Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 05:06, курсовая работа
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применён немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ ещё в средневековых гильдиях, причём нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Корпоративная культура и культура фирмы
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры 5-6
1.2 Модель Г.Харрисона 6-9
2. Влияние корпоративной культуры на деятельность организаций
2.1 Формы и стороны корпоративной культуры 10-11
2.2 Миссия организации 12-13
2.3Психологический климат 13-14
3.Пути решения проблем, возникающих в процессе формирования корпоративной культуры
3.1 Мотивация трудового поведения 15-17
3.2 Основные направления по формированию корпоративной культуры
18-19
3.3 Инструменты повышения мотивации сотрудников
Исследования, проведенные экспертно-аналитической группой "ЭКСПАНС" среди туристских фирм и их клиентов (опрошено было порядка 500 респондентов и с той, и с другой стороны), показали, что развитие корпоративной культуры у российских туристских организаций находится на зачаточном уровне, хотя положительная динамика ее роста прослеживается (ПРИЛОЖЕНИЕ А) /12/.
Из представленных данных, видно, что
потребители нуждаются в проявлении корпоративной
культуры у туристских фирм более, чем
они сами. Следовательно, спрос на корпоративную
культуру у туристских организаций превышает
предложение, а значит, в ближайшее время
конкурентоспособность организаций на
рынке будет определяться не только ценой
турпродукта, но и наличием у компаний
корпоративной культуры.
Целостная корпоративная
культура невозможна без понимания миссии
туристской организации, в которой представлены
базовые цели компании.
2.2 Миссия организации
Фактически миссия организации - это концентрированное выражение философии и политики, провозглашаемое и реализуемое высшим руководством. По мнению некоторых руководителей туристских компаний, в настоящее время миссия туристских фирм заключается в разработке и предоставлении потребителю комплексного, высококачественного, продуманного до мелочей и обеспеченного всеми необходимыми составляющими продукта, имеющего свою индивидуальность и способного с течением времени трансформироваться и модифицироваться – продукта.
Однако формирование миссии - это лишь
часть культурной политики компании. Уровень
корпоративной культуры непосредственно
отражает поведенческий кодекс, так как
в нем содержатся правила и нормы поведения,
основанные на принципах общечеловеческой
морали, ритуалы и традиции делового поведения
в различных ситуациях межличностного
общения. Чтобы эти принципы работали,
мало их разработать и зафиксировать в
организационных документах, они должны
быть доведены до сознания каждого сотрудника.
В современных усилиях необходимы переориентация
корпоративной культуры на человеческую
индивидуальность, уважение к отдельной
личности и органичное соединение собственных
интересов с системой коллективных отношений.
Уровень корпоративной культуры отражает
уровень организационного развития коллектива
(наличие команды в организации - высокий
уровень развития коллектива). В такой
системе человек рассматривается не как
функционер, а как личность в широком смысле
слова.
Объединение людей происходит
на основе общих ценностей и норм, при
этом отсутствуют какие-либо предписания
сверху, кроме общечеловеческих норм и
требований. Создаются благоприятные
условия для развития инициативы и творческой
активности работника.
Не отрицаются элементы
расчета и выгоды, что позволяет сказать
о важнейшем командном принципе - оптимальном
сочетании личных и организационных интересов.
2.3 Психологический климат
в организации работы
Психологический климат в организациях индустрии туризма зависит от различных факторов, в том числе и от стиля и методов руководства, личностных качеств руководителя. Различная степень сплоченности коллектива формируется на основании благоприятной обстановки на работе. В подавляющем большинстве случаев руководитель способен повлиять на формирование благоприятного психологического климата, задавая такие базовые установки, которые определят порядок взаимоотношений в коллективе. В некоторых организациях индустрии туризма благоприятную обстановку сотрудники оценивают как единственный и главный мотивирующий фактор в их деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) /12/.
Психологический
климат строится на взаимоотношениях
между руководством и подчиненными. При
оценке отношений "руководитель - подчиненный"
лидерство принадлежит непосредственно
начальнику.
Несмотря на общую переориентацию к демократической концепции управления со стороны рядовых сотрудников, руководство пытается использовать прежние, преимущественно командно-административные методы воздействия на подчиненных, которые позволяют выполнить больший объем работ, чем при демократическом стиле управления. Однако относительно низкая мотивация, меньшая оригинальность мышления, напряженный психологический климат в коллективе, агрессивность сотрудников обусловливают поиск других типов управления.
Положение усугубляется еще тем обстоятельством, что жесткий стиль управления дополняется неуважительным отношением к человеку и профессионалу. В некоторых туристских организациях такое положение дел приводит подавляющее большинство сотрудников (98%) к разочарованию. Демократическая модель почти сохранила свои позиции, а рейтинг монархической системы управления вырос. Этот факт позволяет предположить, что, во-первых, усиливающаяся конкуренция вынуждает компании обращаться к стратегическому управлению, а во-вторых, что туристские организации нуждаются в упорядочении своей деятельности, подчинении общей идее (ПРИЛОЖЕНИЕ В) /12/.
3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ
3.1 Мотивация трудового поведения
Основополагающими современной
концепции управления персоналом являются
признание экономической целесообразности
капиталовложений в привлечение персонала,
поддержание его трудоспособности, создание
условий для более полного выявления возможностей
и способностей, заложенных в личности.
Поэтому важные изменения в кадровой политике,
стилях и методах руководства персоналом
связаны с изменениями в системе трудовой
мотивации, которая позволяет обеспечить
восстановление смыслообразующей функции
труда, утратившей свои позиции в нынешних
экономических условиях, возвращение
нормальной трудоспособности работников
и формирование нового трудового сознания.
На трудовую мотивацию влияют следующие
показатели:
- система экономических нормативов и
льгот;
- уровень заработной платы и справедливость
распределения доходов;
- условия и содержательность труда;
- признание со стороны окружающих и карьерные
соображения;
- творческий порыв и интересная работа;
- желание самоутвердиться и постоянный
риск.
- жесткие внешние команды и внутренняя
культура и др /1/.
Готовность и стремление сотрудника выполнять свою работу наилучшим образом рассматриваются организацией в качестве ключевого фактора успеха организации. Знание мотивов, побуждающих человека к труду, и механизмов их возникновения позволяет разработать систему управления персоналом.
Результаты исследования ряда организаций индустрии туризма, в ходе которого опрошенных попросили указать факторы, важные для них при выборе работы, показали, что одним из основных является интерес к работе. Этот фактор опередил по значимости такие факторы, как заработная плата, признание профессионального и личного достоинства, психологический климат в коллективе, безопасность (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) /9/.
Исходя из данных, можно сделать выводы :
- материальное стимулирование
не является единственным и
универсальным средством
- мотивация страхом ориентирована на
малоквалифицированный персонал и характерна
для примитивного управления;
- эффективность мотивации зависит от
нахождения правильного соотношения между
поощрением, вознаграждением и наказанием.
В плане воздействия создание мотивов можно обозначить как мотивирование - процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать - значит создавать влечение или потребность, побуждающие действовать с определенной целью. Потребность является внутренним, а цель - внешним аспектом мотивации. В этом случае под мотивами обычно понимают активные движущие силы, определяющие поведение человека.
Мотивировать человека - значит затронуть его важные интересы, создать ему условия для самореализации в процессе жизнедеятельности при таких условиях:
- Человек должен осознавать, что такое успех (реализация цели). Необходимо вместе с ним формулировать цели, в достижении которых он лично заинтересован;
- человек должен иметь возможность реализовать себя в труде;
- человек должен ощущать свою значимость.
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала и личностного (мотивационного) потенциала.
Мотивация персонала в любом обществе и экономической системе носит сущностный характер и предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния.
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей /6/.
3.2 Основные направления
работы по формированию
Ценности |
Принятие миссии организации и базовых ценностей. Каждый человек имеет собственную систему ценностей (установление гармоничных взаимоотношений с другими людьми, достижение личного благополучия, реализация своего потенциала и т. п.).Каждая компания имеет свою систему ценностей (получение максимальной прибыли, развитие взаимоотношений с клиентами, продвижение новых технологий и пр.).Сотрудник будет лоялен организации, и останется доволен работой в данной компании, если эти системы ценностей согласованы и совпадают по ключевым позициям. |
|
Идентичность |
Формирование чувства единства с компанией Если сотрудник считает: «Я и компания - одно целое», это значит: в компании достигнут высший уровень лояльности. Что является позитивным результатом развития корпоративной культуры. |
|
Символика |
Принятие символики для осознания единства Средство формирования лояльности к компании на этом уровне - корпоративный стиль, в том числе спецодежда, логотип и т. д. К примеру,у продавцов-консультантов, одетых в красивую форму с логотипом компании,формируется чувство единства с ней, гордость, в идеале - уверенность, что они трудятся в лучшей организации |
|
Поведение |
Разработка стандартов поведения Сотрудники лояльны компании на поведенческом уровне, если они выполняют все ее требования, правила и регламенты. Важное условие этого - описание, формализация и внедрение стандартов |
|
Развитие |
Развитие способностей. На этом уровне требуется индивидуальный подход к каждому сотруднику. Для повышения лояльности работника компания должна признать его как личность, установить с ним партнерские отношения, открыто заявить о том, что нуждается в его лояльности |
|
Убеждения |
Формирование лояльности как внутреннего убеждения Лояльность как внутреннее убеждение необходимо воспитывать. В частности, лояльное отношение к компании-работодателю может возникнуть под влиянием руководителя и/или в процессе тренингов по командообразованию. |
1. Регулярные собрания
Этот способ создает впечатление того, что сотрудники участвуют в управлении компании. Это повышает их мотивацию(ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
С точки зрения корпоративной культуры это оказывает благоприятное воздействие, хороший психологический климат и повышенная сплоченность. Делает культуру более прочной.
2. Внутренние социологические
Это необходимо, для выявления лояльности сотрудников, отношения их к руководству к компании, психологический климат, который царит в организации.
С точки зрения корпоративной культуры можно выяснить на сколько сотрудники ассоциируют себя с организацией, принимают ли миссию компании, установки.
3. Корпоративная газета.
4. Корпоративны праздники. Основная
цель - это поддержание
Данный инструмент полезен, в том, что под влиянием алкоголя работники могут рассказать то, что в здравом уме никогда не расскажут. Об отношении к начальству, о коллективе и о многом другом /7 /.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нигде в мире не обсуждается, что наличие устойчивой корпоративной культуры является одним из необходимых признаков успешности компании. В этой ситуации все определяет роль руководителя. Это составная успешности любой компании, независимая от сферы ее деятельности. Необходимая, но не исчерпывающая, потому что корпоративная культура не может существовать в замкнутом пространстве внутри фирмы, она зависит от общих экономических тенденций. Устойчивая корпоративная культура при выверенной стратегии бизнеса свидетельствует о росте компании. Иностранные туристические фирмы приходят на российский рынок с готовым стилем бизнеса и уверенно стартуют, российским же приходится начинать с нуля. Стиль бизнеса, как стиль человека – с ним можно родиться, а можно сознательно выработать/8/.
Мало сформировать кадровый состав компании в соответствии с установленным стандартом, нужно постоянно контролировать и поддерживать уровень его соответствия заданной корпоративной культуре. Это признак роста компании.
В настоящее время особое внимание уделяется конкретизации общеорганизационных поведенческих стандартов как важнейшей составляющей корпоративной культуры. Этические требования находят отражение в правилах внутреннего трудового распорядка, в должностных
Информация о работе Пути решения проблем, возникающих в процессе формирования корпоративной культуры