Разработка экскурсии «Сказочная Ливадия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы показать технику и методы работы экскурсовода, а также раскрыть приемы, используемые при пешеходных экскурсиях, чтобы достичь максимального результата. Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта,

Файлы: 1 файл

Курсовая дубль 2=).doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.

     Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения.

РАЗДЕЛ III РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ПО ЛИВАДИЙСКОМУ ДВОРЦУ

Название экскурсии: «Сказочная Ливадия»

Продолжительнось: 2 часа

Начало экскурсии: Вход на территорию парка, по пути к зданию дворца.

        Большой белый Ливадийский дворец строился с апреля 1910 по сентябрь 1911 года по проекту архитектора Николая Петровича Краснова. Его деятельность пришлась на тот период, когда на рубеже XIX-XX вв. в архитектуре Южного берега Крыма, как и повсеместно в России, широкое распространение получили два ведущих художественных направления: историзм - стиль, развивавшийся с 30-х годов XIX века, и модерн, который наиболее полно проявил себя на русской почве с середины 1890-х до 1910-х годов. Временные рамки  
первого из них в Крыму расширялись вплоть до 1915 года. 

    Своеобразие Ливадийского дворца заключается в том, что Краснов смог органично соединить и в общей планировке дворца, и в художественной отделке его интерьеров, характерные черты этих двух художественных направлений. Во дворце произошло как бы слияние двух стилей рубежа XX века - историзма и модерна. 

    Это особенно ярко проявилось на Южном берегу Крыма, где сама живописная природа побережья - сочетание горного ландшафта и моря - как бы подсказывала особые формы построек. Здесь, как писали современники, здания сооружались "самым затейливым образом": "в азиатском вкусе", "вроде английских коттеджей", с чертами античными, византийскими, ренессансными, готическими. Нередко архитекторы интерпретировали местную татарскую архитектуру. Краснов, как наиболее яркий представитель этого художественного направления, усадебные постройки решает то в восточном духе ("Дюльбер" - дворец для великого князя Петра Николаевича 1895-1897 гг., Загородный дворец эмира Бухарского 1905-1908 г.), то в "современном шотландском вкусе" (дворец для великого князя Георгия Михайловича в Хараксе 1904-1908 гг.), то использует мотивы французского классицизма (дом Бертье-Делагарда -1890-е гг.). Для Юсуповского дворца в Кореизе (1907 -1912 гг.) он избирает формы ренессанса. Во всех постройках на Южном берегу Крыма (а их более 60) Краснов проявил себя как большой мастер архитектуры, великолепный знаток различных архитектурных стилей, понимающий их особенности и внутренние законы их конструктивных решений. Для Ливадийского Большого дворца по желанию заказчика - Николая II - прототипом послужил итальянский ренессанс. К этому стилю архитекторы, обычно обращались стремясь создать атмосферу праздничности, и это прекрасно проявилось во внешних формах дворца и во  
внутреннем убранстве. 

       При проектировании дворца Краснова волновало решение прежде всего двух главных проблем: как большое здание вписать в окружающий ландшафт и в уже существующие постройки и как наполнить дворец светом и солнцем. Необходимо было значительно увеличить объемы нового здания по сравнению со старым дворцом, на месте которого возводился новый. Расширить дворец к югу не представлялось возможным из-за рельефа местности с начинающимся здесь склоном в сторону моря. Западные границы дворца были обусловлены задачей сохранения здесь церкви, построенной еще Монигетти. Краснов отказывается от своего первоначального проекта - квадратного в плане. Такое здание было бы статично и не соответствовало бы рельефу местности. Архитектор как бы вытягивает дворец с юга на север. Делая протяженным восточный фасад, он почти вплотную приближает его с северной стороны к растениям парка, ограждая их подпорной стеной. Таким образом, между северным фасадом и этой стеной образовался небольшой курдонер. Такое расположение дворца дало возможность сохранить с восточной стороны свободным довольно большое ровное пространство, на котором была оформлена главная парадная площадь. Благодаря этому восточный фасад легко зрительно воспринимается. Первое впечатление, когда он открывается взору после зелени парка, - необычайная праздничность и торжественность. Ровный зеленый партер площади подчеркивает рельефность форм здания. Над всем пространством доминирует башня на углу восточного и северного фасадов.

Левый южный ризалит  значительно уже центрального, а  потому и не такой массивный. Всей компоновкой деталей архитектор подчеркивает в строенных окнах  вытянутость средних больших окон, что еще больше облегчает объем. Такое решение всего ризалита подготавливает к восприятию легкой, изящной аркады, которая завершает весь фасад, скрывая наружную лестницу,  
ведущую в кабинет императрицы. 

       Южный его фасад по сравнению с восточным более строгий и компактный по композиционному решению. Но и здесь архитектор остается верен избранному им принципу отхода от четкой симметрии. Выступающие угловые части здания по своим объемам уравновешены, но левый ризалит архитектор делает в виде трехгранного эркера, вводит сюда иные декоративные детали, что вносит разнообразие в решение фасада. Учитывая рельеф местности, архитектор с южной стороны делает высокий цоколь. Отличает этот фасад и более сложный декор: рельефный пояс, состоящий из изображений гербов губерний России, опоясывает на уровне второго этажа выступающие ризалиты; арочные окна.  
второго этажа украшает богатый растительный орнамент.

        Однако надо отдать должное архитектору: в решении фасадов дворца и во внутреннем его оформлении нет перегруженности деталями и чрезмерно обильного декора, что было характерно для многих построек того времени. Краснова как архитектора во всем отличает чувство меры, большая культура,  
художественный такт. 

Парадный вход во дворец архитектор расположил с северной стороны. Казалось бы, вход должен был находиться на восточном фасаде, самом протяженном и обозреваемом, но он оказался буквально спрятанным за башню. Осмотр северного фасада затруднен тем, что очень близко ко дворцу подходит высокая подпорная стена. Архитектор акцентирует внимание только на одном великолепном портике. Из белого каррарского мрамора высечены три четко очерченные полуциркулярные арки, которые опираются на спаренные колонны. Если во всех фасадах дворца архитектор применял колонны тосканского и ионического ордера, то здесь - самый пышный - коринфский ордер. Ему соответствует и обильная орнаментика архивольт, заканчивающаяся картушами с вензелями членов царской семьи. В глубине портика - сложно орнаментированный арочный портал, увенчанный гербом Романовых.       Мраморные фигуры львов, охраняющих вход, резные в мраморе скамьи, большие яшмовые вазы, установленные в нишах, дополняют оформление портика. Стройные пропорции аркады и тонко проработанные рисунки орнаментальных рельефов делают портик одним из лучших украшений дворца, соответствующих канонам ренессанса. 

Западный фасад дворца почти весь закрывает церковь, построенная  еще Монигетти. Увеличив притвор, Краснов  включил церковь в общую композицию всего дворцового ансамбля. Аркада, опирающаяся на мраморные колонны с четырехгранными капителями сложного рельефного узора в византийском духе, связывает церковь с дворцом и образует небольшой полузакрытый дворик, получивший название мавританского. Вторая аркада такого же характера, образуя небольшую галерею, как бы декорирует вход в бывшую буфетную, построенную в 1914 году, как свидетельствует об этом рельефная цифра над входом. По карнизу обеих аркад проходит орнаментальный рельефный пояс, точно такой же, как на стенах церкви.

Вход в здание дворца

В оформлении интерьеров дворца применены элементы различных  стилевых. 
направлений - своеобразная дань моде начала XX в С парадными залами дворца связана работа исторической Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года. В Белом парадном  
зале прошли 8 пленарных заседаний. Сталин, Рузвельт и Черчилль определили позиции СССР, США, и Великобритании в условиях окончания войны и основы мирового порядка, просуществовавшего почти всю вторую половину XX века.  
В Коммюнике конференции державы антигитлеровской коалиции заявили, что их "непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира". Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать международную организацию. Было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции Объединенных наций.  
Участники Крымской конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе". Союзники провозгласили "согласование политики трех держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами", а У. Черчилль, покидая Крым, заявил: "С тех пор, как 12 дней назад мы приземлились в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно  
и авторитетно, чем когда-либо раньше". Решения, принятые в Ливадийском дворце за круглым столом переговоров, показали возможность плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами. 

Вход в вестибюль.

В оформлении вестибюля  использованы архитектурные формы стиля возрождения. Светлые стены, украшенные сложными рельефными орнаментами, красивое обрамление дверей, рельефная отделка камина, стройные колонны и канелюрованные пилястры, завершающиеся пышной капителью коринфского ордера, - все это создает ощущение торжественности и праздничности. Разнообразно варьирующиеся и вплетающиеся в орнамент гирлянды цветов и фруктов, розетты и картуши, раковины и фигурки дельфинов характерны для декора стиля возрождения.

В вестибюле представлен  круглый стол (реконструкция 1974 года) из Белого зала. За таким столом в феврале 1945 года прошли 8 пленарных заседаний Крымской (Ялтинской) конференции глав трех союзных держав СССР, США, Великобритании. Экспонируется фотография 1945 года - один из рабочих моментов конференции. 

Вход в парадную столовую

Белый зал проектировался как парадная столовая. Это самое  большое помещение дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Здесь, как во многих постройках модерна, планировка, оснащение новейшими  достижениями техники, декоративное оформление - все подчинено главной задаче: основополагающему эстетическому принципу модерна - созданию особой эстетической среды, особого мира, "возвышенного, далекого от обыденности,  
пребывание в котором превращается в праздник". Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 м2, высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека - все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение - 280 электрических лампочек - искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение. 

В Белом зале - обстановка, в которой с 1999 года проходят в  Ливадии крупные международные политические мероприятия.

 Вход в Парадную ожидательную 

Особая торжественность  и праздничность характерны для  оформления вестибюля и Белого зала дворца. Они решены архитектором в  одном образном ключе. Оформление других парадных комнат Краснов строит на зрительных контрастах. Рядом со светлым вестибюлем расположена комната (ранее "ожидательная"), в  
отделке которой применен темный орех. Для стиля возрождения характерны светлые тона в декоре интерьеров. Здесь же при использовании некоторых орнаментальных деталей, типичных для ренессанса, темный тон дерева и драпировочной ткани придал сдержанное цветовое решение помещению. Кроме того, масштабность декоративных деталей оформления отличает эту комнату от вестибюля и столовой: растительный орнамент крупнее, так как фактура дерева позволяет сделать более сложные пластические украшения. Очень красивы крупные резные розетты на потолке. Богатой резьбой завершается обрамление дверей. Филенчатые панели заканчиваются выступающими карнизами, служащими своеобразной подставкой для предметов прикладного искусства. Настенные полочки опираются на массивные рельефные кронштейны. Полочки иного характера входят в сложное обрамление камина деревом. Все это выполнялось мастерами петербургской мебельной фирмы Ф. Мельцера.  
На фоне крупных рельефных форм деревянной отделки комнаты, выдержанной в темных тонах, особенно хрупкой и прозрачной кажется люстра фигурного стекла, заказанная специально для этого помещения в Италии на о. Мурано.  
Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Во дворце во время строительства было проведено водяное отопление. В парадных комнатах отопление дублировано каминами, которые являются в то же время и художественно-декоративным элементом оформления интерьера. Для каминов подбирался материал, цвет и фактура которого соответствовали характеру всей декоративной отделки комнаты. Здесь он облицован мрамором темно-зеленого оттенка, который хорошо сочетается с блестящей бронзовой обкладкой камина и  
теплым тоном деревянного декора помещения. Музейная экспозиция этого зала  
частично воссоздает обстановку 1945 года. Помещение служило рабочим  
кабинетом президенту Ф. Рузвельту в период работы Крымской конференции. Экспонируется фотография двух лидеров - И. В. Сталина и Ф. Рузвельта, выполненная 8 февраля 1945 года в кабинете руководителя американской делегации. В витрине- архивные фотографии: интерьер царской ожидательной (1911 г.) и обстановка рабочего кабинета американского президента Ф. Рузвельта

Вход в Диванную

В диванной находят свое развитие те же элементы стиля возрождения. Из орехового дерева сделаны высокие панели, филенки которых завершаются сочными резными раковинами, преддиванные тумбочки украшены богатым растительным орнаментом. Когда-то в диванной находились и кассоне - своеобразные итальянские сундуки, в основном предназначавшиеся для хранения приданого.  
 
          Вход в Парадный кабинет императора 

После этих сложных и  немного тяжеловесных декоративных форм особенно четкими и облегченными кажутся прямые, строгие линии  в оформлении бывшей приемной. Здесь в отделке применен иной стиль, иные формы и материалы. Это стиль жакоб - разновидность ампира - позднего классицизма. Красное дерево в обрамлении дверей, зеркала, дивана, оттененное бронзовыми прокладками и розеттами, прекрасно сочетался с золотистой шелковой тканью, которой был затянут верх стен. Художественное решение потолка с легким рельефом и графическим орнаментом завершается прекрасной люстрой из позолоченной бронзы и хрустального стекла, выполненной русскими мастерами в стиле классицизма. В таком же стиле оформлен и беломраморный камин (он когда-то украшал интерьер старого дворца). Верхняя плита с красивым растительным орнаментом опирается на своеобразные колонны в виде герм, стоящих на четырехгранных подставках. Возможно, желанием архитектора использовать эту прекрасную архитектурную деталь старого дворца и было вызвано оформление приемной в ином архитектурном стиле, чем соседние помещения. Всем деталям оформления этой комнаты присуща строгость и стройность форм, характерные для классицизма. 

 Вход в Бильярднаю 

Многие бильярдные в  русских дворцах XVIII-XIX вв. часто оформлялись  в английском вкусе. В этом дворце в отделке бильярдной использованы формы английской архитектуры XVI века - так называемого стиля Тюдор. В оформлении тюдоровских интерьеров часто применялась сплошная обшивка стен резным деревом. Здесь стены отделаны каштаном. Работы выполнялись местным ялтинским мастером А. А. Шиллингом. Потолок производит впечатление деревянного, но это очень искусная роспись масляными красками, имитирующая дерево, выполненная по рельефному прессованному картону. Рельефы потолка воспроизводят конструкции готических перекрытий в виде нервюр, используемых стилем Тюдор исключительно в декоративных целях. Эту комнату украшает большой массивный камин с характерной тюдоровской аркой. Мрамор теплого розоватого оттенка специально подбирался Красновым для этого помещения. Он хорошо сочетается с цветом каштанового дерева и теплой росписью потолка.  
В английской бильярдной воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций И. В. Сталин, Ф.-Д.. Рузвельт и У. Черчилль подписали итоговый документ конференции - текст коммюнике. Заключительная страница коммюнике "Единство в организации мира, как и в ведении войны" - в экспозиции зала, а также фотографии: "Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции" и знаменитая фотография  
"Большая тройка" в итальянском дворике. 

Информация о работе Разработка экскурсии «Сказочная Ливадия»