Путешествие и туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении феномена туризма
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Выявить социокультурные основания межкультурной коммуникации в современном мире.
Различие туризма и путешествия
Феномен туризма

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования. Культурологическое понимание современного мира формируется под воздействием существенной трансформации межкультурного взаимодействия, которое приобретает значение парадигмы развития глобального общества. Межкультурная коммуникация представляет собой инструмент воздействия на контактирующие культуры в современном мультикультурном и мультиязычном мире. Ее содержание, виды и формы обновляются по мере становления информационного общества как мирового феномена. Это особенно заметно там, где новые информационные технологии снимают барьеры пространства и времени в контактах людей и превращают межкультурную коммуникацию в повседневность человеческих индивидов и сообществ. Международный туризм, выступает как многоаспектная и многофункциональная система взаимодействия представителей разных культур: индивидов и групп, реализующих свои интересы, потребности, мотивации в видах и формах туризма, специалистов, профессионально занимающихся туристской деятельностью, инициативных (направляющих туристов) и рецептивных (принимающих туристов) сообществ, для которых международный туризм стал частью их повседневной жизни и отчетливым фрагментом лингвокультуры.

Обзор литературы: Теоретической основой для исследования являются работы Ачмиза А.К «Туризм как социокультурное являение», Мошняга Е.В. «Концептное пространство в системе международного туризма», Боголюбов В.С., Орловская В.П. «Экономика туризма», Н.И. Павлова Г.А., Пчелинцев Ю.И. «Сфера туризма: социально экономическая природа, значение развития.»

Объектом исследования выступает феномен туризма

Предметом исследования являются сущность, характер и специфика туристического пространства.

Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении феномена туризма

Достижение  поставленной цели предусматривает  решение следующих задач:

  1. Выявить социокультурные основания межкультурной коммуникации в современном мире.
  2. Различие туризма и путешествия
  3. Феномен туризма
  4. Туристическая картина мира
  5. Типы и роли туризма и туристов
  6. Экотуризм
  7. Развитие туризма в России

Методология:

Использованы системный подход к исследованию феномена туризма

 Феноменологический подход,

Герменевтический анализ текстов

 

Социокультурные основания в межкультурной  коммуникации в современном мире.

Среда обитания человека является его коммуникативной средой, а вся жизнь человека образует непрерывный процесс общения с окружающей реальностью, с самим собой и себе подобными.

Коммуникация  является  социально обусловленным процессом взаимообмена информацией, сообщениями, мыслями, идеями, знаниями, чувствами, верованиями, ценностями с помощью культуросообразных вербальных и невербальных сигналов.

Межкультурная коммуникация обладает своей специфической природой, сущностью и особенностями, отличающими ее от всех других типов социального взаимодействия. Межкультурная коммуникация представлена как динамическая система. Исследованы базовые принципы межкультурной коммуникации: динамизм, символизм, контекстуальность и саморефлексия (Л. Самовар, Р. Портер, Э. МакДэниел), раскрывающие базовые основы коммуникации.

Цель межкультурной коммуникации состоит, прежде всего, в достижении межкультурного понимания. Понимание  как мыслительный и когнитивный  процесс предполагает декодирование  знаков и символов культуры или в  случае с межкультурной коммуникацией  – систем символов и знаков контактирующих культур. Как философское понятие  «понимание» многими своими сторонами  примыкает к главному вопросу  межкультурной коммуникации – вопросу  о значении, и в этом смысле под  «пониманием» подразумевается искусство  постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешние  выражения (П. Рикёр).

Мошняга, в работе «Концептное пространство в системе международного туризма» рассматривает любые культурные процессы как процессы коммуникации, которые реализуются через текст как единицу коммуникации. Сфера культуры, по Машняге, есть область символизма. Любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом. Кроме текстовой обусловленности коммуникации можно также сказать о культурно-символьной обусловленности в целом: только при наличии уникальных, но понятным членам коммуникации, символам, может происходить коммуникация.

Содержание  и формы межкультурной коммуникации в системе международного туризма  становятся и развиваются как  результат взаимодействия между  субъектами социокультурной деятельности в туризме – авторами туризма на уровне индивидов, групп, социальных общностей, этнокультурных, профессиональных и бизнес-сообществ, организаций и учреждений, принадлежащих к разным культурам. Это взаимодействие осуществляется в туристическом пространстве с целью достижения адекватного и эффективного взаимопонимания исходя из потребностей совместной деятельности. В силу этого применительно к туризму межкультурная коммуникация понимается как общение между представителями и носителями разных культур, как встреча «своего» и «чужого» и как взаимодействие идентичностей, что обусловливает, с одной стороны, существование и расширение различных культурно-специфических видов и форм межкультурных контактов, а с другой – развитие и трансформацию самих идентичностей в процессе межкультурного взаимодействия в туристском пространстве. Обосновывается, что в глобальном туристском пространстве культура туризма (в том числе, туристская отраслевая культура) определяет и направляет туристскую коммуникацию, а коммуникация, в свою очередь, поддерживает, укрепляет, воссоздает и транслирует культуру туризма.

Диалог культур (межкультурный диалог) и даже шире – диалог цивилизаций (межцивилизационный диалог) является эффективной формой межкультурной коммуникации и инструментом сглаживания межнациональных, межрасовых, межэтнических, межконфессиональных противоречий и напряженности, движения к миру и стабильности, устойчивого развития, решения задач сохранения природно-культурной окружающей среды и культурного разнообразия, как средство и модель решения цивилизационных проблем современного мультикультурного глобализирующегося мира а также как стратегия культурной политики государств в мультикультурном мире.

Таким образом межкультурная коммуникация может возникать там, где активно развиваются социальные и культурные процессы. Развитость социокультурных институтов субъектов межкультурной коммуникации позволяет создавать поле для коммуникации, таким образом, являясь неотъемлемым условием данной коммуникации.

В туристском пространстве важным фактором развития диалога культур является культурно-историческое наследие народов, которое рассматривается не только как ресурсный потенциал, но и  как гуманитарный императив развития.

Межкультурная коммуникация служит онтологической, аксиологической и эпистемологической моделью освоения туризма как социокультурной практики человечества. Однако социокультурный обмен совершается не только в рамках туризма, но так же и в процессе путешествия.Возникает вопрос: в чем различия путешествия и туризма. Для ответа на этот вопрос проведем анализ этих понятий.

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие и туризм

Путешествия и туризм - два неразрывно связанных  понятия, которые характеризуют  определенный образ жизнедеятельности  человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов  деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания. 
 
В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств.  
Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла и обозначающий перемещение людей в пространстве и времени. 
 
Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником. При определенных характеристиках и условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также "посетителем". 
 
Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле. 
 
В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий. 

Для более  глубокого понимания процесса туризма  проведем феноменологический анализ этого  процесса.

 

 

 

 

Феномен туризма

Существующие на сегодняшний день определения туризма могут быть объединены в две группы. В первую группу вошли определения, которые  носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых аспектов туризма  или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента  для решения конкретных задач (например, для статистических исследований). Во вторую группу вошли дефиниции, которые  охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражают единство всего многообразия свойств  и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но инородных явлений. 
 
По определению, принятому ООН в 1954 г.: "Туризм это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства". В 1980 г. на Филиппинах была принята Манильская декларация по мировому туризму, которая провозгласила: "Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения". 
 
В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1981 г. в Мадриде, туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 г. статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: "Туризм это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями". 
 
В научной литературе также существует много различных подходов к определению туризма. Так, например, П.Бернекер определяет туризм как совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам. В. Азар формулирует понятие туризма как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом". 
 
Универсальность форм туристского общения позволяет давать также расширенную трактовку понятия туризма как особого рода межличностную деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни. 
 
Широкое распространение получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему туризм рассматривается как совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы. 
 
Также популярным определением туризма стало следующее: туризм временное перемещение людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. 
 
Определение туризма в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 № 132-ФЗ звучит следующим образом: "Туризм временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".

Туризм выполняет сходные с  массовой культурой функции –  удовлетворяет потребности людей  в рекреации и релаксации в  условиях постоянного стресса. Механизм производства туристских услуг приводит к постоянно расширяющейся сфере  потребления, представляющей вариативный  и непрерывно обновляемый набор  турпродуктов. Оперируя базовыми мифами, продукт приобрел символическое значение. Путешествия помогают получить максимум образов за минимальный период времени, что является определенной моделью восприятия окружающей среды в современном обществе. Туризм выражает потребности современного человека в нарастающих темпах смены образов реальности.

Феномен туризма фокусирует в себе наиболее значительные трансформации  и тенденции развития современного общества, а именно -мобильность, акцентирование потребительских приоритетов, виртуализация, визуализация, информатизация, глобализация. С помощью комплексного анализа исследований различных отраслей социогуманитарного знания выделяется ряд аспектов, конкретизирующих содержание путешествия и туризма, таких, как антропологический, семиотический, коммуникативный, деятельностный, пространственный. Помимо выделенных аспектов важнейшее значение для концептуализации многообразия феномена туризма играет пространственный аспект.

Феномен туризма является качественной характеристикой  глобального общества, концентрирующей  в себе географический, жизненный, социальный, культурный уровни пространства и задающей вектор их взаимодействия в поле глобального  туризма. Являясь неотъемлемой характеристикой современной культуры, встраиваясь в систему социальных отношений, туризм привел к формированию туристской картины мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туристская картина мира.

Туризм представляет собой особую область концептуализации, т. е. речь идет не о наивной и не о научной  картинах мира в их традиционном классическом разграничении, а о специальной (туристской) картине мира. Туристская картина мира может быть отличной от других как у отдельного индивида, так и у микро- или макрогруппы в зависимости от туристского опыта индивида, позиции его страны в мировом туристском пространстве, особенностей туристской отраслевой культуры страны-участницы туристских обменов и многих других факторов.

Концепты туризма, как правило, конкретны и единичны, уникальны  и единственны, что и является предпосылкой их отнесенности к специализированному  туристскому узусу и дискурсу в целом, а также условием гармонизации национальных терминосистем в рамках глобального концептного туристского пространства.

Информация о работе Путешествие и туризм