Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:21, реферат
Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению [11, с. 215].
Актуальность темы состоит в том, что при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения.
Объектом данной работы является опрос. Как составление анкеты и проведение интервью, так и способы работы с ними имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода.
Целью данной работы является изучение опроса как метода исследования, а также проведение опроса на тему « Оптимизация работы гостиницы в Санкт-Петербурге».
Для достижения поставленной цели в работе были необходимо раскрыть содержание и значение опроса как одного из методов общения, ознакомиться с основными видами опроса, рассмотреть классификацию используемых вопросов и научиться правильно их формулировать.
1. Введение………………………………………………………………….3 стр.
2.Метод опроса. Теоретическая часть…………………………………….5 стр.
3.Проведение опроса ………………………………………………………13 стр.
3.1.Актуальность исследования и разработка опросного листа………………………………………………………………………..13 стр.
3.2.Проведение опроса……………………………………………………14 стр.
3.3.Анализ результатов опроса………………………………………….15 стр.
3.4. Опросный лист………………………………………………………..18 стр.
4. Заключение………………………………………………………………20 стр.
5. Список литературы……………………………………………………..21 стр.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра управления социальными и экономическими процессами
Реферат
Методы научных исследований
Разработка и проведение опроса в сфере гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге
студентка
заочного факультета
IV курса группы 3-113
Смирнова Екатерина Александровна
Проверил: ст. преподаватель
Присяч Елена Юрьевна
ГАТЧИНА
2015
1. Введение…………………………………………………………
2.Метод опроса. Теоретическая часть…………………………………….5 стр.
3.Проведение опроса ………………………………………………………13 стр.
3.1.Актуальность
исследования и разработка опросного
листа…………………………………………………………………
3.2.Проведение опроса……………………………………………………14 стр.
3.3.Анализ результатов опроса………………………………………….15 стр.
3.4. Опросный лист………………………………………………………..18 стр.
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы……………………………………………………
Основная
масса эмпирической информации добывается
методами опроса, суть которых заключается в
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению [11, с. 215].
Актуальность темы состоит в том, что при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения.
Объектом данной работы является опрос. Как составление анкеты и проведение интервью, так и способы работы с ними имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода.
Целью данной работы является изучение опроса как метода исследования, а также проведение опроса на тему « Оптимизация работы гостиницы в Санкт-Петербурге».
Для достижения поставленной цели в работе были необходимо раскрыть содержание и значение опроса как одного из методов общения, ознакомиться с основными видами опроса, рассмотреть классификацию используемых вопросов и научиться правильно их формулировать.
Практическая значимость данной темы состоит в том, что знание основ построения опроса, правильного его конструирования, сочетания вопросов и коммуникативных блоков позволит добиться максимально достоверных, точных и правильных ответов от респондента, а также поможет исследователю и респонденту легко сотрудничать.
Метод опроса. Теоретическая часть
Существует несколько методов сбора информации, которые, в свою очередь подразделяются на две разновидности: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пробное, описательное и аналитическое исследования.
По цели исследования — изучается статика или динамика явления — выделяют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное. Точечное или разовое исследование дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Повторные исследования — это несколько исследований, проведенных через определенные промежутки времени. Результаты данного исследования отражают динамику изменения изучаемого объекта. Повторные исследования бывают:
-лонгитюдными (длительное изучение совокупности лиц),
-когортными (изучение группы лиц одного возраста на протяжении длительного времени),
-трендовыми (проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики),
-панельными (исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени).
По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные. Выборочное исследование – это сбор данных у специально подобранной группы респондентов.
По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабораторные исследования.
По форме проведения опрос может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает очным или заочным. Наиболее распространенная форма заочного анкетирования: почтовый опрос, опрос через газету и Интернет. В зависимости от источника информации различают опросы массовые я специализированные (или экспертные). В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных), во втором случае — главный источник информации — компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Участников массовых опросов называют респондентами.
Опрос – это метод сбора информации, который применяется в социологии, политологии, психологии, экономике и других науках. Также опрос используется в маркетинговых исследованиях. Опрос является самым распространенным методом сбора первичной информации.
Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки. Однако информация, полученная с помощью опроса отражает изучаемую реальность лишь в том виде, в котором она преломилась в сознании респондента.
Опрос является самым распространенным видом социологического исследования, а также самым используемым методом сбора первичной информации. Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению [1, стр. 60].
Проведение опроса должно начинаться с определения целей и задач, объекта и предмета, выборки и инструментария исследования, гипотезы.
Все работы при проведении любого исследования можно разделить на три этапа.
Первый этап составляют подготовительные работы, важнейшая компонента которых — создание общей программы исследования.На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.
Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте.
Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.
Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.
Качество проведения опроса в первую очередь зависит от содержания анкеты или опросного листа, добросовестной работы интервьюера, который обеспечивает заполнение анкет. Немаловажное значение имеет психологическое состояние респондента и обстановка, при которой респондент заполняет анкету, она должна быть спокойной и благоприятной.
Метод
опроса необходим, когда изучаемая
проблема в полной мере не
обеспечена документальными
Опрос представляет собой устное или письменное обращение исследователей к определенной группе людей с вопросами, представляющими изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, о также регистрацию и обработку полученных ответов. Целью опроса является точное измерение мнения, установки и поведение людей. Успех опроса в немалой степени зависит от качества вопросов.
Основными правилами проведения опроса являются:
- респондент должен быть заинтересован в опросе
- респондент не заинтересован давать ложные ответы
- вопросы
должны быть поставлены четко,
не иметь двусмысленное
- каждый вопрос имеет своей целью
- вопросы должны быть составлены без лексических и грамматических ошибок
- вопросы
не должны иметь
- вопросы формулируются таким образом, чтобы было возможно дать на них точный ответ
- интервьюер
должен вести себя нейтрально,
не навязывать свою точку
- вопросы
формулируются таким образом, чтобы
они были понятны широкому
кругу людей, они должны соответствовать
интеллектуальному уровню
- количество
вопросов должно быть
Таким образом, опрос представляет собой систематизированный сбор информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые рес-пондентам.
Возможности этого метода зависят от того кого спрашивать, где спрашивать и как обработать данные.
Опрос проводиться с помощью вопросника, который выполняет функцию инструмента и интервьюера. В основе вопросника должны быть теоретические и практические представления о предмете и исследования.
Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности — анкетирование и интервью. Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста. Интервью — проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы. Каждый из этих видов опроса подразделяется на подвиды:
-групповой или индивидуальный
-по месту проведения
Виды опросов также можно классифицировать следующим образом:
1)количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа)
2) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью)
3) очные и заочные
4)стандартизированные, полустандартизированные и
нестандартизированные
5)клинические и фокусированные
6)направленные и ненаправленные
7)пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные
Информация о работе Разработка и проведение опроса в сфере гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге