Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучить и выяснить принципы композиционного решения и функционального зонирования общественных интерьеров (гостиничных комплексов)
Задачи:
-изучить предпосылки возникновения и развития дизайна общественных интерьеров ;
-описать композиционно стилевые приёмы в дизайне общественных интерьеров, а также функциональное зонирование ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ.
1.1. Предпосылки возникновения и развития дизайна общественных интерьеров ………………………………………………………………….….5
1.2. Композиционно стилевые приёмы в дизайне общественных интерьеров. Функциональное зонирование……………………………………………….11
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ (ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ).
2.1. Основы зонирования интерьера гостиничного комплекса……………23
2.2. Роль композиции в дизайне интерьера гостиничного комплекса…….31
2.3. Композиционные приёмы в зонирование помещения…………………36
2.4. Современные тенденции композиционного решение в современном гостиничном дизайне……………….……………………………………… .40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............
Работая над историческими помещениями, авторы проекта стремятся сохранить аутентичный дух овеянного стариной места. Создавая интерьер гостиницы с нуля, творческая команда объединена идеей создать место непохожее на другие, особенный объект, зачастую нетривиальный архитектурный концепт для ценителей авторских апартаментов. Облик гостиницы и концепция заданы также и классом заведения – это может быть филиал крупной международной сети отелей, гостиница класса люкс, тихий и уютный эксклюзивный отель-бутик, и даже комплекс для загородного отдыха с элементами спорткомплекса, или оздоровительный центр.
Стилистика у дизайна интерьера гостиниц самая разная и, безусловно, задана вкусом и предпочтениями владельца бизнеса. Кто-то считает, что пространство, воздух и свет в архитектуре – самые важные элементы роскоши, кто-то готов мириться со множеством лестниц, закутков, узких коридоров, которые доставляет гостям и персоналу массу неудобств, проходов, соединяющих разные этажи и корпуса – атрибутами старой планировки, ради особого исторического шарма, духа места, истинной изысканности, утонченности деталей и аристократизмом [10, стр. 87].
Дизайн интерьера гостиницы может быть выполнен в едином стиле и подчинятся генеральной концепции, но есть и другой популярный подход – каждая часть, а иногда и каждый номер это отдельная история, все помещения которого бывают настолько подробно декорированы, что кажется, будто находишься не в гостиничном номере, а в обжитом многими поколениями доме.
В основе качественного дизайна отеля и другого общественного интерьера лежит долгий маркетинговый анализ психологии воздействия атмосферы заведения на подсознание и сознание посетителей, знание колористики и архитектоники интерьера, психологического и физиологического воздействия цвета, законы эргономичного расположения оборудования.
В определенной мере к промышленному производству относить область деятельности дизайнера интерьеров можно лишь в сфере типовых производственных или учебных интерьеров. Однако объекты культурного назначения, музеи, выставочные экспозиции, клубы и рестораны, оздоровительные комплексы и гостиницы практически всегда требуют высокопрофессиональных авторских решений. Поскольку в организации эстетической атмосферы подобных общественных интерьеров ведущую роль играют: предметы декоративного и прикладного искусства, репродукции графики и живописи, авторские произведения, монументальное искусство и скульптура [9, стр. 87].
В архитектурном пространстве общественного интерьера невозможно создать уютную и современную обстановку, всерьез не поработав над подбором и расположением мебели, подбором аксессуаров, решением задачи текстильного убранства стен, окон и мебели, фитодизайном и освещением.
Для успешного создания интерьера общественного заведения необходимы знания истории развития искусства декоративного, обширная информация о новых синтетических и полимерных материалах, их возможностях и свойствах, технологиях их обработки. Все это входит в область профессиональных интересов художников-дизайнеров.
2.3. Композиционные приёмы в зонирование помещения
Законченность убранства зависит от индивидуальных склонностей хозяев и определяется принятым принципиальным подходом: функциональным, орнаментально-декоративным и этнографическим. Каждый из них диктует свои закономерности в выборе отделочных материалов, цветовой гаммы, приемов освещения, декоративного убранства. С примером функционального подхода к композиционному решению интерьера мы встречаемся в подсобных помещениях.
Орнаментально-декоративная композиция предполагает использование: декоративных реек, полок, ниш или архитектурных деталей, формирующих пространственную решетку; декоративных экранов с разной фактурой, структурой, цветом, пространственных модулей, построенных на основании квадрата, треугольника и т.п. [7]. Модули собираются в пространственные группы, определяя композиционное построение интерьера.
Применение вертикальных и горизонтальных реек позволяет связать стены между собой и с мебелью, согласовать отдельные предметы мебели между собой. Размещение реек на плоскости стены дает возможность выбрать такое расстояние между рейками, чтобы с их помощью расчленить стену в гармоничном отношении. При закреплении одной горизонтальной рейки плоскость стены делится на две части, которые могут быть соотнесены друг с другом по закону «золотого сечения».
Если возникает необходимость делить плоскость больше, чем на две части, т.е. проводить пропорционирование нескольких высот, то построение «золотого сечения» [5, стр. 32] может быть продолжено, используя концы отрезков в качестве центров окружностей, можно удлинить ряд в обе стороны, сделав отношение каждых двух смежных отрезков пропорциональным. Для нахождения гармоничных отношений между фигурами можно пользоваться методом геометрического построения, используя квадрат в качестве исходной фигуры для перестроения. Пользуясь его диагональю для определения высоты следующего в ряду прямоугольника и повторив это построение с помощью диагонали вновь построенного прямоугольника, можно получить гармонический ряд.
Гармоничные отношения могут быть получены за счет геометрических построений, в основе которых лежит использование таких геометрических фигур, как квадрат, равносторонний треугольник, пятиугольник [11, стр. 123].
Сочетание стороны фигуры с диагональю квадрата, высотой треугольника, отрезка, связывающего две противоположные вершины пятиугольника, в прямоугольнике приводит к тому, что он воспринимается гармоничным и пропорциональным. И, наконец, существует очень простой метод определения пропорциональных отношений с помощью частей человеческого тела. Так, длина кисти руки относится к локтевому суставу как части отрезка, разделенного в «золотых» отношениях. В свою очередь, фаланги пальцев дают гармонически организованный ряд. Гармоничные отношения могут быть использованы и при самостоятельном выполнении или модульном подборе мебели.
Плоскостные элементы, отличающиеся фактурой и цветом, могут крепиться на стене, создавая самостоятельное панно, или переходить с плоскости на плоскость, подчеркивая целостность интерьера. Создавая составное панно на стене прихожей, кухни или другого помещения, приходится выбирать тот или иной принцип орнаментального набора, т.е. заложить в качестве исходного модуля одну, две или три геометрические фигуры. Набор из одной фигуры дает простую геометрическую сетку швов и разнообразие достигается только за счет разнообразия цвета и фактуры самих пластин. Если исходная пластинка представляет собой равномерно покрытую рисунком плоскость, то возможности заполнения поверхности из четырех пластин довольно ограничены [16]. Если же рисунок занимает лишь часть поля, то возможности перегруппировки расширяются, и появляется разнообразие наборов.
При желании заполнить плоскость без каких-либо пустот одинаковыми пластинками можно пользоваться тремя типами геометрических фигур — треугольником, квадратом, шестигранником. Они дают плотный набор и равномерно покрывают поверхность. При равенстве граней названных фигур они могут заполнить плоскость попарно: шестигранник с треугольником, треугольник с квадратом. Все три вида фигур могут совмещаться в едином наборе. Включение восьми- и двенадцатигранников также происходит с помощью соединяющих их квадратов, треугольников, либо сочетанием квадратов и шестигранников.
Использование пластин в интерьере носит декоративно-конструктивный характер. С их помощью могут получить дополнительную обработку дверные проемы. Уже облицовка прямоугольного проема, подчеркнутая красочным покрытием или отделочным шпоном, делает пространство квартиры выразительнее. Усложнение формы проема — закругленность углов прямоугольного проема или придача проему арочной формы — усиливает действенность этого приема.
При оборудовании помещения пространственными модулями возможно использование «ящичного метода» [5, стр. 37]. Из мебельных кубов могут быть набраны спальное место, шкафы, рабочие столы. Исходный квадратный модуль может повторяться и в декоративном убранстве помещения. Изменение геометрии исходного модуля приводит к другому характеру пространства. Это хорошо видно на примере треугольного в плане мебельного модуля. Заполнение этим модулем углов пространстра, объединение в группы делает возможным организовать все необходимые функциональные зоны, расчленить пространство, придать ему запоминающийся образ. И если интерьер, построенный на основании кубического модуля, более спокоен и устойчив, то в случае использования модулей с треугольным основанием пространство жилого помещения кажется более активным, динамичным и сложным.
Наконец, этнографический подход предполагает обращение к культуре и традициям какой-либо страны. Если заказчику нравится культура Востока, главными акцентами интерьера будут растительные узоры и декоративные орнаменты, а если по душе Вам точность швейцарских часов, оформить помещение можно в графическом стиле, используя три основных цвета: черный, белый и один из вспомогательных.
Также здесь важен и «цветовой» вопрос [1, стр. 25]. Надо сказать, что на сегодняшний день критериев оформления интерьера не существует, и сфера дизайна очень демократична. Поэтому выбор цветов за вами. Единственное, что следует запомнить: не использовать в помещении больше трех основных цветов (но их всевозможные оттенки допустимы), также эти цвета должны сочетаться между собой.
После того, как цветовая гамма определена, осталось только подобрать новые аксессуары, например, добавить в интерьер немного экзотики, повесив на стену цветастый ковер, или наоборот, внести минималистскую деталь: вазу простой и лаконичной формы, лишенную орнамента. Тем не менее, с каждым введенным новшеством необходимо помнить о единстве мебели, аксессуаров и цвета стен, не забывать о необычных сочетаниях. Тогда получится не только красивый, но и неповторимый интерьер.
Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу,
отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.
Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция" [9, стр. 15] применяется в двух аспектах: Это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.
2.4. Современные тенденции композиционного решение в современном гостиничном дизайне
На данный момент доминирующей
концепцией в дизайне современных отелей и
открывающихся объектов индустрии гостеприимства
является стиль комфортного минимализма
[16]. В основу идеологии этого стиля заложены
простые геометрические формы, в нем отсутствуют
окружности и радиусы, преобладают контрастные
цвета, как правило, это выбеленный дуб
и венге. Стиль комфортного минимализма
открывает неограниченные возможности
по разработке дизайна номерного фонда
и общественных помещений. Он предоставляет
дизайнерам широкую палитру красок для
создания, как яркий, так и спокойных интерьеров
под любую концепцию, будь то загородный
или городской отель, клубное помещение,
дом или квартира. Комфортный минимализм
– устоявшийся стиль, он не потеряет своей
актуальности и наверняка будет популярен
еще несколько десятилетий.
При комплектации объектов
индустрии гостеприимства вопрос ставится
несколько иначе. На первый план здесь
выступает эргономика мебели и ее соответствие
принятым требованиям [3, стр. 127]. При выборе
мебели отельер должен четко осознавать,
что профессиональная гостиничная мебель
имеет коренные отличия от мебели, предназначенной
для дома или дачи. Она проектируется исходя
из основных требований к стандартам ведущих
гостиничных операторов, опирающихся
на практичность в использовании, соответствие
требованиям систем эксплуатации и служб
“хаускипинга”[6] . Мебель должна быть
не только модной и соответствующей общей
концепции интерьера гостиницы, но и ремонтопригодной,
износостойкой, функциональной.
У ведущих управляющих компаний есть
четко разработанные параметры определения
качества мебели, которая утверждена головным
офисом. Исходя из них и выносится решение,
соответствует ли мебель заявленной категории
звездности или нет. Согласование мебели
с оператором, который будет управлять
гостиницей – это длительный и сложный
путь, в котором не существует мелочей.
Значение имеет все. Производитель, материалы,
размеры мебели, площади рабочих поверхностей,
количество предметов интерьера.
Многие производители берутся
за производство гостиничной мебели и
неизбежно сталкиваются с целым рядом
проблем, связанных с согласованием и
утверждением, в итоге стоимость конечной
продукции возрастает [3, стр. 132].Существенное
влияние на цену так же оказывают и сложности
технического процесса производства профессиональной
мебели.
На сегодняшний день в России не существует
обязательной сертификации гостиниц.
Однако если у отельера появляется желание
сертифицировать гостиницу, есть определенная
процедура и ряд условий, исходя из которых,
объекту индустрии гостеприимства присваивается
тот или иной уровень звездности. По нему
профессионалам гостиничного бизнеса
будет несложно сделать выводы об особенностях
комплектации гостиницы.
У каждого оператора свой стандарт.
В рамках короткой статьи невозможно перечислить
их все. Стандарты ведущих управляющих
компаний похожи, но и есть и свои принципиальные
различия. Если обобщить, то можно сказать,
что уровень звездности прямо пропорционален
максимальному уровню комфорта, который
отель способен предоставить своим клиентам.
Мы внимательно следим за мировыми
тенденциями в обустройстве и разработке
дизайна предприятий гостиничного комплекса.
Cпециалисты изучают стандарты ведущих
гостиничных операторов. Мы регулярно
принимаем участие в тендерах, конкурсах
на поставку и международных специализированных
выставках. ЗАО «РусИтал»[17] является членом
Российского Союза Туриндустрии и ассоциированным
членом Московской Областной Гостиничной
Ассоциации.
При оборудовании холлов
необходимо учитывать несколько факторов
– предполагаемое количество посетителей
и основные маршруты их перемещения. Ремонтопригодность
и возможность быстрой замены любого элемента
оборудования также имеет весьма существенное
значение, поэтому отельеры должны закупать
мебель, которая будет продаваться в ближайшие
десять лет [16]. Ключевым принципом при
создании ресепшен должно быть обеспечение
максимального удобство работы оператора,
от этого зависит уровень и скорость обслуживания
клиентов. Помимо этого ресепшен не должен
выбиваться из общего дизайна входящей
группы.
Для конференц-залов огромное
значение имеет время, которое тратится
на переоборудование зала, поэтому вся
мебель, используемая в них должна быть
многофункциональной и легко переноситься
с место на место. Для этих целей как нельзя
лучше подходят штабелируемые стулья,
отличающиеся по форме и размерам столы-трансформеры,
раскладные официантские столы, переносные
сцены, кафедры для выступлений, разборные
танцполы, ширмы и презентационное оборудование.
Особенное внимание следует уделять звукоизоляции
конференц-зала [3, ср 135]. Для этого используйте
ковры с высокой плотностью и только в
порядке исключения деревянные полы или
полы из ламинита, пригласите профессионального
специалиста по акустике. Помните о том,
что распашные двери при том же качестве
дверного полотна имеют меньшую степень
звукоизоляции по сравнению с одностворчатыми
дверьми. Все конструкции и оборудование
должны производить приятное впечатление
на гостей, особенно если предусматривается
возможность объединения
нескольких помещений . Дизайн-проект
должен удовлетворять заказчика, а мебель
соответствовать стандартам управляющих
компаний и отвечать требованиям служб
хаускипинга[15].
Для того, чтобы не ошибиться в выборе мебели и оборудования для гостиниц следует постоянно держать руку на пульсе современных гостиничных технологий, изучать стандарты ведущих мировых операторов, следить за тенденциями рынка, работать с только с компаниями, имеющими большой опыт работы в данной области.гостиничном дизайне.
Для достижения поставленной цели изучения принципов композиционного решения и функционального зонирования в дизайне общественных интерьеров (гостиничных комплексов) были выполнены следующие задачи:
Изучив предпосылки
возникновение и развития