Путешествие и туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении феномена туризма
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Выявить социокультурные основания межкультурной коммуникации в современном мире.
Различие туризма и путешествия
Феномен туризма

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Туристская культура – совокупность программ человеческой деятельности, способов поведения и коммуникации в системе туризма, представленных через многообразие идей, знаний, навыков, правил, норм, образцов деятельности, паттернов поведения, ценностных ориентаций и нравственных установок, составляющих образ места как туристской дестинации, формирующих его целостность, идентичность, знаковый туристский образ.

. Туристская дестинация – это социальное пространственно-временное конструирование туристского опыта.

Концепт туристский взгляд отражает идею упорядочивания и регулирования взаимоотношений туриста с туристской средой, отграничения себя от «Другого». Концептуация понятия туристский взгляд реализуется в контексте ландшафта, который трактуется как дискурс. Приводится и анализируется типология туристского взгляда: 1) зрительский; 2) благоговейно-почтительный; 3) антропологический; 4) экологический; 5) опосредованный (Дж. Эри).

 

Анализ различных тенденций  развития туристской концептосферы показывает, что доминантным и сквозным трендом является постмодернизм. Постмодернизация культурных событий и мифов, являющихся фокусом развития событийного туризма и формирования туристских дестинаций, находит свое отражение в туристском дискурсе и соответственно – в концептосфере туризма. Эстетика постмодернизма оказывает мощное влияние на тенденции концептообразования в глобальном туристском пространстве, в частности: дедифференциация турпродукта; симуляция и симулякризация туристского пространства, объектов туристского показа, событий, а также туристского культурного опыта; тиражирование однотипной гиперреальности в туристских дестинациях, тематических парках и других подобных объектах; продвижение видов туризма, построенных на концепциях гедонизма, двусмысленной амбивалентности, алогизма, игры, иронии; фрагментарность, мозаичность и эклектичность туристского опыта и т. п. Посттуризм окажет серьезное воздействие как на сами туристские практики, так и на появление новых концептных рядов, отражающих их природу и характер. Симулякризация как значимая тенденция развития семиотики туризма находится в концептуальном единстве с образом туризма как индустрии мечты.

Концепт аутентичность (authenticity) в современных условиях определяет характер туристских контактов во всем концептном пространстве международного туризма, т. е. представляет собой базовый концепт, отражающий различные измерения и аспекты аутентичности туристского опыта в контактах с другими культурами, распространяясь как на культуру местного сообщества, так и на транснациональную туристскую культуру.

Аутентичность создается культурно-историческими условиями, а также уменьшается или утрачивается, когда реалия теряет связь с культурной и природной средой. Рассмотрен человеческий фактор (влияния специалистов из разных областей на отбор, определение места и времени показа культурных реалий) как фактор нарушения аутентичности артефакта в традиционалистском смысле понимания аутентичности. Исследуется постмодернистский феномен аутентичности подделки и аутентичности симулякра. Доказывается, что туристский опыт может быть аутентичным и при интеракции с неаутентичным объектом.

Этичность строится на соблюдении правил и норм туристской этики и означает существование и принятие всеми субъектами коммуникации системы моральных принципов, руководящих их поведением в общем коммуникативном пространстве. Доказывается, что этика современного мирового сообщества – это этика взаимозависимости, этика, больше построенная на различиях, нежели на общности между культурами, социумами, группами и индивидами, этика сохранения культурного разнообразия и диалога культур во имя выживания. Современная этика проявляется в культурной восприимчивости, основанной на осознании, что культурные различия не являются чем-то чужеродным, враждебным или экзотическим, а также открытости к принятию «инаковости» и стремлении ее сохранять для будущих поколений, исходя из признания и уважения прав человека, сообщества как туристской дестинации и живой культуры на существование.

Концептуально этичность охватывает как сферу профессиональной туристской деятельности, так и поведенческие аспекты реализации путешественниками своих туристских мотиваций, интенций и целей на маршрутах и в дестинациях. Туристы могут быть вовлечены в этическую деятельность как через пассивное соблюдение правил и норм, так и через активное прямое участие в волонтерских, благотворительных, экологических, культурных и других специальных туристских проектах. Типология современных этических проблем в глобальном туристском пространстве включает такие вопросы, как этика культурных различий, охранная этика, этика аутентичности, нравственный релятивизм, утилитаризм, права человека и животных, справедливость распределения доходов и благ от туризма, коммуникативная этика и др

 

Рассмотренные выше понятия, образовывающие туристскую картину мира, имеют различную  форму, в зависимости от разных типов  туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления в туризме и роли туристов

Туризм  как социокультурное явление имеет различные модификации в зависимости от сформировавшихся социокультурных отношений.

Экскурсионный туризм (экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширение кругозора и интеллекта. Для экскурсионного туризма так же, как и для рекреационного, характерными являются поездки и на групповой, и на индивидуальной основе);

 деловой туризм (вторая половина 20 столетия ознаменовалась развитием и интернационализацией внешнеэкономических отношений, что способствует росту международных контактов, и поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер); обучающие туры (в них внимание, как правило, уделяется обучению языкам, но, кроме того, могут быть туры с обучением какому-либо виды спорта, спортивным играм, а также по повышению квалификации и т.д.);

 развлекательные туры (Эти туры очень популярны и разнообразны. Их продолжительность невелика (2-4 дня); программа таких туров состоит в основном из развлечений (посещение праздничных мероприятий, ресторанов, концертов и т.д.);

 научный туризм (посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками).

 Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни1.  
 
Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль. 
 
Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства. 
 
По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. 
 
Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. 
 
В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей. 
 
Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками. 
 
Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г.

 
Как правило, основная часть туристов во время путешествия испытывает необходимость в наличии чего-либо "знакомого", распространенного  в месте их проживания.  
Большое значение в адаптации туриста к "новому" имеют его индивидуальные качества. Условный подбор типичных комбинаций соотношения "нового" и "знакомого", составляющих определенную типологию туристов, позволяет выделить четыре туристские роли: 
 
1. Организованный массовый турист. Туристский маршрут для него формируется заранее. Организованный массовый турист приобретает пэкидж-тур, воспринимая и расценивая его как очередной товар, предлагаемый для массовой реализации; во время поездки не принимает почти никаких решений. Соотношение между "новым" и "знакомым" - максимум "знакомого", минимум "нового". 
2. Индивидуальный турист. Маршрут для него также планируется заранее, но не полностью, и в этом состоит главное отличие индивидуального туриста от организованного массового туриста. Индивидуальный турист частично участвует в формировании тура, контролирует время поездки и маршрут, не ограничен рамками группы, все услуги получает исключительно от туристских организаций. Доминантой является "знакомое", но уже в меньшей степени. 
3. Турист-исследователь. Организует поездку самостоятельно, избегает избитых туристских маршрутов, но предпочитает комфорт, свойственный массовому туризму, при размещении, перевозке и т. п. Турист-исследователь пытается сблизиться с местным населением. Активнее, чем организованный массовый и индивидуальный туристы, отрывается от "знакомого", но при определенных обстоятельствах всегда готов вернуться к нему. "Новое" доминирует, но существует небольшая приверженность к "знакомому". 
4. Турист-бродяга. Активно уходит от "знакомого", отвергает любые формы связи с туристскими организациями, считает общепринятый туризм "пресным", лишенным привлекательности. Турист-бродяга склонен все выполнять самостоятельно и рассчитывает только на себя. У него нет фиксированного маршрута, графика передвижения, четкой цели путешествия. Он полностью погружается в культуру местности, по которой путешествует. "Новое" полностью доминирует над "знакомым". 
 
Роли организованного массового туриста и индивидуального туриста имеют институциональные (устоявшиеся) туристские формы. 
 
Роли туриста-исследователя и туриста-бродяги имеют неинституциональные туристские формы, которые принято считать "открытыми", потому что их взаимодействие с туристскими организациями минимально. 
 
Институциональный туризм является массовым. Все услуги по перевозке, размещению, питанию и т. д. заблаговременно бронируются туристскими организациями, которые берут на себя заботу о туристе от начала до окончания поездки. Программа тура содержательно предлагает "незнакомое", но задача институционального туризма состоит в том, чтобы дать туристу возможность принять "незнакомое" без ощущения дискомфорта.

Каждый  регион обладает аттрактивными элементами (достопримечательностями), способными привлечь туриста. Некоторые достопримечательности имеют мировую известность, стали своего рода "туристской маркой" страны и являются естественными средствами привлечения туристов, например швейцарские Альпы. Есть достопримечательности, создаваемые искусственно для привлечения туристов, например Диснейленд. Посещение и естественных, и создаваемых достопримечательностей является обязательным элементом массового туризма. 
 
 
Знакомство туриста-исследователя со страной посещения, ее культурой, населением достаточно глубоко. Он пытается изъясняться на местном языке, но при этом не полностью "растворяется" в среде. Стремится, в отличие от туриста-бродяги, лучше узнать местных жителей, но не старается стать одним из них. 
 
Открывая новое интересное место, турист-исследователь "прокладывает дорогу" для массового туризма, который заинтересован в новых маршрутах. 
 
Если турист-исследователь представляет своеобразную интерпретацию путешественника, то турист-бродяга является, скорее, странником из прошлых веков. По своему мировоззрению и модели путешествия турист-бродяга является феноменом: ищет незнакомую среду и прямых контактов с местным населением, путешествует без определенного маршрута и расписания, а также без конкретного места назначения. Не ищет комфорт и живет просто, насколько позволяют, как правило, скромные материальные возможности. В качестве средств передвижения использует все, что можно: велосипед, лодку, попутный транспорт, много ходит пешком. Туриста-бродягу можно выделить в особую субкультуру, представители которой являются своего рода оппозицией массовому туризму. 
 
В условиях необходимости решения глобальных экологических проблем появляется такое направление как экологический туризм. Существование данного явления говорит о глубоком внедрении туризма, как социо-культурного явления, во все сферы жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический туризм

Особое  внимание я хотела бы уделить экологическому туризму как одному из направлений туризма, активно развивающемуся в наши дни. Экотуризм ставит своей целью минимизировать губительный эффект, который туризм может нанести природной среде и самобытной культуре коренных жителей. Практически это сводится к тому, что экотуристы ходят маленькими и хорошо подготовленными группами. Руководители групп тщательно готовят своих подопечных к тому, что им предстоит увидеть и как они должны при этом себя вести, просвещая их относительно самого региона, культуры местных жителей, о животном и растительном мире края. Какие бы районы они не посещали, экотуристы стараются сделать все от них зависящее для сохранения природных богатств края, который они посещают.

Информация о работе Путешествие и туризм