заключающие в себе основы смыслов существования и единства человека и окружающей среды, стали  удерживать его в рамках установившихся законов, чтобы сознание этих смыслов  крепко держало человека в обществе и содействовало приобщению к  могуществу сил, правящих миром.

Общественные формации, как продолжение  природных иерархий, лишили человека свободы, подчиняя его непреложным  законам вселенной и общественным законам, которые продолжали законы мира.

Античные представления о творчестве, великих загадках и смыслах мира, символов, заключающих их, понятия  рока и свободы, и связанной с  этим трагедией человека и общества - все это берет начало именно в мифе и мифологическом мировоззрении. Культура человека стала складываться из обрядов, имитирующих стихийные  явления, служащих приобщению к жизни  космоса и к его силе. У разных народов она складывалась в прямой зависимости от климатических условий, так как именно стихии диктовали человеку образ его жизни.

Обрядовая культура является неотъемлемым элементом всей древнерусской культуры и жизни. В России, каждый народный праздник сопровождается обрядами. Праздники - это обряды, которые были основаны на посвящении в тайны природы. Они  совершались при помощи символов, которые носили на себе некоторые  функции природных стихий, и возбуждали чувства в человеке при помощи словесных формул, танцевальных ритмов и т.д.

Объединение людей в рамках своей  культуры, передача, сохранение с его  помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого  коллектива - эти свойства позволили  обрядам прожить века и стать  важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека (рождение, свадьба (венчание) и похороны).

Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу  и человека. Однако обряды еще и  могущественное средство национального  воспитания и сплочения народа в  одно духовное целое (обряд един и  общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с  другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ  не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен, составлял единый и нерушимый уклад жизни. Именно обряды составляют основу русской народной культуры. [6.c 120-122].

Таким образом обрядовая культура является неотъемлемым элементом всей древнерусской культуры и жизни. В России, каждый народный праздник сопровождается обрядами. Праздники - это обряды, которые были основаны на посвящении в тайны природы. Они совершались при помощи символов, которые носили на себе некоторые функции природных стихий, и возбуждали чувства в человеке при помощи словесных формул, танцевальных ритмов и т.д. Термин «обряд» может отождествляться с терминами «традиция», «обычай», «ритуал», «нравы».С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (обряды, связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Технологические особенности  организации народных праздников  и обрядов.

Традиционная  празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для  ее реализации. Русские народные праздники  и обряды – одна из наиболее ярких  и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и  многогранных явлений самого раннего  ее типа – фольклора.

Фольклор  не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с  разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и  обряды, знания и умения, художественное творчество.[18]

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди  которых следует выделить: неразрывную  связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность  к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие  целенаправленного эмоционального  заряда, сохранение элементов языческой  и православной культуры, чувство  юмора.

Система обычаев традиций любого народа –  это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура  традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф  и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция  - сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов,  которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».[9.c 85-89]

Традиционная  празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства  народных праздников уходят во времена  язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их  искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов  церковь  умело приспособила к  своим праздникам, а отдельные  народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.[12.с 88-90]

Однако  найти действенные средства и  методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно  и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

  • Календарно-земледельческого круга;
  • Социальные или семейно-бытовые

Первый  вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год  земледельца на определенные отрезки  времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом  должны были способствовать  воспроизведению  и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в  календарной обрядности встречается  взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.[14]

Второй  вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три  основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и  способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и  похоронной.

(в народе  Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Обряды  календарно-земледельческого круга  связаны с землей, солнцем, небом.

Святки  – зимний праздник ,длящийся две недели от Рождественского  сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый  Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества  Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения  - «страстными вечерами».

Символом  приближающейся весны были наполнены  обряды другого праздника «Сретения  Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Воистину  народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля  начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Праздником  весны считается день весеннего  равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча  весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив  определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине,либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же  «играли» особые песни прибаутки.[17]

Примечателен  праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что  предки обставили ее множеством обрядовых  действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник , который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.[4.с 25-28]

Естественно с течением времени многие праздники  видоизменялись.

Обряды  рождения и детства, роды и все, что  связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен  песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси»,и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.[6.с 52-54]

Информация о работе Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта