Разработка экскурсии «Сказочная Ливадия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы показать технику и методы работы экскурсовода, а также раскрыть приемы, используемые при пешеходных экскурсиях, чтобы достичь максимального результата. Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта,

Файлы: 1 файл

Курсовая дубль 2=).doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

          Здание дворца имеет 116 отдельных помещений, один Большой внутренний двор и три малых световых двора. Большие окна, открытые террасы и галереи, балконы, эркер, башни характерны для стиля эпохи Возрождения, хотя объемы здания, его составляющие части не свойственны итальянским дворцам, а скорее характерны для модного в конце XIX века стиля модерн. На Н. П. Краснова были возложены не только обязанности проектанта, но и организатора и руководителя всех строительных работ.

Официальная закладка нового дворца состоялась 23 апреля 1910 года, в день тезоименитства Императрицы Александры Федоровны. Все строительные работы в соответствии со специальной инструкцией были завершены за 17 месяцев - 14 сентября 1911 года. О своих первых впечатлениях Николай II сообщает матери, вдовствующей Императрице Марии Федоровне: 

"Мы не находим  слов, чтобы выразить нашу радость  и удовольствие иметь такой  дом, выстроенный именно так,  как хотели. Архитектор Краснов  удивительный молодец - подумай  16 месяцев он построил дворец, большой Свитский дом и новую кухню. Кроме того он прекрасно устроил и украсил сад со всех сторон новых построек вместе с нашим отличным садовником, так что эта часть Ливадии очень выиграла. Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море. В помещениях столько света, а ты помнишь, как было темно в старом доме..."  

     Дворец строился для отдыха, поэтому официальных, парадных залов всего пять, они в основном сохранили свою первоначальную отделку. 

Привлекают внимание своей архитектурой внутренние дворики - арабский и итальянский. Последний, выдержанный в стиле флорентийских дворцовых построек XV-XVI веков, окружен большой четырехугольной галереей с точеными колоннами, диванами, такими же, как и у главного входа, и полом, выложенным мраморными плитами. Вход во внутренний дворик закрывают железные ворота ручной работы уральских мастеров. Своей легкостью кружевной узор ворот и решеток гармонирует с архитектурой всего дворца, а цветом оттеняет белизну стен и колон.

Небольшая галерея соединяет  итальянский дворик с домашней церковью в византийском стиле, построенной Монигетти в 1866 году. Напротив церкви - башня-звонница и колонна из серого мрамора. Судя по содержанию надписи, исполненной на арабском и турецком языках, колонна доставлена в Ливадию с Балкан в ознаменование победы русской армии над Турцией в войне 1878 годов. Восточный мотив колонны перекликается с изящным оформлением мраморного фонтана с бронзовой головкой барана, из которой струится вода, и надписью на мраморе арабскими буквами "Ливадия".

По настоянию членов царской семьи первоначальный проект внешнего оформления дворца были внесены некоторые изменения. О своеобразных вкусах владельцев дворца говорят скульптура химеры, якобы способной отгонять злых духов и отводить беду от хозяев дома, подковы, приносящие счастье, и множество подобных предметов, которые широко использованы во внешнем оформлении. Во внутренних помещениях только икон и иконок было 750 штук.

Один из шедевров - сохраненная  при перестройке дворцовая Крестовоздвиженская  церковь. Проектируя церковь, Монигетти обратился к византийскому стилю, который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Изящная, словно игрушка, церковь, украшенная резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. При реконструкции церкви в 1910-1911 годах оформление интерьера обновлял художник А. С. Славцев. Он же автор рисунка, по которому в мастерской Петербургской Академии художеств выполнено мозаичное панно над дверью, изображающее ангела Господня.

С парадными залами дворца связана память о работе Крымской (Ялтинской) конференции руководителей  трех союзных держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании. Встреча проходила в Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля 1945 года. В Белом парадном зале, где прошли 8 пленарных заседаний, воссоздана обстановка февральских дней 1945 года: круглый стол, стулья, большие кресла для И. В. Сталина, Ф.Рузвельта, У.Черчилля. Крымская конференция состоялась на завершающем этапе второй мировой войны. Здесь были согласованы совместные действия союзных держав, их отношение к Германии после ее капитуляции. Участники конференции наметили основные принципы общей политики по послевоенному устройству мира и приняли Декларацию об освобожденной Европе, которая провозгласила, что установление порядка в Европе должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. Вопросы обеспечения длительного и прочного мира стояли в центре внимания участников конференции. Здесь, в Ливадии, было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции объединенных наций в Сан-Франциско, которая подготовит текст Устава этой организации. Была достигнута договоренность о поддержке на этой конференции делегациями союзников предложения о приглашении Украинской ССР и Белорусской ССР участвовать в ООН в качестве первоначальных членов-учредителей.

В дни работы конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США. Парадные залы дворца - бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет - были предоставлены главе делегации Ф. Рузвельту. Интерьер и обстановка апартаментов были отделаны в соответствии со вкусами американского президента. Рузвельту очень нравилось в Ливадии, он отлично себя чувствовал и в одной из бесед с И. В. Сталиным выразил шутливое пожелание приобрести Ливадию. 4 февраля президент дал обед для И. В. Сталина и У. Черчилля, готовили его филиппинские повара, но из русских продуктов: икра, осетрина, говядина с макаронами, торт, а кроме чая и кофе - водка и пять сортов вина. 

    Для отдыха участников конференции служили бывшая Английская бильярдная и Диванная. В Английской бильярдной воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций - И.В.Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль подписали текст коммюнике Единство в организации мира, как и в ведении войны. Торжественная церемония подписания документов завершилась фотографированием в Итальянском дворике. Был запечатлен исторический момент встречи Большой тройки в Крыму.

Личные покои царской  семьи располагались на втором этаже  дворца. Интерьеры в стиле модерн, сохранившиеся во дворце, имеют большую художественную ценность и составляют богатство отечественного архитектурного наследия. Для отделки интерьеров Н. П. Краснов использовал толстое стекло, заполняющее переплеты решеток на окнах и дверях, кованый металл, дерево, натуральный камень, майолику, изразцы. 

    Верхний кабинет Николая II отделан в соответствии с представлениями эпохи модерна о цветовой гамме мужского кабинета. Большое помещение декорировано панелями из мореного клена, с которым прекрасно сочетаются серо-зеленый диорит камина и бронзовые украшения. 
           "Я в восторге от своего верхнего кабинета!", - воскликнул Николай II, когда увидел его. 

    В кабинете много подлинных фотографий, запечатлевших эпизоды пребывания царской семьи в Крыму. Над камином - ковер, подаренный персидским шахом к трехсотлетию дома Романовых. Вся мебель для дворца выполнена специально для каждой комнаты по рисункам Н. П. Краснова из того материала, который использовался для отделки помещения. Архитектор стремился стилистически связать воедино декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства, подчинив все единому лейтмотиву.

В комнатах Александры Федоровны  представлен подлинный, сохранившийся  с тех времен гарнитур, предназначавшийся  для одной из комнат первого этажа. Стены комнат украшают акварели А. Бенуа, Ф. Волкова. Нежные лирические пейзажи соответствовали вкусам эпохи модерна, как и картины, навеянные мифологическими и евангельскими сюжетами - Мадонна-утешительница (1877), Мадонна с ангелами (1889) В. Бугро, Мадонна Е. Вейта и др.

Рабочий кабинет Императрицы  всегда украшал профильный портрет  Николая II работы одесского фотографа  Иоффе. В экспозиции представлены также  фотографии, запечатлевшие участие  в благотворительных базарах  Императрицы и великих княжон. В комнатах великих княжон в наши дни располагаются временные выставки, о их занятиях в Ливадии рассказывает экспозиция классной комнаты. Среди украшающих ее акварелей - акварели учителя великих княжон - Н. П. Краснова, а рядом - две работы Татьяны и Ольги, представляющие живописные уголки дворцового парка.

      Основой парка, окружающего дворец, послужил естественный крымский горный лес. Живописно подобранные группы экзотических растений были удачно введены в природу Ливадии, облагородили ее: голубые атласские ели, секвойи, Канарские ели, пинии, магнолии. За каждым поворотом парковой дорожки открывается новый вид. Солнечная полянка соседствует с густыми зарослями. Группа густо растущих деревьев сменяется видом на море. Морские живописные виды, открывающиеся с тропинок парка, составляют главное очарование этого удивительного уголка побережья.

Вблизи дворца парк приобретает  регулярный вид. Дорожки обрамлены  подстриженными кустами буксуса, лавра, туи. Своеобразие и особую прелесть придают парку скамейки и вазы, мраморные столики и фонтаны, подпорные стены с вьющимися глициниями и розами, беседки.

 

 

      Дворец предназначался для отдыха, но комфортность жилых помещений должна была соединиться с монументальностью дворцовой постройки. Все это и продиктовало выбор архитектурного стиля. Сам Н. П. Краснов так говорил о своем творении: проектирован и выполнен в стиле итальянского ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми орнаментальными частями, высеченными из того же камня.

 

2.2 Архитектор Высочайшего двора.

 

Николай Петрович Краснов  родился 23 ноября (по ст.ст.) 1864 года в  селе Хонятино Московской губернии Коломенского уезда (в настоящее время Ступинский район Московской области) в семье  крестьян.

В 1886 году, в 12 лет был  принят учеником архитектурного отделения Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под руководством известных в то время архитекторов и искусствоведов: А.С.Каминского, П.П.Зыкова, К.М.Быковского и других.

Его художественные способности  были заслуженно отмечены: первый самостоятельный проект «Несгораемый театр на 1500 мест» был награжден Малой серебряной медалью в 1883 году, когда архитектору было 19 лет. Через два года ему была присуждена Большая серебряная медаль за проект «Гимназия». Эта медаль давала право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий различного назначения и утверждала в звании «классного художника 3-й степени».

В октябре 1885 года обучение было завершено. Весной 1887 года, в возрасте 23-х лет, Николай Петрович Краснов приехал в Ялту. 31 октября 1887 года назначен на должность городского архитектора, кем он и проработал 12 лет. Ялта, которая в это время активно застраивалась, давала возможность осуществления творческих замыслов. Именно здесь проявился его талант градостроителя, создателя усадебных построек и дворцово-парковых комплексов. Роль Николая Петровича Краснова в формировании облика Южнобережья огромна. Ливадийский дворец Императора Николая II, Дворец «Дюльбер» Великого Князя Петра Николаевича, Дворец в имении Великого Князя Георгия Михайловича «Харакс», храм Преображения и Святой Нины в Хараксе, вилла «Ксения» в Симеизе, банк «Общества взаимного кредита» в Симферополе, Дворцы Юсуповых в Кореизе и Коккозе являются вершинами творчества архитектора.

Н.П.Краснов считал Ливадийский дворец своей творческой удачей. В письме к известному искусствоведу Ф.Г.Беренштаму он просил написать статью в журнал «Зодчий» только о двух своих произведениях – церкви Св. Нины и Преображения Господня в имении «Харакс» Великого Князя Георгия Михайловича и о Ливадийском Дворце Его Императорского Величества.

Архитектор в отчете о строительстве  Дворца отметил: «Проектирован и  выполнен в стиле Итальянского Ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми частями, высеченными из того же камня. Здание имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор, три малых световых двора. Парадные официальные комнаты дворца украшены и меблированы в том же стиле».

Современники понимали специфику  прочтения старых стилей, потому зодчий и позволил себе соответствующую формулировку. Но, сегодня необходимо понять, что, с научной точки зрения, Дворец не является классическим примером итальянских палаццо ХVI века. Ливадийский Его Императорского Величества Николая II Дворец – характерный памятник архитектуры Российской Империи рубежа ХIХ-начала ХХ веков. Построен в эпоху «архитектуры выбора», когда архитекторы использовали старые «исторические» стили. Фасад Дворца оформлен в духе подражания дворцам Итальянского Возрождения, объемно-пространственная композиция здания соответствует новому на то время требованию живописного расположения форм, что способствовало более удобной планировке помещений. Для украшения залов выбраны элементы «старых» стилей и стиля модерн.

Проектируя фасады или интерьеры, архитекторы того времени обращались к разным историческим прототипам. В зависимости от вкуса заказчика, модных тенденций появлялись здания в «исторических» стилях – «барокко», «рококо», «неогрек». В обиход вошло понятие «вкус», при их употреблении использовались приставки «нео-», «псевдо-», кавычки. Новая архитектура черпала из первоисточника элементы декора, но планировка залов, конструкции, композиционное решение объемов здания, приемы декоративного оформления были характерны уже для ХIХ-ХХ веков. В этом и состоит главное отличие рассматриваемого стиля от стиля прошлых эпох, включавших особенности композиции, средств художественной выразительности, согласно эстетическим требованиям своего времени. Архитектуру того времени называли «эклектикой» (от «эклегейн» – выбирать). И в наши дни не утихают споры о том, можно ли назвать архитектуру этого периода сложившимся стилем, называя термины «ретроспективизм», «историзм», «эклектизм». В литературе последних десятилетий его заменяют более конкретным – «архитектура выбора».

В отечественном искусствоведении развитие «архитектуры выбора» принято  делить на два периода: 1830—1850-е годы и 1860-1890-е годы. Новое отношение  к художественной форме, последовательное использование всех технических  и функциональных завоеваний предопределили развитие нового стиля – модерна. Модерн заявил о себе уже на рубеже веков, однако многочисленные проявления«архитектуры выбора» мирно сосуществуют вместе с модерном вплоть до 1910-х годов. Одно из подтверждений чему – архитектурное решение дворца в Ливадии.

Информация о работе Разработка экскурсии «Сказочная Ливадия»