Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:30, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение понятия историко-культурное наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: - изучить структуру экскурсионных объектов Беларуси, их познавательную ценность, известность и выразительность - изучить понятие историко-культурное наследие, его виды и классификация; - изучить основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси
Содержание работы
Введение……………………………………………………….…………….…….4 1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6 Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6 Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10 Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18 Виды экскурсий……………………………………………………………...22 Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26 Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31 Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32 Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33 Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36 Церковь св. Николая……………………………………………………….37 Костел св. Казимира…………………………………………….………….38 Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40 Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43 Заключение…………………………………………………………..………..46 Список использованных источников …………………………….……...…..48 Приложение А. Схема маршрута………………….…………………………50 ПриложениеB.Технологическая карта экскурсии…………………………..51 Приложение C. Карточки экскурсионных обьектов…...…………………...54 Приложение D. Комплект наглядных пособий – портфель экскурсовеода.60
Фон, на котором осматривается
объект, играет существенную роль в его
восприятии. Обычно складываются такие
ситуации: а) фон с объектом составляют
единый ансамбль - 3 балла; б) фон подчеркивает,
выделяет объект - 2 балла; в) фон не имеет
значения для осмотра объекта - 1 балл.
Акустическая среда может быть
благоприятна для экскурсий и рассказа
экскурсовода. Она оценивается в 1 балл;
неблагоприятная среда - 0 баллов. Комфортность
сезона также влияет на оценку объекта,
поскольку определяет период года, когда
объект может быть включен в экспозицию.
Это относится в первую очередь к памятникам
природы, археологии. Если он может использоваться
в течение четырех сезонов, то получает
оценку 4 балла, трех - 3 балла и т.д.
Познавательная ценность экскурсионного
объекта может быть выражена во времени
- в минутах (часах) осмотра, что определяется
объемом семантической информации, содержащейся
в объекте. Для определения времени осмотра
объекта важны такие характеристики, как
степень организации объекта для показа
и местоположение экскурсанта по отношению
к объекту осмотра.
Также объекты можно подразделить
на специально организованные для показа
и неорганизованные. Организованные объекты
требуют большего времени осмотра, поскольку
они специально приспособлены для экскурсионного
показа, являются его целью и составляют
основу зрительного ряда во всей экскурсии
(музеи, архитектурные памятники, монументы
и др.). Неорганизованные объекты обычно
являются сопутствующими объектами экскурсионного
показа.
По местоположению экскурсанта
относительно объектов осмотра последние
подразделяются на интерьерные (экскурсант
внутри объекта, внутренний осмотр) и экстерьерные
(экскурсант вне объекта, наружный осмотр).
В экскурсии включаются целевые, дополнительные
и сопутствующие объекты. Главную роль
играют целевые объекты, раскрывающие
тему экскурсии, дополнительные имеют
второстепенное значение, используются
для раскрытия отдельных эпизодов, подтем,
а сопутствующие лишь создают фон, по ходу
эксплуатации о них дается лишь справка.
Экскурсионный потенциал объекта - время,
необходимое для психоэмоционального
восприятия объекта и контакта с ним, для
его осмотра и освещения в обзорной или
тематической экскурсии [9,с. 64-65].
По величине экскурсионного
потенциала экономико-географические
подрайоны Беларуси делятся на пять групп.
К первой группе относятся Минский
и Брестский, в которых сконцентрировано
большое количество исторических памятников
и музеев стран содружества и республиканского
значения. Интересными объектами представлены
также памятники архитектуры и природы.
Во вторую группу входит Гродненский
подрайон. Он располагает значительным
количеством архитектурных объектов,
а также памятниками природы.
В третью группу входят шесть
подрайонов: северные (Браславско-Глубокский;
Витебский), восточный (Могилёвский) и
южные (Гомельско-Приднепровский; Пинский).
Все они располагают значительным количеством
памятников истории республиканского
значения, что определило их высокий потенциал.
В четвёртую группу входят Полоцкий,
Лидско - Новогрудский, Слуцкий подрайоны.
Они имеют на своей территории города
с архитектурными ансамблями межреспубликанского
и республиканского значения, а также
ряд памятников природы республиканского
значения, а два последних располагают
большой группой исторических памятников.
Пятую группу образуют подрайоны,
экскурсионный потенциал которых состоит
в основном из памятников истории республиканского
и местного значения (Молодечненско-Нарочанский;
Борисовский; Бобруйский; Кричевско-Сожский)
[9,с. 66].
Также к экскурсионным ресурсам
относятся парки, лесопарки, заповедные
территории, парковые ландшафты, городские
парки, детские парки, зоологические парки,
ботанические парки, парки развлечений
и аттракционов. Рациональная организация
рекреационной деятельности предусматривает
создание мест отдыха, отвечающих запросам
населения, и влияющих на спрос экскурсий.
Культурно-исторические комплексы с памятниками
истории и культуры которые находятся
в Гродно, Витебске, Бресте, Минске, Полоцке,
Пинске, Несвиже, Мире, Новогрудке. Старинные
парки имеются во многих городах Беларуси.
В большинстве своём они претерпели существенные
планировочные и композиционные изменения.
Относительно хорошо сохранились и используются
как места отдыха населения старинные
парки в Гомеле, Кобрине, Несвиже, Логойске,
Горках, Пружанах.
Из 150 удовлетворительно сохранившихся
и перспективных для восстановления старинных
парков 45 являются памятниками садово-паркового
искусства республиканского значения
(в Кобрине, Гомеле, и др.) и 30 - местного
значения (в Логойске, Мяделе, Скиделе,
Пружанах и др.) [9,с.70-71].
Памятники истории рассказывают
о героической борьбе белорусского народа
за свободу и независимость в годы многочисленных
войн, проходивших на территории страны.
Это и остатки «вала Ивана Грозного», возведённого
в 1953 г., как напоминание о Ливонской войне.
Это памятники времён битв с Карлом XII,
Отечественной войны 1812 г., гражданской
и Великой Отечественной войн, а также
связанные с деятельностью декабристов
и революционеров, и всех тех событий,
которые сопровождали «строительство
коммунизма». Широкую известность получили
мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган
Славы» и др.
Среди городов с ценными культурно-историческими
наследием выделяются большие, в которых
культурно-исторические комплексы составляют
относительно малую часть городской территории
и занимают хоть и важную, но не главную
роль в жизни города. Это - столица Минск,
областные центры: Витебск, Гродно, Гомель,
Брест, Могилёв.
Таким образом, культурно - историческое
наследие прошлого имеет большое значение
для нравственного и эстетического воспитания
человека. Несмотря на огромные разрушения
минувших войн, на белорусской земле сохранились
замки, дворцы, ратуши, храмы, жилые дома,
целые комплексы разной застройки, относящиеся
к далёкому историческому прошлому, что
является богатым потенциалом для развития
экскурсионно-познавательного туризма
в Республике Беларусь [9,с.73-75].
1.2 Понятие и состав
историко-культурного наследия
Законодательство об охране
историко-культурного наследия регулирует
общественные отношения по установлению
организационно-правовых и экономических
гарантий создания, сохранения, распространения
и популяризации произведений материальной
и духовной культуры, сохранению и передаче
культурных традиций, охране исторических
и культурных ценностей в целях возрождения
и развития белорусской национальной
культуры и культур национальных сообществ
Беларуси как составной части общечеловеческой
культуры.[4]
В Республике Беларусь также
проводятся научные исследования проблем
охраны культурного наследия, прежде всего
исторических и архитектурных, касающихся
проблем сохранения и восстановления
отдельных видов памятников. Однако специализированного
научно-исследовательского учреждения,
занимающегося проблемами охраны памятников
культуры, в нашей стране нет. В основном
исследования проводятся на базе вузов
и академических институтов.
Однако, результаты исследований
не привели к окончательному формированию
устойчивого понятийного аппарата: законодательные
определения допускают много разночтений,
содержат внутренние противоречия, точно
не отражают содержания понятий.
В науке давно дискутируются
основные правовые понятия данной сферы.
Наибольшие проблемы возникают с определением
и разграничением понятий «культурные
ценности», «историко-культурные ценности»,
«памятники истории и культуры», «историко-культурное
наследие». С принятием каждого нового
нормативного акта происходит смешение
понятий, вызывающее в конечном итоге
проблемы с практической реализацией
правовых норм. Причем подобная ситуация
отмечается и в международно-правовых
актах, а также в иностранном законодательстве.
Как представляется, следует
исходить из того, что понятия «культурная
ценность» и «памятники культуры» (историко-культурная
ценность) не совпадают.
Культурные ценности выступают
в качестве опредмеченных результатов
человеческого творчества, которые, будучи
результатом всеобщего труда, служат связующим
звеном между различными поколениями
людей и всегда носят конкретно-исторический
характер, являясь фактором формирования
необходимого обществу типа личности.3
Определение культурных ценностей
можно также найти в таможенном законодательстве.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Таможенного
кодекса Республики Беларусь культурные
ценности – это предметы и ценности, представляющие
историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность (т. е. ценности
определяются через их ценность). Такой
специальный перечень сформирован только
для целей регулирования перемещения
культурных ценностей через таможенную
границу Республики Беларусь.
Во всех остальных случаях необходимо
исходить из соотношения культурных ценностей
и памятников культуры (историко-культурных
ценностей) как целого и части.
Таким образом, культурные ценности
– это произведенные человеком или тесно
связанные с его деятельностью материальные
объекты и нематериальные проявления
человеческого творчества, имеющие художественное,
историческое, научное или иное культурное
значение.
Памятниками же являются
культурные ценности, которые взяты под
охрану государства посредством включения
их в Государственные списки и установления
особого режима охраны и использования.
Что касается историко-культурного наследия,
то оно представляет собой собирательное
понятие, включающее наиболее отличительные
результаты и свидетельства исторического
и духовного развития народа Беларуси,
воплощенные в культурных ценностях.
Очевидно, что не любая культурная
ценность может считаться памятником.
Отнесение того или иного объекта к числу
памятников влечёт за собой правовые последствия:
он берется под охрану государства. И именно
из этого необходимо исходить при определении
правового режима объекта историко-культурного
наследия.
Таким образом, памятниками
признаются объекты, обладающие совокупностью
двух признаков: культурной значимостью
и юридическим признанием в таковом качестве.
С принятием 1992 г. Закона «Об
охране историко-культурного наследия
Республики Беларусь» в научный и практический
оборот введено понятие «историко-культурная
ценность», которым стали именоваться
все принятые на государственный учет
памятники.[4]
В указанном законе даются следующие
определения историко-культурного наследия
и историко-культурных ценностей.
Историко-культурное наследие
- совокупность наиболее отличительных
итогов и свидетельств исторического,
культурного и духовного развития народа
Беларуси, воплощенных в историко-культурных
ценностях.
Историко-культурные ценности
– материальные объекты (материальные
историко-культурные ценности) и нематериальные
проявления творчества человека (нематериальные
историко-культурные ценности), которые
имеют выдающиеся духовные, художественные
и (или) документальные достоинства и которым
присвоен статус историко-культурной
ценности.
Теперь посредством применения
различных критериев классификации объектов
культурного наследия попытаемся раскрыть
содержание основных понятий.
Культурные ценности делятся
на:
1)Материальные ценности, материальное
воплощение которых составляет их сущность;
В свою очередь материальные
делятся на:
- Движимые (материальные ценности,
перемещение которых в пространстве не
связано с изменениями их сущности и технического
состояния);
- Недвижимые (материальные
ценности, перемещение которых связано
с осуществлением ряда инженерных мероприятий
и ведет к частичной или полной утрате
ими своих особенностей).
2)Нематериальные ценности
(духовные ценности), возможное материальное
воплощение которых не оказывает существенного
влияния на их сущность;
В свою очередь нематериальные
делятся на:
- Фиксированные духовные
ценности, сущность которых может быть
полностью зафиксирована и не зависит
от дальнейшей судьбы их создателей;
- Воплощенные духовные ценности,
сущность или отличительные достоинства
которых полностью или частично утрачиваются
с исчезновением их создателей, носителей
или изменением социальных условий их
существования.
Согласно закона «Об охране
историко-культурного наследия Республики
Беларусь» (ст.13), к материальным историко-культурным
ценностям относятся следующие памятники:
1.документальные памятники
– акты государственных органов, иные
письменные и графические документы, кино-фотодокументы
и звукозаписи, древние и иные рукописи
и архивы, редкие печатные издания.