Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:00, курсовая работа
Цель курсовой работы показать технику и методы работы экскурсовода, а также раскрыть приемы, используемые при пешеходных экскурсиях, чтобы достичь максимального результата. Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта,
ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия (от лат. excursio —
прогулка, поездка) — коллективное
или индивидуальное посещение музея,
достопримечательного места, выставки,
предприятия и т. п.; поездка, прогулка
с образовательной, научной, спортивной
или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством
квалифицированного специалиста — экскурсовода,
который передает аудитории видение объекта,
оценку памятного места, понимание исторического
события, связанного с этим объектом. Экскурсии
могут быть как самостоятельной деятельностью,
так и частью комплекса туристских услуг.
Данную тему я выбрала,
поскольку считаю, что более глубокое
знание данной темы поможет мне в будущей
туристской деятельности, поскольку в
задачи любой туроператорской фирмы входит
разработка эффективных,
приносящих доход, туров и экскурсий.
Актуальность этой темы заключается
в том, что каждая туроператорская фирма
заинтересована в том, что бы предоставлять
на туристский рынок конкурентоспособный
продукт. А для этого, сотрудникам турфирмы
необходимо
знать технологию разработки экскурсий.
Программа
обслуживания туристов - перечень услуг,
достопримечательных объектов и досуговых
событий, предоставляемых туристам в определенных
последовательности, времени, месте и
условиях обслуживания.
Туристические услуги
- услуги субъектов туристической деятельности
по размещению, питанию, транспортному,
информационно-рекламному обслуживанию,
а также услуги учреждений культуры, спорта,
быта, развлечений и т.д., направленные
на удовлетворение потребностей туристов;
Гид (экскурсовод)
- лицо, которое владеет специальной информацией
о стране (местности) пребывания, достопримечательных
местах, объектах показа, а также языком
этой страны или языком иностранных туристов,
которых принимают, или общепонятным для
них языком, предоставляет экскурсионно-информационные,
организационные услуги и квалифицированную
помощь
участникам тура в пределах договора
о предоставлении туристических
услуг.
Экскурсии для их участников
– интеллектуальное удовольствие, а для
экскурсоводов – это сложный творческий
процесс, успех которого зависит от знаний
экскурсовода, его жизненного опыта, коммуникабельности
и ораторского искусства. В этом организованном
процессе познания окружающего нас мира
огромную роль играет эмоциональная сторона.
Экскурсовод должен уметь заставить экскурсантов
не только смотреть и слушать, но и сопереживать
вместе с ним.
Цель курсовой работы показать
технику и методы работы экскурсовода,
а также раскрыть приемы, используемые
при пешеходных экскурсиях, чтобы достичь
максимального результата. Оценка экскурсии
– это выводы экскурсанта,
к которым его подводит экскурсовод.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Есть несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
Выбор темы зависит
от потенциального спроса, конкретного
заказа или целенаправленного создания
определенной тематики экскурсий. Каждая
экскурсия должна иметь свою четко определенную
тему.
Тема является стержнем,
который объединяет все объекты и подтемы
экскурсии в единое целое. Отбор объектов
при создании экскурсии участники творческой
группы ведут, постоянно сверяя свои материалы
с темой. Однако мало отобрать объект по
теме, надо найти конкретный материал,
на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей
полнотой и убедительностью. Группировка
тем лежит в основе существующей классификации
экскурсий.
Методика предъявляет
четкие требования ко всему экскурсионному
процессу, его организации и содержанию.
Вся многогранная работа по подготовке
и проведению экскурсий должна быть построена
в соответствии с требованиями экскурсионной
методики к отбору экскурсионных объектов.
Необходимо отбирать для наблюдения объекты,
которые имеют непосредственное отношение
к теме; следует оставлять наиболее типичные
и удачные для создания маршрута объекты;
нужно отказаться от тех объектов, которые,
хотя и раскрывают темы, но расположены
неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.).
Методика требует логической последовательности
в показе объектов (т.е. в их размещении
на маршруте), выделения и использования
пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих
раздражителей (уличного шума, посторонних
разговоров, объектов, не входящих в тему,
и др.). При построении маршрута обеспечивается
максимальная экономия времени в передвижении
экскурсионной группы между объектами.
Важно избегать однообразия демонстрируемых
объектов, недопустимо, например, всю тему
городской обзорной экскурсии раскрывать
на памятниках монументальной скульптуры.
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Функции экскурсии.
Функции экскурсии рассматриваются
как ее главные свойства. Выделяют
несколько основных функций. Рассмотрим
более детально каждую из них.
Функция научной пропаганды. Экскурсия
способствует распространению политических,
философских, научных, художественных
и других взглядов, идей и теорий. Выполняя
функцию пропаганды, каждая экскурсия
должна иметь четкую направленность. В
основу экскурсии положены принципы пропаганды,
научность, идейность, связь с жизнью,
доходчивость и убедительность. Эти принципы
выражают существо пропаганды, позволяет
выделить в них главное. Рассматривать
их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной
связи друг с другом.
Принцип научности
определяет научный характер экскурсии
как формы воспитания и образования. Задачей
экскурсии является способствование расширению
научных знаний, которая реализуется благодаря
тому, что содержание экскурсии преподается
в соответствии со сведениями определенной
отрасли современной науки. Факты и события
должны получать объективную научную
оценку.
Принципы идейности означают объективный
подход к содержанию фактического материала
при подготовке к экскурсии и убежденность
экскурсовода, излагающего этот материал
экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия
была подготовлена с учетом этого требования,
чтобы в соответствии с ним были составлены
документы для экскурсии – тексты и методическая
разработка.
Материал экскурсии должен
быть увязан с жизнью, действительностью,
практикой хозяйственного и культурного
строительства, с теми переменами,
которые происходят в стране.
Функция информации. Экскурсия
в соответствии со своей темой
содержит информацию по конкретному
разделу знаний: о достижениях
исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов;
изобретениях и достижениях науки и техники.
От таких важных средств информации, как
газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию
отличает более высокая наглядность. Значительная
часть информации на экскурсии подтверждается
показом объектов.
Функция организации
культурного досуга. Под досугом подразумевается
та часть нерабочего времени, которая
остается у человека после рабочего дня.
Это свободное время в течение суток, недели,
года человек затрачивает по своему усмотрению
на активную творческую или общественную
деятельность, учебу, любительские занятия,
общение с друзьями. Экскурсию относят
к той группе занятий, которая определяется
термином «учеба и самообразование». Являясь
формой культурного досуга, экскурсия
обеспечивает удовлетворение и
формирование духовных потребностей человека.
Функция расширения культурно-технического
кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора
человека. Ее участники получают знания
по истории, в области искусства, архитектуры,
литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует
знания экскурсантов, помогая им увидеть
то, что они знали по
письменным источникам.
Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять
одновременно несколько функций. Это зависит
от того, с какой группой экскурсантов
она проводится. Для детей и молодежи экскурсия
– это функция расширения культурно-технического
кругозора; для подростков, - функция формирования
интересов; для иностранных
туристов – функция информации.
Экскурсия, как и другие
формы культурно-
Классификация
– распределение каких-либо однородных
предметов или понятий по классам, отделам
и т.п. согласно определенным признакам.
Классификация экскурсий представляет
собой их разделение на группы, подгруппы
и виды и выделение в каждой из них основных
черт, определяющих характер ведения той
или иной экскурсии. Деление экскурсий
на четко определенные группы имеет большое
значение для практической деятельности.
Классификация экскурсий обеспечивает
условия для лучшей организации работы
экскурсоводов, облегчает их специализацию
с учетом знаний и личных склонностей
экскурсоводов. Использование закономерностей
проведения экскурсий конкретной группы
способствует тому, чтобы каждая экскурсия
становилась более эффективной.
Была принята классификация
экскурсий, оставшаяся неизменной до
настоящего времени. To, что видит экскурсант, увязывается
в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода,
с определенными событиями, явлениями,
фактами, процессами. Экскурсовод, таким
образом, показывает и одновременно учит
правильно видеть показанное. В этом организованном
процессе познания окружающего нас мира
огромную роль играет эмоциональная сторона,
которая является необходимым компонентом
каждой экскурсии. Экскурсовод должен
заставить экскурсантов не просто смотреть
и слушать, но сопереживать вместе с ним.
Увиденное и услышанное должно вызывать
у экскурсантов ответные чувства: восхищение,
возмущение, радость от познанного и др.
Экскурсия
– это не простое времяпрепровождение,
это интеллектуальная деятельность в
свободное или учебное время, требующая
определенной затраты физических и духовных
сил.
1.2 Понятие и комплекс
задач экскурсионного
Экскурсионное обслуживание
— организация и оказание экскурсионных
услуг, удовлетворяющих потребности человека
в приобщении к духовным и нравственным
ценностям, в накоплении знаний, в том
числе и профессиональных, в режиме свободного
выбора объектов, методов и средств познания.
Экскурсионное обслуживание позволяет
донести до потребителя (экскурсанта,
туриста) комплекс знаний по истории, культуре,
географии, этнографии, экологии, экономике
и др. При участии в экскурсионных мероприятиях
таких как, осмотр музейных и выставочных
экспозиций, исторических, культурных,
природных, этнографических, инженерных
и других достопримечательностей, происходит
удовлетворение потребности личности,
в познании окружающей действительности.
Избирательность человека в выборе экскурсионных
услуг носит подсознательный характер.
Экскурсант (турист) выбирает те экскурсионные
услуги, которые удовлетворяют одновременно
несколько потребностей, т.е. обладают
функциональной полнотой. Так, посещая
загородную экскурсию, ее участники не
только удовлетворяют потребность в познании,
но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными
нагрузками ликвидируют дефицит движения,
повышают эффективность обмена информацией
в процессе общения друг с другом. Таким
образом, экскурсионное обслуживание
можно рассматривать не только как часть
комплексной туристской услуги, но и как
самостоятельный вид услуг, целью которых
является удовлетворение запросов и потребностей
экскурсантов (туристов) в познании окружающей
действительности.
Рассматривая
экскурсионное обслуживание как результат
деятельности туристско-экскурсионных
предприятий системы организованного
отдыха, следует иметь в виду, что комплекс
задач экскурсионного обслуживания включает
организацию отдыха, поездок и путешествий
с посещением исторических, культурных,
природных и иных объектов.
Удовлетворение потребностей
экскурсантов находится в прямой зависимости
от количественного и качественного совмещения
форм экскурсионного обслуживания.
Каждая форма организации
экскурсионного обслуживания — это совокупность
направленных действий, имеющих конкретную
цель — удовлетворение запросов и потребностей
экскурсантов Целенаправленный характер
работы по охвату населения экскурсионными
услугами осуществляется
Основой всей работы
по организации экскурсионного обслуживания
может быть бизнес-план предприятия, составленный
с учетом изучения спроса и предложения
экскурсионных услуг на рынке сферы туризма
по видам экскурсий, их тематике, с учетом
состава участников. В нем отражаются
основные показатели экскурсионного обслуживания,
к которым относятся:
-объем экскурсионных услуг, предоставляемых
населению, гостям страны
Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет
обязанности ее руководителя, дает путевую
информацию. Такой подход соответствует
современному периоду развития экскурсионного
обслуживания, характеризующемуся возрастающим
вниманием к последнему со стороны государства.
1.3 Сущность, структура и содержание экскурсии.
Специфика экскурсии заключается в органическом
сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод
показывает объекты и сопровождает данный
процесс анализом, пояснениями, историческими
справками. Он учит правильно воспринимать
увиденное, давать объективную оценку
событиям, явлениям, фактам, с ними связанным.
Таким образом, в процессе познания осуществляется
целенаправленное воздействие на мировоззрение
экскурсантов, а сообщаемые сведения,
благодаря наглядности, хорошо запоминаются
и способствуют
расширению кругозора.
Каждая экскурсия независимо
от темы и цели имеет следующие
признаки, при отсутствии которых
она не может быть таковой: наличие темы, цели и конкретных
задач; наличие группы или индивидуального
экскурсанта;
наличие экскурсовода; и показ экскурсионных
объектов в месте их непосредственного
расположения; целенаправленность осмотра;
передвижение
по заранее разработанному маршруту.
В основу экскурсии положены
следующие принципы: научность —
факты, события, теоретические положения
даются в научной трактовке, получают
объективную оценку с позиций
тех отраслей современной науки,
к которым они относятся; идейность;
правдивость; связь теории с практикой;
доходчивость; убедительность;
Экскурсии выполняют следующие функции:
экономическую; идейно-политическую; общеобразовательную;
информационную; воспитательную;
организации содержательного отдыха;
расширения кругозора; формирования интересов
человека; специализированную (подготовки
и переподготовки кадров). Процессу создания
экскурсии присущи следующие стадии: выбор
темы; отбор и изучение источников; создание
новой экскурсии на избранную тему; подготовка
для ее проведения.
Тема — концентрированное
содержание экскурсии, ее главная мысль,
предмет показа и рассказа. Не следует
забывать, что отбор экскурсионных
объектов осуществляется в четком соответствии
с темой, так как она представляет
собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это
ее имя, к которому предъявляются следующие
требования:
индивидуальность; точность; образность;
легкость воспроизведении
запоминания; благозвучие
РАЗДЕЛ II ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДАННОЙ РАБОТЕ
2.1 Исторя и описание Ливадийского дворца
Ливадийский дворец одна из жемчужин Крыма. Дворец необычайно красив. В оформлении интерьеров чувствуется вкус величественного заказчика: все рассчитано на внешний эффект и поражает богатством, роскошью, вычурностью отделки. Здесь и огромная столовая с великолепной лепниной, и вестибюль эпохи Рима I века, и кабинет в стиле жакоб, и английская бильярдная. При этом дворцу удается выглядеть уютным и даже немного камерным.
Информация о работе Разработка экскурсии «Сказочная Ливадия»