Пути совершенствования коммерческой деятельности торговой фирмы ЗАО «Альбрус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить организацию коммерческой работы торговой фирмы и найти пути ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность коммерческой деятельности;
- рассмотреть роль закупочной работы в коммерческой деятельности;
- провести анализ состояния коммерческой деятельности торговой фирмы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. Роль и значение коммерческой деятельности предприятия
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности……………………5
1.2. Роль закупочной работы в коммерческой деятельности……………..8
2. Анализ состояния коммерческой деятельности торговой фирмы ЗАО «Альбрус»………………………………..………………………….…………..12
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы…….……12
2.2. Анализ системы товароснабжения: источники и поставщики товаров, механизм их выбора……...……………………………………………………...18
3. Пути совершенствования коммерческой деятельности торговой фирмы ЗАО «Альбрус»…………..………………………….…………………28
3.1. Анализ конкурентов и определение конкурентных преимуществ торговой фирмы ………......................................................................................28
3.2. Основные направления совершенствования коммерческой работы торговой фирмы…………..…….…………………………………………..……32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………......36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………...39

Файлы: 1 файл

курсовая 333Организация коммерческой работы на предприятии и пути ее совершенствования.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров предприятия должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.

Коммерческим работникам следует посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) с целью ознакомления с производственными  возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, в работе оптовых ярмарок, выставок-просмотров новых образцов изделий. Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специализированных изданиях, за биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз.

К источникам поступления  товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясомолочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности и др.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.).

В обобщенном виде всех поставщиков  товаров можно подразделить на две  категории: поставщиков-изготовителей  и поставщиков-оптовых предприятий. Поставщики-изготовители - производственные предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели и т.д., выпускающие товары различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей4.

Поставщики - оптовые предприятия закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния  коммерческой деятельности 

торговой фирмы ЗАО «Альбрус»

 

 2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы

 

Объект исследования курсовой работы - торговая фирма ЗАО «Альбрус».

Организационно-правовая форма: Закрытое акционерное общество.

Юридический и почтовый адрес: 624516, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 66.

Статус предприятия: юридическое  лицо.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с ГК ЗАО «Альбрус» полностью соответствует занимаемому им статусу юридического лица, имеет собственный юридический адрес и адрес места расположения предприятия, обладает персональным Уставом, имеет свой расчетный счет в банке, гербовую печать предприятия, несет ответственность по обязательствам общества, имеет право выступать истцом и ответчиком в суде и другие специфические признаки, присущие юридическому лицу.

ЗАО «Альбрус» учреждено двумя физическими лицами.

Общество считается  созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Общество создано без ограничения срока.

Отраслевые особенности фирмы. ЗАО «Альбрус» является субъектом розничной торговли. В настоящее время предприятие владеет торговой сетью магазинов в Советском районе г. Владивостока. Магазины расположены по следующим адресам:

Магазин № 1 «Спутник» - Русская, 37;

Магазин № 2 «Людмила» – Давыдова, 15;

Магазин № 3 «Натали» – Кирова, 44;

Магазин № 4 «Магнит» – Магнитогорская, 11;

Магазин № 5 «Смак» – Чкалова, 25.

ЗАО действует на принципах  хозяйственного расчета и несет  ответственность за результаты своей  деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед бюджетом и  банком, перед участниками и партнерами по заключенным договорам и контрактам.

Предметом деятельности ЗАО «Альбрус» является:

- осуществление в установленном  порядке торгово-закупочной, посреднической  и иной коммерческой деятельности  по продовольственным товарам,  согласно ассортиментному перечню,  утвержденному органом Федерального центра государственного санитарно эпидемиологического контроля Минздрава РФ;

- организация оптово-розничной  торговли продуктами питания,  ликероводочными изделиями.

Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, (торговля алкогольной  продукцией) осуществляются в ЗАО «Альбрус» после получения соответствующей лицензии. Для достижения установленных целей в своей деятельности фирма имеет право от своего имени совершать сделки, заключать договора, приобретать имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже, третейском суде5.

Фирма имеет право совершать  различного рода сделки, не противоречащие законодательству, как на территории РФ, так и за рубежом.

ЗАО «Альбрус» самостоятельно:

- устанавливает, расширяет и  сокращает штатное расписание;

- устанавливает формы, системы,  размер оплаты труда работников  общества;

- устанавливает для работников  распорядок рабочего дня, продолжительность  отпусков, решает вопросы социальной  защищенности.

Согласно действующему законодательству РФ, общество гарантирует своим работникам минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска по социальному обеспечению.

ЗАО «Альбрус» реализует товары по ценам, установленным самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством по ценам, регулируемым Комитетом ценовой политики.

Фирма имеет схему снабженческо-сбытовой структуры управления (см. Приложение Б).

Исследуемое предприятие  имеет право не предоставлять  информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определяют учредители в соответствии с действующим законодательством6.

В своей повседневной деятельности предприятие неукоснительно руководствуется  собственной нормативно-правовой документацией (внутренней и внешней). Все операции с нормативно-правовой документацией производятся строго согласно требованиям и нормам организации документооборота. Благодаря согласованной работе всех служб предприятие имеет возможность грамотно и рационально вести документооборот на предприятии, что закономерно сказывается на эффективности использования документов, а так же на результативности коммерческой работы в целом.

Для экономического анализа  хозяйственной деятельности ЗАО  «Альбрус» рассмотрим основные экономические показатели предприятия за период 2008-2010 гг., которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Размеры и основные экономические показатели деятельности предприятия ЗАО «Альбрус»

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 к 2008 г.,%

1

2

3

4

5

1. Объем товарооборота без НДС  (тыс. руб.), в сопоставимых ценах (ценах 2005 года)

1778650

1843490

2005727

112,37

2. Себестоимость товаров и издержки  обращения, тыс. руб., (в ценах  2005 года), в том числе

1531731

1599233

1658601

108,28

Себестоимость товаров

1256019

1295379

1310295

104,32

Расходы на продажу

275712

303854

348306

126,33

3. Уровень себестоимости товаров  и издержек обращения в процентах  к товарообороту, %

15,5

16,48

17,39

-

4. Среднесписочная численность  работников – всего, чел.

123

126

130

105,69

5. В т.ч. торгово-оперативного  персонала

103

105

111

107,77

6. Общая площадь магазина, м2

800

1005

1050

131,25

7. В т.ч. торговые площади

705

902

950

134,75

8. Объем товарооборота в сопоставимых  ценах (тыс. руб.) в расчете: 

- на 1 работника

14461

14631

15406

106,54

- на 1 м2 торговых площадей

2223

1834

1907

85,79

9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

8413

8921

9376

111,44

10. Уровень фонда оплаты в  % к товарообороту, %

0,47

0,48

0,47

98,97

11. Среднегодовая оплата труда  одного работника – всего,  тыс. руб.

68,40

70,80

72,12

105,44

12. В т.ч. 1 торгового работника

37,15

62,18

64,91

174,72

13. Среднегодовая стоимость основных  фондов – всего, тыс. руб.

26042,8

30458,4

36780,1

141,23

14. В т.ч. основных производственных  фондов

26042,8

30458,4

36780,1

141,23

15. Фондоотдача, руб.

68,3

60,52

54,45

79,72

16. Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

211,73

241,73

282,92

133,62

17. Среднегодовая стоимость оборотных  средств, тыс. руб.

556402

709421

928066

166,8

18. Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, оборотов

3,2

2,6

2,15

67,19

19. Продолжительность 1 оборота, дней

112,5

138,46

167,44

148,84

20. Средний товарный запас, тыс.  руб.

440384,7

564323,1

724581,5

164,53

21. Оборачиваемость товарных запасов,  число оборотов

4,04

3,27

2,76

68,32

22. Время обращения товаров, дни

89,11

110,09

130,43

146,37

23. Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб.

246919

244257

344126

139,37

24. Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс. р.

299012

376091,5

521511,6

174,41

25. . Прибыль (убыток) до налогообложения  в % к товарообороту, %

16,81

20,4

26,09

-

26. . Прибыль (убыток) до налогообложения (тыс. руб.) в расчете: - на 1 работника

2430,99

2984,85

4011,63

165,02

- на 1 м2 торговых площадей

373,77

374,22

496,68

132,89

27. Рентабельность текущих затрат, %

19,52

23,52

31,44

-

28. Рентабельность продаж, %

13,88

13,25

17,18

-

29. Рентабельность совокупного  капитала, %

51,34

50,83

54,05

-


 

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод о довольно крупных размерах выручки предприятия. За исследуемый период наблюдается  рост товарооборота на 12,37%.

По показателям, приведенным в таблице 1, можно отметить ежегодный рост численности персонала предприятия. Так в последнее время постоянно расширяется штат региональных менеджеров, в числе сотрудников появились программист и маркетолог. В целом большинство показателей имеют устойчивую тенденцию к росту. Конечно, на основе возросших показателей товарооборота, прибыли и среднегодовой стоимости основных фондов трудно делать какие-либо выводы.

На основе возросших  показателей товарооборота, прибыли  и среднегодовой стоимости основных фондов трудно делать какие-либо выводы. В этом случае речь скорее идет о росте показателей в связи с закономерными в рассматриваемый период инфляционными процессами. С другой стороны, показатели, характеризующие эффективность деятельности (рентабельность) красноречиво свидетельствуют о стабильном состоянии предприятия, росте эффективности коммерческой работы, а, следовательно, и конкурентоспособности. Надо сказать, предприятие имеет показатели рентабельности гораздо выше средних для большинства предприятий такого масштаба. Таким образом, в обществе прослеживаются устойчивые предпосылки к экономическому росту.

Некоторые показатели за трехлетний период снизились; это, на мой  взгляд, связано с имевшим место  в 2008 году экономическим спадом (отсюда, как следствие, резкое сокращение платежеспособного спроса населения). Это касается таких показателей как коэффициент оборачиваемости оборотных средств, продолжительность одного оборота, показатели, характеризующие эффективность использования товарных запасов. Падение показателя товарооборота на одного работника связано с ежегодным опережающим ростом среднесписочной численности персонала, превосходящим по темпам рост товарооборота. Практически аналогичным образом объясняется снижение показателя фондоотдачи7.

Трудно давать советы в данной экономической ситуации на предприятии, так как основные показатели с учетом инфляции в рассматриваемый трехлетний период довольно стабильны, а падение некоторых из них во многом вызвано действием объективных причин.

Таким образом, наиболее оптимальным для предприятия будет являться продолжение начатой политики с возможным расширением деятельности, необходимо больше внимания уделять основным производственным фондам предприятия, не допускать их физического и морального износа.

В таблице 2 даются состав и структура товарооборота предприятия, динамика показателей за три последних года, что позволяет сделать выводы о направлении деятельности общества, его специализации, в частности.

Из данных таблицы видно, что при ежегодном росте товарооборота его структура за три года принципиально не изменилась.

Также нужно отметить и  преобладание продаж в магазинах  самообслуживание (55%). Структура товарооборота  розничной торговой сети в среднем  также практически не изменилась. Единственное, что, безусловно, стоит отметить, это значительное снижение объемов торговли со складов предприятия.

 

Таблица 2. Состав и структура товарооборота ЗАО «Альбрус»

Товарные группы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 к 2008 г., %

тыс. руб

%

тыс. руб

%

тыс. руб

%

1. Товарооборот - всего

1778650

100

1843490

100

2005727

100

112,37

2. По каналам реализации

- магазины 

750590,3

42,2

875657,8

47,5

897428,4

44,9

119,56

- магазины самообслуживания

835965,5

47,0

859066,3

46,6

1063325,3

53,0

127,20

- самовывоз со склада

192094,2

10,8

108765,9

5,9

41973,3

2,1

21,85


 

Итак, исходя из того, что  структура товарооборота за три  года не претерпела значительных изменений, а предприятие продолжает успешно  решать поставленные экономические  задачи, можно сделать вывод о  правильности выбора структуры товарооборота при данном сочетании всех прочих факторов.

Сокращение «самовывоза» является положительным моментом, так как является оптовой продажей и усложняет процесс учета и налогообложения предприятия, не принося ощутимой прибыли.

 

2.2. Анализ системы товароснабжения: источники и поставщики товаров, механизм их выбора

 

Успех переговоров торговой фирмы ЗАО «Альбрус» с контрагентами всецело зависит от того, насколько хорошо к ним подготовились менеджеры фирмы.

Информация о работе Пути совершенствования коммерческой деятельности торговой фирмы ЗАО «Альбрус»