Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия историко-культурное наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить структуру экскурсионных объектов Беларуси, их познавательную ценность, известность и выразительность
- изучить понятие историко-культурное наследие, его виды и классификация;
- изучить основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….…….4
1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6
Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6
Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10
Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18
Виды экскурсий……………………………………………………………...22
Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26
Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31
Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32
Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33
Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36
Церковь св. Николая……………………………………………………….37
Костел св. Казимира…………………………………………….………….38
Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40
Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43
Заключение…………………………………………………………..………..46
Список использованных источников …………………………….……...…..48
Приложение А. Схема маршрута………………….…………………………50
ПриложениеB.Технологическая карта экскурсии…………………………..51
Приложение C. Карточки экскурсионных обьектов…...…………………...54
Приложение D. Комплект наглядных пособий – портфель экскурсовеода.60

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 2.99 Мб (Скачать файл)

Значительную роль для развития экскурсионного туризма играет сеть региональных экскурсионных бюро, туристических фирм, филиалов в регионах, где сконцентрировано большое количество объектов для показа. Экскурсионные маршруты создаются с учетом спроса потенциальных клиентов.

Разрабатываются совершенно уникальные маршруты, например, «Оборонительное зодчество Беларуси». Войны, прошедшие по земле Беларуси, оставили значительные разрушения. Это большие потери для культурного наследия. Вместе с тем они сформировали особенности национальной архитектуры, поэтому многие территории республики можно рассматривать как музеи оборонительного зодчества под открытым небом, где представлены все виды оборонных сооружений. Среди них такие известные постройки как Каменецкая башня «Белая вежа» (примеров таких башен-донжонов в Европе сохранилось незначительное количество), Кревский, Лидский, Новогрудский, Несвижский замки, и такие мощнейшие сооружения - крепости в Бобруйске и Бресте. Также уникальными объектами являются такие, сохранившиеся церкви-крепости, как Сынковичская XVв. в Зельвенском районе, церковь в Маломожейково, костел в Ишкольде.

Не меньшим интересов пользуются экскурсии на тему «Городская архитектура» с показом сохранившихся отреставрированных исторических застроек в Гродно, Пинске, Витебске и др. Принятие закона «Об охране историко-культурного наследия» (1992) положено начало реставрации многих объектов историко-культурного наследия. Среди них: Мирский замок, Софийский собор и братская школа с музеем белорусского книгопечатания в Полоцк; Несвиж с его дворцово-парковым ансамблем, Фарным костёлом Божьего тела. Завершены реставрационные работы Пинского иезуитского коллегиума.

Также перспективными являются разработка и проведение экскурсий на тему «Усадебно-парковые комплексы в Беларуси» при условии восстановления старинных парков, усадеб, в большом количестве рассредоточенных по территории республики. Многие из них связаны с именами известных белорусских родов. Такие уникальные усадьбы, как бывшие имения графа Хрептовича Щорсы и графа Пусловского в Слонимском районе, усадебно-парковый комплекс Радзивиллов в д. Полонечка Барановического района - интереснейшие объекты показа, которые знакомят экскурсантов с историей, пейзажной архитектурой, бытом, традициями, известными всему миру.

Большинство этих усадеб находится на территории совхозов и колхозов, других собственников нуждаются в проведении срочной реставрации, очистке прудов, для чего требуется большие финансовые вложения. Особенно перспективными представляются создание на их базе музейно-этнографических комплексов наподобие музея «Дудуткi», неподалёку от бывшего имения Ельских Подобные комплексы, именуемые в Западной Европе скансенами, становятся популярными во всем мире.

Беларусь обладает уникальным природными комплексами, характеризующимися высоким уровнем экологической чистоты и не встречающимися в равнинной части Западной Европы. Это создает хорошие предпосылки для развития очень популярного в мире экологического туризма, в основе которого - экологические экскурсионные тропы. Первозданная природа может стать визитной карточной нашей страны. Учитывая мировую тенденцию, когда туристские предприятия достигли высот в сервисе, а туристов, пресыщенных благами цивилизации, привлекает первозданная природа, экскурсионные туры экологической направленности становятся все более популярным и представляются возможными при условии рационального использования находящихся на территориях национальных парков, заповедников, заказников, экскурсионных объектов - памятников истории и культуры. Такое сочетание рекреационных возможностей с экскурсионными повышает и расширяет спектр предложений туристских предприятий, привносит в отдых элемент познания, улучшает уровень обслуживания, его качество, соответствует основным направлениям Национальной программы развития туризма.

Важнейшим фактором культурно-познавательного туризма является система учреждений культуры и искусства. Это самый действенный государственный институт, формирующий национальное самосознание гражданина. Для развития экскурсионно-познавательного туризма необходимо наличие мест для показа. Такими могут являться памятниками культурного наследия, сосредоточенные в музях и их филиалах. Характер музейного дела определяется Законом Республики Беларусь "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь" принятым 9 января 2006 г. Теперь количество музеев растёт во всех областях Беларуси, изменились подходы Министерства культуры к созданию музеев: сняты ограничения в тематической направленности, площадях экспозиционных и административных зон, приветствуется создание филиалов [13].

Одним из направлений возрождения культурных традиций по-прежнему остается реституция - возвращение наследства, которое в результате войн осталось за границей.

История Беларуси складывалась таким образом, что преобладающее количество созданных нашим народом исторических ценностей либо погибло, либо бездумно растрачено из-за национального нигилизма или вывезено во время многочисленных войн. В этом направлении в Беларуси проведена следующая работа: создана комиссия по возвращению национальных ценностей, издан сборник документов и архивных материалов «Возвращение», разосланный в другие государства, для выяснения места нахождения и возможности возвращения памятников культуры.

Особой остается судьба памятников культуры в Чернобыльской зоне. Была создана и начала работать Государственная историко-культурная экспедиция по спасению памятников истории и культуры в районах, пострадавших от аварии. Экспонаты были вывезены для хранения в фонды Музея древне-белорусской культуры при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси.

Беларусь как равноправный член ООН проводит активное сотрудничество с комиссиями по охране мирового наследия ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальная комиссия Беларуси по делам ЮНЕСКО проводит активную работу по включению в перечень культурного наследия историко-архитектурных и природных объектов. В этот перечень включены Национальный парк «Беловежская пуща» (1992), Мирский замок (2000), Дуга Струве (2003) и Несвижский дворцово-парковый комплекс (2005). Представители Беларуси проводят регулярные консультации о включении в проект ЮНЕСКО «Мир барокко» ряда известных архитектурных памятников: Витебской ратуши, Софийского собора, Фарного костела в Гродно, дворца в Ружанах.

В Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь стоит задача позиционирования государства на внешнем туристическом рынке. Для выполнения этой задачи особое место отводится средствам массовой информации. Большую работу в этом направлении проводят специализированные издания «Туризм и отдых» и «Путешественник». Широкие возможности рекламы экскурсионных возможностей предоставляет Интернет. Создан ряд сайтов о республике, туристические поисковые порталы, сайты белорусских туристских предприятий, сайты любителей-краеведов [14].

Таким образом, основные направления культурно - познавательного туризма в Республике Беларусь, его перспективы и приоритеты были определены Государственной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015гг. Культурно-познавательный туризм выделен приоритетным направлением, сделан акцент на региональные программы развития туризма. Необходимо также отметить, что в Беларуси имеется достаточное регионов, функциональным профилем которых является экскурсионный туризм.[1]

 

1.4 Виды экскурсий

Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах – зрительном ряде экскурсии в естественных условиях, – проходящий под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода, гида) и подчиненный раскрытию четко определенной темы.

Классификация экскурсий – это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками (параметрами). В процессе развития экскурсионной деятельности изменение ее содержания находило отражение и в классификации экскурсий [7, с19-20].

В настоящее время в работе экскурсионных учреждений может использоваться классификация, в основу которой положены следующие параметры:

   1) содержание;

   2) состав участников;

   3) тематика;

   4) место проведения;

   5) форма проведения;

   6) способ передвижения;

   7) цикличность проведения.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые, затрагивающие несколько тем) и тематические.

Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Хронологические рамки обзорной экскурсии широки – в основном от первого упоминания данного города (селения) до настоящего времени.

Тематические экскурсии посвящены событию или ряду событий, объединенных одной темой. По тематике экскурсии разделяют на:

   - природоведческие;

   - экологические;

   - исторические;

   - искусствоведческие;

   - производственные;

   - литературные;

   - архитектурно-градостроительные.

В свою очередь они подразделяются на несколько групп, каждая из которых далее классифицируется на подгруппы.

Так, в группу природоведческих экскурсий входят:

   - географические;

   - геологические;

   - гидрогеологические;

   - ландшафтные.

Во время проведения природоведческих экскурсий организуются фенологические наблюдения за явлениями живой природы – растительным и животным миром. Цель природоведческих экскурсии – расширение естественнонаучных знаний, формирование эстетического вкуса, воспитание чувства любви к родному краю и бережного отношения к его экологии, природе, а также организация отдыха. В природоведческие экскурсии включаются разнообразные объекты природы, на примере которых раскрываются особенности географического положения рассматриваемого ареала, его природные условия: рельеф, климат, растительный и животный мир во всем их многообразии. Так, например, обзорные зоологические экскурсии дают возможность ознакомиться с животным миром как в естественных природных условиях (экскурсии в Березинский заповедник, Беловежскую пущу и др.), так и в хозяйстве человека (экскурсия на страусиную ферму близ Постав) [7, с. 20-21].

Экологические экскурсии имеют такие подгруппы, как экология города либо определенной местности и т.д. Создание данного вида экскурсий возможно по следующим направлениям: экология и человек, экология воздушного бассейна, экология водного бассейна, экология животного и растительного мира. Экологические экскурсии вызывают все больший интерес у современного общества, что обусловлено теснейшей связью экологии с важнейшими проблемами современности: загрязнением и отравлением среды обитания человека отходами его жизнедеятельности, угрозой истощения природных ресурсов и др.

Исторические экскурсии имеют большой воспитательный и познавательный потенциал. Они организуются как эпизодические мероприятия или циклы экскурсий и по содержанию могут носить обзорный характер или подразделяться на следующие тематические виды:

1) Историко-краеведческие экскурсии сосредоточиваются на изучении одного или нескольких значительных событий или ознакомлении с определенным периодом в развитии края.

2) Археологические экскурсии предполагают знакомство с памятниками, доступными для экскурсионного показа, изучение результатов археологических раскопок и находок (постройки и следы древних поселений, погребений, городищ; орудия труда, утварь, оружие, украшение и т.д.).

3) Этнографические экскурсии позволяют изучать быт, народные промыслы, традиции, обряды, культуру в их историческом развитии.

Предмет исторической экскурсии – памятники материальной и духовной культуры, исторические места, связанные с революционной, боевой и трудовой славой белорусского народа, с малой родиной знаменитых людей, прославивших Беларусь.

Экскурсии исторической тематики выполняют важную идейно-воспитательную роль, их цель – формирование чувства гордости, любви и уважения к истории родной страны; задачи – популяризация историко-культурного наследия, определение роли личности в истории и, конечно же, воспитание бережного отношения к памятникам прошлого. Исторические экскурсии содействуют формированию и воспитанию одного из основных качеств личности – патриотизм.

Искусствоведческие экскурсии направлены на воспитание чувства прекрасного, способствуют развитию художественного вкуса. Основой для их классификации являются различные виды искусства, в соответствии с которыми экскурсии делятся на группы:

1)Художественные экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство)

Информация о работе Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»