Путешествие и туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении феномена туризма
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Выявить социокультурные основания межкультурной коммуникации в современном мире.
Различие туризма и путешествия
Феномен туризма

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Экологический туризм можно определить как туризм, предполагающий, прежде всего, пребывание человека в условиях "открытой> природы, его непосредственное взаимодействие с живописными, экзотичными, неповторимыми явлениями природы и объектами, удовлетворяющими познавательные, научные, краеведческие потребности человека.

Принципиальное  отличие экологического туризма  от других его видов - это регламентацияповедения туристов на природе, охрана природных ландшафтов от перегрузки и загрязнения, предотвращение деградации природных ресурсов, представляющих собой огромную ценность как раз с точки зрения развития индустрии туризма.

В настоящее время значительное количество туристов отдают предпочтение именно экологическому туризму, о чем свидетельствуют  растущая популярность пеших экскурсионных  маршрутов и увеличение посещаемости привлекательных в природном  и культурном отношении мест.

Важнейшая основа экологического туризма - качество окружающей среды. Понимая это, многие государства вкладывают значительные инвестиции в отрасль, чтобы улучшить условия для туристов в национальных парках, заповедниках, на других природных  и исторических территориях.

Объектами экологического туризма являются природные  территории, памятники истории, культуры и архитектуры, используемые в познавательных, образовательных, научных и иных целях, что обусловливает и многообразие направлений экологического туризм:

Познавательное направление - ознакомление туристов с наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления туристов с окружающей средой являются учебные экологические тропы - наиболее специализированные маршруты для обучения на природе. Только в рамках данного направления возможна разработка разнообразнейших по сложности и предлагаемой тематике туристских маршрутов, рассчитанных на различный возрастной и образовательный уровень отдыхающих.

Научное направление - особая форма экологического туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации, например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу представителях флоры и фауны; о природных явлениях, исторических памятниках и т.д. К этому направлению можно отнести "конгрессный> туризм - своеобразное "природное> дополнение международных совещаний, семинаров и конгрессов, сопровождающихся выездом на природные территории.

Спортивное направление - занятия горным туризмом, водным сплавом, спортивным ориентированием и т.д. в сочетании с ознакомлением с горными, водными и лесными ландшафтами, флорой и фауной данной местности. Для Казахстана большой перспективой обладают такие экзотичные виды спортивного экологического туризма, как конные и верблюжьи туры.

К данному направлению может быть отнесено спортивное рыболовство по специальным лицензиям.

Необходимо  отметить, что для развития экологического туризма требуются значительные и разнообразные ресурсы. Именно эта его особенность влияет на территориальную организацию туристской деятельности, формирование новых туристских районов и их специализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туристическая культура в  России

 

Развитие  туризма с XV по XIX век

В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия  Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин  все записывал, все замечал. Особый интерес у него вызвала Турция и Аравия.

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему  свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия  являлись средством для того, что  бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить  язык. В XVIII веке стало обязательным отправлять детей в Европу, как  для учения, так и для того, что бы они учились жизни путешествий.

До  середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные  цели.

В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.

В России первые экскурсии проводило  “Общество восстановления христианства на Кавказе”. Первые экскурсии в 1870 году в городе Тифлисе, проводили  для учеников Александровской школы, изучая достопримечательности Кавказа. Многие организации использовали экскурсии  для просвещения народа. Экскурсионная  деятельность этих организаций привела  к тому, что стали открываться  музей, исторические и культурные памятники, различные выставки.

Следует подчеркнуть, что туризм в России в 19в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права  в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения  был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными.

Итак, мне бы хотелось, подвести некоторый  итог развитию туризма в России, которое можно разделить на 5 этапов.

Просветительский  этап - длился до 1890 года. Этот этап характеризуется  развитием горного туризма, началом  экскурсионной деятельности и лечебно  оздоровительного отдыха.  
Предпринимательский этап – длился с 1890 года до 20 годов XX века. В это время в России активно строятся железные дороги. Появляются туристические организации, клубы, общества, компании. Это время элитарного туризма, путешествовали состоятельные слои общества.  
Организационно-централизованный – 20-60 года XX века. Основная черта этого этапа – централизация туризма. Преобладали социальные функции над хозяйственными.  
Административно-нормативный – длился с 1970 года до 1990 года. Этот этап характеризуется быстрым развитием планового и социального туризма, при нарастающих темпах резкого отставания качества от мировых стандартов.  
Переходный этап – с 1990 годов до наших дней. Особенность состоит в том, что начался переход к экономическим методам развития туризма на законодательной основе.  
Но, не смотря на все сложности, которые испытывает на сегодняшний день туристическая отрасль в России, она продолжает развиваться.

 

В настоящее время развитие туризма  в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким  налогообложением, экономической нестабильностью  и т.д. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти  в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется  осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить  квалифицированные кадры, научить  предпринимателей успешно конкурировать  на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства. 
 

В эпоху глобализации пространственное измерение феномена туризма существенным образом воздействует на культурное пространство, диктуя ему собственные  ценности, подчиняя его своим целям  и задачам, ставя таким образом вопрос об аутентичности культурных объектов, целостности, гармоничности культурного ландшафта. Глобальные туристские потоки влекут тотальное освоение туристских маршрутов, что в результате ведет к замещению социальной реальности туристским пространством культуры. Данное явление -следствие того, что туризм принял столь обширный размах и превратился в бизнес, в производство удовольствий, в результате чего «туристская колонизация» стала определять пространственный облик общества. При этом размах туристской колонизации пространства стал очевиден не так давно, когда исследователи отметили такие негативные последствия массового туризма, как воздействие на экологическую систему региона, обострение проблемы миграционных потоков, вандализм, рост уровня преступности в туристском регионе.

В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. 
 
Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транс портные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.  
 
По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе. 

Для туризма важно определить категорию  места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей. 
 
Например, по статистике внутреннего туризма важно ограничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 мин при расстоянии в несколько километров, для крупного города - поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать и минимальный промежуток от-сутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в Москве или Волгограде это расстояние находится в пределах городской черты. Очень непростой вопрос -являются ли туристами дачники, следующие на свои дачи в выходные дни на расстояние более 120 км? Мало кто из имеющих в России участки согласится назвать эти поездки отдыхом и туризмом, скорее, это тяжкий труд. 

 Определение периода свободного времени исходит из общего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой. 
 
Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государст- вами исключительно для туризма. Главные цели туризма: раз-влекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр. 
 
Туризм - важная составляющая экономики многих госу-дарств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на экс-., плуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживавмых категорий населения разделяется на внутренний и международный.

 
Туристский бизнес предполагает сложную  систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих  услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского  продукта; определение объема оказываемых  услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение  инвестиций; взаимодействие с другими  компаниями; взаимоотношения с государственными органами.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом  туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные  возможности России позволяют при  соответствующем уровне развития туристической  инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих  в Россию иностранных гостей с  деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что  не соответствует ее туристическому потенциалу.

Анализ современного состояния  внутреннего туризма указывает  на недостаточный уровень его  развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими  развитие въездного туризма, в настоящее  время являются:

  • образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
  • действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
  • неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
  • отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
  • отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Информация о работе Путешествие и туризм