Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследование – выявить особенности организация народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии.

Задачи исследование
1.Изучить историю возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре.
2.Выявить технологические подходы к организации народных праздников и обрядов средствами культуроохранных технологии
3.Систематизировать этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе использования культуроохранных технологии.
4.Разработать Методические рекомендации специалистов социально культурной сфере по реализации проекта «Загадка русского лета».

Содержание работы

Введение...................................................................................................................
1.Научно-теоритические подходы к организации народных праздников и обрядовов средствами культуроохранных технологии.
1.1 История возникновения народных праздников и обрядовых действий в славянской культуре………………………………………………………
1.2 Технологические подходы к организации народных праздников и
обрядов средствами культуроохранных технологии……………………
2. Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта
2.1 Этапы создания проекта «Загадка русского лета» на основе
использования культуроохранных технологии………………………….
2.2 Методические рекомендации специалистов социально культурной
сфере по реализации проекта «Загадка русского лета»………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс полостью.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Так во многих драматических и хороводных играх  имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку  вещей и подготовить их к труду  и самостоятельной жизни.

 

В самой природе  человека заложена необходимость органического  сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В  стремлении человека к завтрашней радости  есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы  эстетического  и нравственного  воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение  и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана  со всей воспитательной работой в  данной социальной общности. Она  обеспечивает постоянное воспитательное  воздействие  на людей, отражает их мировоззрение.

Народные  праздники превратились в огромную массовую акцию,  втягивающую в  действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место   в современной системе воспитательной работы.[19]

Анализ  опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют  сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.

-принцип всеобщности;

-принцип использования активности и самодеятельности людей;

-принцип дифференцированного подхода к участникам;

Для системы  воспитания немаловажное значение имеет  и принцип дифференцированного  подхода к участникам, позволяющий  создать гибкую систему воздействия  на массы, тем самым лучше и  действенно показать свои возможности  в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы  народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического  и эмоционально-образного воздействия  на его участников, породить атмосферу  торжественности, эстетического творчества.

Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому  в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда  и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

    • развивающая;
    • информационно-просветительная;
    • культурно-творческая;
    • рекреативно-оздоровительная;

Наиболее  полно развивающее начало воплощено  в информационно-просветительной  функции массовых праздников. Под  термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная  деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой  информации.

Информационно-просветительная  функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных  возрастов и профессий. [15]

 

Таким образом, традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

Фольклор  не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с  разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и  обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди  которых следует выделить: неразрывную  связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность  к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие  целенаправленного эмоционального  заряда, сохранение элементов языческой  и православной культуры, чувство  юмора. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

  • Календарно-земледельческого круга;
  • Социальные или семейно-бытовые

 

Функции народных праздников:

    • развивающая;
    • информационно-просветительная;
    • культурно-творческая;
    • рекреативно-оздоровительная;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Этапы создания проекта «Загадка  русского лета» на основе использования  культуроохранных технологии.

 

Сценарий  представляет подобранную культурно  досуговую программу.

Владеет технологии создание сценария.

уметь способным  к разработке сценарии праздника  социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием культуроохранных средств; уметь  использовать технологии социально-культурной деятельности для проведения мероприятий праздника  с молодёжи;

Актуальность  на сегодняшний день, среди представителей современной молодежи, практически  стерлись представления о исконно  русских традициях. Следую модным тенденциям, наше общество все чаще отрекается от старого в пользу нового, и  зачастую это новое нам диктует  Запад. В следствии, происходит необратимый  процесс умирания русской культуры. 

Нам как специалистам социально- культурной деятельности, следует  обратить особое внимание на данную проблему. Используя культуроохранные технологии, мы планируем добиться популяризации  исторически сложившихся русских  праздников и обрядов. В качестве объекта исследования, а затем  и реализации, нами был выбран такой  праздник, как «зеленые святки». Зеленые  святки – это период летних празднеств на Руси. В этот период (июнь - август), происходили, пожалуй, самые завораживающие действа, совершаемые нашими предками.  Зеленые святки, на прямую, связанны со святками зимними, так как, так же, как и в зимний период, святки летние имеют непосредственное отношение к нечисти и потустороннему миру. Но одно рознит эти два вида святок: традиции зимних, живут в нашей памяти до сих пор, а традиции летних, практически забыты.

Работа с молодежью-одна из самых сложных направлений  деятельности клубных учреждений. Во-первых, потому, что молодежный возраст в  силу объективных причин и для  самого человека один из самых трудных  периодов жизни. Это связано со сложностью процессС социализации, становление человеческой личности, физиологическими особенностями данного периода жизни, с материально - экономической неустойчивостью и т.д. Во-вторых, молодежная аудитория различается многообразием психологических типов, уровней образования, ценностных ориентаций, жизненных позиций. Молодые люди то абсолютно индифферентны, то гиперактивны, непредсказуемы, неадекватны. Это вызывает во взрослых людях раздражение и нежелание идти на контакты с молодыми. Но налаживать контакты необходимо, ибо молодежь является неотъемлемой частью общества, и от того, какая она, во многом зависит уровень качества общества, его экономика, нравственное состояние, его стабильность. Воспитание молодежи должно осуществляться по многим направлениям и через разные социальные институты общества, в том числе и учреждения культуры. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает добровольностью выбора его  различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи. Потребность в  сопереживании удовлетворяется, как  правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственной - экономической, но и в досуговой сфере деятельности.

С помощью  данного мероприятия, в котором  участвуют молодые люди, есть возможность  способствовать укреплению взаимоотношения  в коллективе, семьям проявить взаимопонимание  и взаимовыручку по отношению  к друг другу, проявить свои физические способности, и узнать о своих возможностях. Данное мероприятие способствует овладению новыми навыками такими как: гадание, плести венки, прыгать через костер.

Проект  состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе происходит подбор творческой группы. После подбора  творческой группы следует обсуждение темы и идеи проекта, т.е. важно ответить на такие вопросы (Чем проект будет лучше чем других? В чем изюминка проекта? Какие цели вы хотите раскрыть проектом?).

После того, как выбрана тема, и идея проекта происходит создание названия проекта, которое соответствовало бы вашей теме и идее. Название должно быть кратким и запоминающимся. В данном проекте было создано название: «Загадка русского лета», которое передаёт смысл сценария.

На основном этапе с помощью  творческой группы, которая состоит  из трёх человек, происходит поиск и  анализ литературных источников. Затем  следует написание самого сценария по всем требованиям. Так же на основном этапе предполагается создание рекламной  продукции, а именно: афиша, газетная реклама, брошюры, телевизионная реклама  и т.д. Подготовка реквизита и  оборудования.

На заключительном этапе следует проверка правильности сценария и самого проекта, реализация данного проекта. Затем следует  анализ полученных результатов проекта, т.е. обсуждение плюсов и минусов  данного проекта, заметки на будущее.

Целевая аудитория: молодежь. Цель проекта: популяризация народных праздников и обрядов среди молодого поколения.

Задачи: рассмотреть  историю «Зеленых святок»; дать целевой  аудитории основные понятия о  проекте, и о истории «Зеленых святок»; разработать сценарий проведения «Зеленых святок»; организовать молодежный досуг средствами культуроохранных технологий; проведение праздника «Зеленые святки».

Содержание  проекта: сбор информации о молодежном досуге средствами культуроохранных технологий. Деятельность по компиляции информации о «Зеленых святках» на Руси (изучение архивов, научной литературы и  периодических изданий); ознакомление целевой аудитории с темой, основными понятиями, целями и задачами проекта; начало разработки сценария праздника «Зеленые святки»; составление сметы на реализацию проекта; закупка необходимого реквизита и оборудования для проведения праздника «Зеленые святки»; организация и проведение праздника «Зеленые святки».

Информация о работе Практико-ориентированная работа по организации народных праздников и разработка содержание творческого проекта