Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:09, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении феномена туризма
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Выявить социокультурные основания межкультурной коммуникации в современном мире.
Различие туризма и путешествия
Феномен туризма
Туристская культура – совокупность программ человеческой деятельности, способов поведения и коммуникации в системе туризма, представленных через многообразие идей, знаний, навыков, правил, норм, образцов деятельности, паттернов поведения, ценностных ориентаций и нравственных установок, составляющих образ места как туристской дестинации, формирующих его целостность, идентичность, знаковый туристский образ.
. Туристская дестинация – это социальное пространственно-временное конструирование туристского опыта.
Концепт туристский взгляд отражает идею упорядочивания и регулирования взаимоотношений туриста с туристской средой, отграничения себя от «Другого». Концептуация понятия туристский взгляд реализуется в контексте ландшафта, который трактуется как дискурс. Приводится и анализируется типология туристского взгляда: 1) зрительский; 2) благоговейно-почтительный; 3) антропологический; 4) экологический; 5) опосредованный (Дж. Эри).
Анализ различных тенденций развития туристской концептосферы показывает, что доминантным и сквозным трендом является постмодернизм. Постмодернизация культурных событий и мифов, являющихся фокусом развития событийного туризма и формирования туристских дестинаций, находит свое отражение в туристском дискурсе и соответственно – в концептосфере туризма. Эстетика постмодернизма оказывает мощное влияние на тенденции концептообразования в глобальном туристском пространстве, в частности: дедифференциация турпродукта; симуляция и симулякризация туристского пространства, объектов туристского показа, событий, а также туристского культурного опыта; тиражирование однотипной гиперреальности в туристских дестинациях, тематических парках и других подобных объектах; продвижение видов туризма, построенных на концепциях гедонизма, двусмысленной амбивалентности, алогизма, игры, иронии; фрагментарность, мозаичность и эклектичность туристского опыта и т. п. Посттуризм окажет серьезное воздействие как на сами туристские практики, так и на появление новых концептных рядов, отражающих их природу и характер. Симулякризация как значимая тенденция развития семиотики туризма находится в концептуальном единстве с образом туризма как индустрии мечты.
Концепт аутентичность (authenticity) в современных условиях определяет характер туристских контактов во всем концептном пространстве международного туризма, т. е. представляет собой базовый концепт, отражающий различные измерения и аспекты аутентичности туристского опыта в контактах с другими культурами, распространяясь как на культуру местного сообщества, так и на транснациональную туристскую культуру.
Аутентичность создается культурно-историческими условиями, а также уменьшается или утрачивается, когда реалия теряет связь с культурной и природной средой. Рассмотрен человеческий фактор (влияния специалистов из разных областей на отбор, определение места и времени показа культурных реалий) как фактор нарушения аутентичности артефакта в традиционалистском смысле понимания аутентичности. Исследуется постмодернистский феномен аутентичности подделки и аутентичности симулякра. Доказывается, что туристский опыт может быть аутентичным и при интеракции с неаутентичным объектом.
Этичность строится на соблюдении правил и норм туристской этики и означает существование и принятие всеми субъектами коммуникации системы моральных принципов, руководящих их поведением в общем коммуникативном пространстве. Доказывается, что этика современного мирового сообщества – это этика взаимозависимости, этика, больше построенная на различиях, нежели на общности между культурами, социумами, группами и индивидами, этика сохранения культурного разнообразия и диалога культур во имя выживания. Современная этика проявляется в культурной восприимчивости, основанной на осознании, что культурные различия не являются чем-то чужеродным, враждебным или экзотическим, а также открытости к принятию «инаковости» и стремлении ее сохранять для будущих поколений, исходя из признания и уважения прав человека, сообщества как туристской дестинации и живой культуры на существование.
Концептуально этичность охватывает как сферу профессиональной туристской деятельности, так и поведенческие аспекты реализации путешественниками своих туристских мотиваций, интенций и целей на маршрутах и в дестинациях. Туристы могут быть вовлечены в этическую деятельность как через пассивное соблюдение правил и норм, так и через активное прямое участие в волонтерских, благотворительных, экологических, культурных и других специальных туристских проектах. Типология современных этических проблем в глобальном туристском пространстве включает такие вопросы, как этика культурных различий, охранная этика, этика аутентичности, нравственный релятивизм, утилитаризм, права человека и животных, справедливость распределения доходов и благ от туризма, коммуникативная этика и др
Рассмотренные выше понятия, образовывающие туристскую картину мира, имеют различную форму, в зависимости от разных типов туризма.
Направления в туризме и роли туристов
Туризм как социокультурное явление имеет различные модификации в зависимости от сформировавшихся социокультурных отношений.
Экскурсионный туризм (экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширение кругозора и интеллекта. Для экскурсионного туризма так же, как и для рекреационного, характерными являются поездки и на групповой, и на индивидуальной основе);
деловой туризм (вторая половина 20 столетия ознаменовалась развитием и интернационализацией внешнеэкономических отношений, что способствует росту международных контактов, и поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер); обучающие туры (в них внимание, как правило, уделяется обучению языкам, но, кроме того, могут быть туры с обучением какому-либо виды спорта, спортивным играм, а также по повышению квалификации и т.д.);
развлекательные туры (Эти туры очень популярны и разнообразны. Их продолжительность невелика (2-4 дня); программа таких туров состоит в основном из развлечений (посещение праздничных мероприятий, ресторанов, концертов и т.д.);
научный туризм (посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками).
Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной
страны с постоянного места жительства
в пределах национальных границ той же
страны для отдыха, удовлетворения познавательных
интересов, занятий спортом и в других
туристских целях. Внутренний туризм не
представляет собой, отдельную сферу,
а связан со всеми другими секторами национальной
жизни1.
Международный туризм
- систематизированная и целенаправленная
деятельность предприятий сферы туризма,
связанная с предоставлением туристских
услуг и туристского продукта иностранным
туристам на территории Российской Федерации
(въездной туризм) и предоставлением туристских
услуг и туристского продукта за рубежом
(выездной туризм). Туризм во многих странах
- деятельность, находящаяся под пристальным
вниманием государства как экономически
выгодная и прибыльная отрасль.
Имеет также место понятие национальный туризм -
совокупность деятельности в сфере внутреннего
и выездного туризма, т. е. обслуживание
туристов из числа жителей своего государства.
По способу организации различают плановый
и самодеятельный туризм.
Плановый туризм - любые
виды туризма, разрабатываемые и реализуемые
организаторами туризма - туроператорами.
Плановый туризм регулируется государством
с помощью законодательных и нормативных
актов. Он составляет основу индустрии
массового туризма. Начало плановому туризму
положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал
продавать туристские услуги в пакете:
перевозку, экскурсии и питание.
В значительной степени плановый туризм
является главной составляющей деятельности
различных коммерческих организаций и
предпринимателей.
Самодеятельный туризм
- специфический вид общественной туристской
деятельности, осуществляемый на добровольной
самодеятельной (любительской) основе.
Самодеятельный туризм основывается на
деятельности добровольных туристских
объединений, союзов и туристских клубов,
которые издают собственные нормативные
акты, регулирующие туристскую деятельность,
проводят походы, туристские слеты и соревнования,
издают собственную туристскую методическую
литературу и периодические издания. Самодеятельный
туризм имеет программно-нормативные
основы, определяющие направления, характер,
содержание туристской общественной практики,
требования по овладению туристскими
умениями и навыками.
Социальный туризм - разновидность
туризма, субсидируемая из средств, выделяемых
на социальные нужды в целях создания
условий для путешествий школьникам, молодежи,
пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны
и труда и иным гражданам, которым государство,
государственные и негосударственные
фонды и иные благотворительные организации
оказывают социальную поддержку как наименее
обеспеченной части населения при использовании
их права на отдых. Это положение было
закреплено в Манильской декларации по
мировому туризму в 1980 г.
Как правило, основная часть туристов
во время путешествия испытывает
необходимость в наличии чего-
Большое значение в адаптации туриста
к "новому" имеют его индивидуальные
качества. Условный подбор типичных комбинаций
соотношения "нового" и "знакомого",
составляющих определенную типологию
туристов, позволяет выделить четыре туристские
роли:
1. Организованный массовый турист. Туристский
маршрут для него формируется заранее.
Организованный массовый турист приобретает
пэкидж-тур, воспринимая и расценивая
его как очередной товар, предлагаемый
для массовой реализации; во время поездки
не принимает почти никаких решений. Соотношение
между "новым" и "знакомым" -
максимум "знакомого", минимум "нового".
2. Индивидуальный турист. Маршрут для
него также планируется заранее, но не
полностью, и в этом состоит главное отличие
индивидуального туриста от организованного
массового туриста. Индивидуальный турист
частично участвует в формировании тура,
контролирует время поездки и маршрут,
не ограничен рамками группы, все услуги
получает исключительно от туристских
организаций. Доминантой является "знакомое",
но уже в меньшей степени.
3. Турист-исследователь. Организует поездку
самостоятельно, избегает избитых туристских
маршрутов, но предпочитает комфорт, свойственный
массовому туризму, при размещении, перевозке
и т. п. Турист-исследователь пытается
сблизиться с местным населением. Активнее,
чем организованный массовый и индивидуальный
туристы, отрывается от "знакомого",
но при определенных обстоятельствах
всегда готов вернуться к нему. "Новое"
доминирует, но существует небольшая приверженность
к "знакомому".
4. Турист-бродяга. Активно уходит от "знакомого",
отвергает любые формы связи с туристскими
организациями, считает общепринятый
туризм "пресным", лишенным привлекательности.
Турист-бродяга склонен все выполнять
самостоятельно и рассчитывает только
на себя. У него нет фиксированного маршрута,
графика передвижения, четкой цели путешествия.
Он полностью погружается в культуру местности,
по которой путешествует. "Новое"
полностью доминирует над "знакомым".
Роли организованного массового туриста
и индивидуального туриста имеют институциональные
(устоявшиеся) туристские формы.
Роли туриста-исследователя и туриста-бродяги
имеют неинституциональные туристские
формы, которые принято считать "открытыми",
потому что их взаимодействие с туристскими
организациями минимально.
Институциональный туризм является массовым.
Все услуги по перевозке, размещению, питанию
и т. д. заблаговременно бронируются туристскими
организациями, которые берут на себя
заботу о туристе от начала до окончания
поездки. Программа тура содержательно
предлагает "незнакомое", но задача
институционального туризма состоит в
том, чтобы дать туристу возможность принять
"незнакомое" без ощущения дискомфорта.
Каждый
регион обладает аттрактивными элементами
(достопримечательностями), способными
привлечь туриста. Некоторые достопримечательности
имеют мировую известность, стали своего
рода "туристской маркой" страны
и являются естественными средствами
привлечения туристов, например швейцарские
Альпы. Есть достопримечательности, создаваемые
искусственно для привлечения туристов,
например Диснейленд. Посещение и естественных,
и создаваемых достопримечательностей
является обязательным элементом массового
туризма.
Знакомство туриста-исследователя со
страной посещения, ее культурой, населением
достаточно глубоко. Он пытается изъясняться
на местном языке, но при этом не полностью
"растворяется" в среде. Стремится,
в отличие от туриста-бродяги, лучше узнать
местных жителей, но не старается стать
одним из них.
Открывая новое интересное место, турист-исследователь
"прокладывает дорогу" для массового
туризма, который заинтересован в новых
маршрутах.
Если турист-исследователь представляет
своеобразную интерпретацию путешественника,
то турист-бродяга является, скорее, странником
из прошлых веков. По своему мировоззрению
и модели путешествия турист-бродяга является
феноменом: ищет незнакомую среду и прямых
контактов с местным населением, путешествует
без определенного маршрута и расписания,
а также без конкретного места назначения.
Не ищет комфорт и живет просто, насколько
позволяют, как правило, скромные материальные
возможности. В качестве средств передвижения
использует все, что можно: велосипед,
лодку, попутный транспорт, много ходит
пешком. Туриста-бродягу можно выделить
в особую субкультуру, представители которой
являются своего рода оппозицией массовому
туризму.
В условиях необходимости решения глобальных
экологических проблем появляется такое
направление как экологический туризм.
Существование данного явления говорит
о глубоком внедрении туризма, как социо-культурного
явления, во все сферы жизни людей.
Экологический туризм
Особое внимание я хотела бы уделить экологическому туризму как одному из направлений туризма, активно развивающемуся в наши дни. Экотуризм ставит своей целью минимизировать губительный эффект, который туризм может нанести природной среде и самобытной культуре коренных жителей. Практически это сводится к тому, что экотуристы ходят маленькими и хорошо подготовленными группами. Руководители групп тщательно готовят своих подопечных к тому, что им предстоит увидеть и как они должны при этом себя вести, просвещая их относительно самого региона, культуры местных жителей, о животном и растительном мире края. Какие бы районы они не посещали, экотуристы стараются сделать все от них зависящее для сохранения природных богатств края, который они посещают.