Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является создание туристического продукта.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
изучение литературных и картографических источников;
анализ понятия «экологический туризм»;
выявление основных видов экологического туризма;
составление маршрута «экологический туризм»;
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие рекреации и туризма…………………………………………………....5
Понятие «экологический туризм», виды и особенности
экологического туризма…………………………………………………….. 5
География экологического туризма и его воздействие на природу… …10
Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма …19
Маркетинговые исследования рынка экологического туризма ……………...22
SWOT анализ Северобайкальского района по развитию
экологического туризма……………………………………………………. ...22
Анализ рынка и рынок сбыта эко - туристического продукта в
Республике Бурятия………………..……………………………………… …...24
Проект экологического тура в Северобайкальском районе
Республики Бурятия………………………………………………………….. .28
Маршрут экологического тура «Золотые тропы» на Севере Байкала………28
Экскурсионный тур на тур «Золотые тропы» на Севере Байкала…………...34
Реклама и продвижение разрабатываемого туристического продукта
«золотые тропы» на Севере Байкала……………………………………… ..38
Заключение …………………………………………………………………… 44
Список использованных источников…………………………………
Туристская деятельность может привести к негативным последствиям: к нежелательным изменениям природы горных склонов, к загрязнению их отходами и т.п. Развитие рекреационной деятельности оборачивается многолюдьем, резким увеличением числа автотуристов. Вопросы охраны природных ресурсов должны решаться задолго до начала эксплуатации рекреационной территории, т.е. ещё в стадии проектирования. Обусловлено это тем, что именно природные ресурсы являются основой, «градообразующей базой» развития рекреационного хозяйства. «Градообразующая база» должна быть максимально сохранена ввиду сложности результативных мероприятий и их высокой стоимости.
Туризм, как правило, выступает фактором, который стимулирует выявление, охрану, реставрацию и рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических ценностей. Это происходит потому, что принимающая иностранцев страна мобилизует рекреационные ресурсы, чтобы достойно встретить гостей, дольше их задержать на своей территории и составить самое благоприятное впечатление в целях, прежде всего рекламного характера для потенциальных туристов. Во-вторых, это встречное стремление путешественников искать и находить новое, интересное и полезное во время зарубежных поездок. В-третьих, возможность использования части поступлений от туризма на охрану и восстановление национальных богатств [3].
В настоящее время большинство стран Европы провели паспортизацию природных и исторических ценностей, что позволило наметить правильные пути развития туризма и охраны национальных богатств. Принятие в последние годы в ряде стран строгих мер, направленных на охрану природы, создание новых национальных парков и заповедников, попытки научного определения допустимых нагрузок на природу т.п. - всё это в значительной степени отразило стремление предельно нейтрализовать негативные стороны бурно развивающегося международного туризма и одновременно создать для него наиболее благоприятную обстановку, сохранить и улучшить природно-географическую обстановку, сохранить и улучшить природно-географическую среду. Озеленение городов, борьба против шума и наведение чистоты тоже в известной степени результат требований развития туризма.
Отрицательное влияние туризма, сказывается, прежде всего, на природных богатствах стран или районов массового отдыха и путешествий. Особую привлекательность для туристов имеют нетронутые лесные ландшафты. Конечно, лесные пожары, связанные с разжиганием костров, в основном относятся к явлениям, характеризующим внутренний туризм, а не международный, поскольку комфортабельно обставленные маршруты иностранных туристов, как правило, не сопровождаются приготовлением пищи на кострах. Однако вырубка лесов, вызванная созданием туристских комплексов, которые требуют расчистки площадок для строительства, стала сопутствовать развитию международного туризма.
Национальные парки - один их наиболее притягательных объектов для туристов. Так, в США посещаемость национальных парков достигает 90 млн. своих и иностранных туристов в год.
И как бы желательно ни относились к природе организаторы поездок и посетители, всё же из-за чрезмерного числа людей на ограниченных площадях национальных парков происходит распугивание животных и вытаптывание растительности. Совершенствование коммуникаций, создание торговой сети и отелей на заповедных территориях, вызываемое стремлением создать для туристов сервис и получить повышенную прибыль, также не способствует сохранению первозданных ландшафтов [1].
Из этого следует что, политика развития туризма с учётом экологического воздействия становится всё более актуальной, и всемирная туристская организация предлагает много программ по охране окружающей среды.
Охрана и преобразование рекреационных территорий включает в себя определение норм нагрузок на природные комплексы, выделение зелёных зон и курортных лесов, охрану рекреационных земель, лесоустроительные мероприятия, охрану подземных вод и минеральных ресурсов и источников, сохранение чистоты воздушного бассейна и т.д.
1.3
Мировые тенденции и
Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой организации, экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития на период до 2020 г.
Согласно экспертным оценкам количество населения, озабоченного состоянием природы, растет. Основной поток экотуристов в мире составляют жители промышленно-развитых стран, интересующиеся природой и бытом, сохранившимся в девственных уголках планеты. Особый интерес представляют экзотическая природа и культура стран Африки, Азии, Центральной Америки. Целенаправленная политика принимающих стран способствует формированию большого потока экотуристов в Кению, Танзанию, ЮАР, Китай, Таиланд, Эквадор, Коста-Рику, а также в Новую Зеландию, Австралию и др. Вместе с тем большую долю в туристских потоках составляют путешественники, интересующиеся нетронутой природой собственной страны или стран своего континента. Такие поездки характерны для американцев, путешествующих по собственным национальным паркам, европейцев, выбирающих для отдыха нетронутые территории скандинавских стран и др [6].
Для определения потенциала экотуристских рынков Германии, США, Великобритании, Канады, Испании, Франции и других стран, лидирующих в формировании выездного туристского потока, - ВТО провела в 2002 г. специальные исследования. Наиболее репрезентативные сведения были получены в ходе оценки экотуристского сегмента туроператорского рынка Германии. Результаты исследования опубликованы в специальном докладе ВТО «Экотуристский рынок Германии» 2001.
Глобальный туристский рынок в Германии имеет тенденцию устойчивого роста: в 1972 г. общее количество туристских поездок немцев составило 24,8 млн. в 1982 г. оно увеличилось до 31,1 млн. в 2000 г. составило 62,2 млн. Несмотря на то что внутренний туризм для немцев является туристским направлением номер один, его доля в стране постепенно сокращается (с 47% в 1972 г. до 29,3% в 2000 г.), а доля поездок за рубеж увеличивается. Европейские турцентры являются для немцев лидирующими зарубежными направлениями: доля Испании достигает 14,2%, Италии - 9,3%, Австрии - 6,6%. Особо популярным направлением в последнее время становится Турция. В то же время наблюдается тенденция к увеличению туристских поездок на дальние расстояния. Доля неевропейских направлений па туристском рынке Германии только за 1999 и 2000 гг. возросла с 13 до 14%. В 2000 г. из общего числа поездок (44 млн.) немецких туристов за рубеж 2,3% (1,4 млн.) пришлось на Северную Америку; 2,0% (1,3 млн.) - на острова Карибского бассейна, Южную и Центральную Америку; 5,4% (3,4 млн.) - на другие неевропейские туристские центры. Анализ тенденций поведения немецких туристов на ближайшие годы показал, что интерес к поездкам на дальние расстояния будет расти, их объем увеличился с 6,8% в 1999 г. до 10% в 2010 г.[4]
В России экотуризм также приобретает все большую популярность. Российская система особо охраняемых природных территорий в настоящее время является одной из крупных в мире: в нее входит 101 заповедник, 41 национальный парк, 69 заказчиков[1].
Такие российские регионы, как Карелия и Алтай, уже делают упор на экологический туризм как на наиболее перспективный путь развития региона. Байкальский регион так же ориентируется на развитие туризма, и именно экологический туризм может способствовать не только экономическому развитию региона, но и сохранению богатств его природы.
Проблема развития экологического туризма в России заявила о себе с новой силой осенью 2010 г. При обсуждении подготовленного Министерством природы РФ проекта Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения на период до 2010 г. [1]. В ходе обсуждения концепции поднимается вопрос развития экологического туризма как важного механизма развития регионов Российской Федерации, укрепления экономической основы ООПТ, экологического просвещения граждан.
Премьер-министр РФ в 2011 г. Владимир Владимирович Путин указал на необходимость развития экологического туризма в российских заповедниках, подчеркнул, что важнейшим приоритетом в соответствующей работе остается сохранение природы, высказался в пользу увеличения бюджетного финансирования ООПТ. Согласно проекту бюджета, ассигнования на развитие ООПТ в 2011 г. Было вложено 1,5 млдр.р., гораздо больше, чем в 2010 г.
2. Маркетинговые исследования рынка экологического туризма
2.1 SWOT анализ развития экологического туризма в
Северобайкальском районе
Таблица 1. Сильные и слабые стороны Северобайкальского района
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Организационные |
Наличие опыта защиты природы общественными организациями, опыта организации экологического туризма в регионе, научного потенциала |
Разобщенность участников экотуристической деятельности |
Ресурсные |
Действуют три ООПТ, 1 биосферный заповедник,2 заказника. Уникальная экосистема. Уникальное этническое разнообразие народов, проживающих на территории Северобайкальского Района. Экологические традиции буддизма и шаманизма |
Замусоренные зоны. Хаотичная застройка прибрежных зон. Неконтролируемые автопотоки. Слаборазвитая инфраструктура. Невысокая продуктивность, ранимость природной экосистемы Байкала |
Финансовые |
Получение федеральной поддержки по развитию экологического туризма в трех ООПТ Северобайкальском районе |
Недостаточное финансовое обеспечение заповедников и национальных парков. Нехватка денежных средств на охрану и защиту природы |
Маркетинговые |
Включение Байкала в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В 2010 г. Включение Байкала в список лучших мест отдыха Lonely planet |
Недостаток рекламной информации и пропаганды экологического туризма в Северобайкальском регионе на внутреннем и внешнем рынках, отсутствие узнаваемости Байкальского региона на мировом рынке |
Таблица 2. Возможности и угрозы, влияющие на развитие экологического туризма в Северобайкальском районе
факторы |
Возможности |
Угроза |
Факторы спроса |
Популярность экологического туризма в мире. Экологический туризм стал модным брендом. Рост в секторе экологического туризма выше, чем в целом по туризму. По данным ЮНВТО, в мире экотуризм предпочитают от 12 до 15 % туристов, и их число в среднем ежегодно возрастает на 30% в год |
Среди российских туристов спрос на экологические туры пока не высокий. В Северобайкальском районе прибывает незначительное количество иностранных экотуристов |
Факторы конкуренции |
Неповторимость природы, включение озера Байкал в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО |
Экологический туризм активно развивается в странах- соседях, конкурентах: Монголия, Казахстан, Китай. Такие российские регионы, как Алтай, Карелия и Бурятия, так же делают упор на развитие экологического туризма |
Факторы сбыта |
Наличие в регионе организации предпринимателей, туроператоров, занимающихся экологическим туризмом |
Удаленность Северобайкальского района от мест проживания экотуристов, что отражается на стоимости путевки |
Экономические факторы |
Рост доходов населения |
Конкурентоспособность с другими странами и регионами неблагоприятно влияет на уровень роста посетителей-туристов Северобайкальского района |
Политические и правовые факторы |
Политическая стабильность в стране. Курс на экологизацию экономики |
Непроработанность правовой базы экологического туризма |
Научно-технические факторы |
Развитие экологических технологий |
Недостаточная научная проработанность базы экологического туризма. Существует спор о возможности развития экологического туризма в заповедниках |
Этнокультурные факторы |
Отсутствие межнациональных и других конфликтов, стабильная политическая обстановка в Северобайкальском районе |
Повышение межнациональной напряженности в результате присутствия туристов, негативно настроенных по отношению к местным народностям |
Социально-культурные факторы |
Дружелюбные местного населения, самобытная культура жителей сельских поселений, большое количество национальностей с их неповторимыми традициями |
Недостаточно высокая общая и экологическая культура населения |
Природные и экологические факторы |
Усталость населения мира от жизни в индустриальных городах и наличие у него потребности общения с первозданной природой |
Стремление предпринимателей получить сверхприбыли в сфере экологического туризма может нанести серьезный урон окружающей среде |
Международные факторы |
Экологизация мировоззрения, осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единство с человеческим обществом |
Необходимо развивать международное сотрудничество |
Таблица 3. SWOT – анализ развития экологического туризма в
Северобайкальском районе
Показатель |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
1)В мире экологический туризм становится все популярнее. Природный потенциал Северобайкальского района позволяет успешно развивать данный вид туризма. Этому способствует значительное количество ООПТ, уникальная экосистема , разнообразие народов, проживающих на территории региона. 2)Используя научный потенциал, опыт туроператоров экологического туризма, общественных организаций, необходимо отработать схему развития экологического туризма на двух модельных территориях, финансируемых из федерального бюджета, для распространения положительного опыта на другие территории региона. 3)В связи с ухудшением состояния окружающей среды и усталостью населения от жизни в индустриальных крупных городах у него возникает потребность в отдыхе, путешествиях, наблюдении за природой и общении с ней, эти процессы будут увеличивать спрос на экотуры как в России, так и в мире |
1) Создание рабочей группы по развитию экотуризма в Северобайкальском районе, объединяющей представителей государственных структур, туристического бизнеса и научного экспертного сообщества, целью которой будет грамотное планирование развития экологического туризма в регионе. 2) За счет применения экологических технологий снизить количество сбросов сточных вод в Байкал и выбросов в атмосферу (в первую очередь от БЦБК), убрать мусор на побережье. 3)Проведение мероприятий, направленных на улучшение имиджа Северобайкальского региона, пропоганда экологического туризма на внутреннем и внешнем рынках |
Угрозы |
1)Недостаточно высокая общая и экологическая культура населения, привычка граждан и предприятий к бесплатности природных ресурсов могут навредить экологии региона, однако уже накоплен немалый опыт в деле защиты и охраны окружающей среды , опыт организации экологического туризма в регионе, который поможет решить эту проблему. 2)Используя научный потенциал, необходимо продолжить методологическое и правовое обоснование экотуризма как одного из самых перспективных направлений туриско-рекреационной деятельности Северобайкальского района. 3)Обеспечение единого информационного пространства и вовлечение заповедников в мировую систему развития экологического туризма. Обеспечение регулярного обмена информацией между российскими структурами, разделяющими принципы экологического туризма, и международными организациями |
1)Стремление предпринимателей получить сверхприбыли в сфере экологического туризма может нести серьезный урон окружающей среде. При недостаточном финансировании природоохраняемых прогамм, неразвитости экотуристической инфраструктуры, замусоренности территории, ранимости природных экосистем окружающей среде региона может быть нанесен серьезный урон. Поэтому необходимо разработать и внедрить механизмы мониторинга и контроля экологического туризма в целях недопущения населения ущерба природным комплексам и объектам. 2)Деятельность БЦБК негативно влияет на имидж всего туризма Северобайкальского района, а удаленность Северобайкальского района от мест проживания экотуристов (что повышает стоимость тура) и наличие сильных конкурентов замедляют развитие экологического туризма в районе, поэтому необходимо разработать комплекс мероприятий, улучшающих экологический имидж региона, и проводить комплексное решение проблемы высоких транспортных цен |