Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия историко-культурное наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить структуру экскурсионных объектов Беларуси, их познавательную ценность, известность и выразительность
- изучить понятие историко-культурное наследие, его виды и классификация;
- изучить основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….…….4
1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6
Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6
Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10
Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18
Виды экскурсий……………………………………………………………...22
Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26
Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31
Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32
Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33
Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36
Церковь св. Николая……………………………………………………….37
Костел св. Казимира…………………………………………….………….38
Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40
Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43
Заключение…………………………………………………………..………..46
Список использованных источников …………………………….……...…..48
Приложение А. Схема маршрута………………….…………………………50
ПриложениеB.Технологическая карта экскурсии…………………………..51
Приложение C. Карточки экскурсионных обьектов…...…………………...54
Приложение D. Комплект наглядных пособий – портфель экскурсовеода.60

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 2.99 Мб (Скачать файл)

2)Театрально-музыкальное искусство.

Объектами искусствоведческих экскурсий являются картины, рисунки, фрески, иконы, панно, витражи, а также различные предметы декоративно-прикладного назначения, изделия народных мастеров. Экскурсия может быть посвящена жизни и творчеству выдающегося художника.

Литературные экскурсии являются эффективной формой популяризации творчества выдающихся поэтов, прозаиков и драматургов. Они подразделяются на следующие виды:

1) Литературно-биографические – по местам жизни и творчества знаменитых прозаиков, поэтов, драматургов;

2)Историко-литературные – посвященные ярким периодам в развитии литературы данного края;

3)Литературно-художественные – по местам, отраженным в известных произведениях писателей.

Белорусская земля подарила миру много выдающихся писателей, что не маловажно для разработки и внедрения литературных экскурсий.

Архитектурно-градостроительные экскурсии всегда были популярны и низменно привлекали внимание разных категорий экскурсантов. Среди них выделяют следующие группы:

-  экскурсии, посвященные творчеству отдельных архитекторов;

- экскурсии с посещением памятников архитектуры определенных стилей;

- экскурсии, посвященные изучению городской застройки – исторической или современной;

- экскурсии по древним городам, городам-заповедникам.

Экскурсии на тему «Абарончае дойлiдства Белраусi» могут стать привлекательными не только для белорусских туристов, но и для гостей страны. Не менее интересными представляются экскурсии на тему «Городская архитектура» с показом сохранившихся отреставрированных исторических застроек в Гродно, Пинске, Новогрудке, Минске, Бресте, Витебске, Мозыре и т.д.

Производственные экскурсии подразделяются на:

- производственно-исторические (раскрываются особенности этапов развития предприятия);

-производственно-экономические (освещают деятельность предприятия;)

-производственно-технические (посвящены современным технологиям, достижениям науки и техники, их использованию на производстве).

В белорусских городах работают крупные предприятия, включение которых в экскурсионные маршруты данной тематики послужило бы хорошим подспорьем для выбора профессии учащимися.

По месту проведения экскурсии принято делить на группы: музейные, городские, загородные, в пути следования (дорожный обзор).

По форме проведения различают следующие экскурсии: обычные, рекламные, учебные.

По способу передвижения подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные [7, с.21-26].

 

 

    1.  Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики

 

В начале 21 ст. особое значение обрели общечеловеческие ценности. Важнейшим из них является особые памятники историко-культурного наследия, которые рассматриваются в законе «О туризме» как туристические ресурсы. Среди них: уникальные историко-культурные ансамбли; памятники архитектуры, которые оказали значительное влияние на развитие общественной жизни страны; памятники, которые представляют собой пример традиционного образа жизни народа; монументы, связанные с идеями патриотического воспитания и вероисповедания; уникальные природные объекты, в том числе заповедные территории. Поэтому изучение их духовной, эстетической, информационной ценности  с целью использования в туризме как объектов показа в экскурсиях разной тематики подтверждает актуальность выбранной темы исследования [11].

Эффективному использованию историко-культурного наследия в туризме уделяется внимание не только туристическими организациями, но и непосредственно руководством государства. Это отражается в актах, указах, постановлениях, национальных программах и других документах.

Деятельность туристических организаций обусловлена их местонахождением и ограничивается определенным регионом, важным направлением деятельности является выявление резервов эффективного использования историко-культурного наследия в экскурсионном обслуживании и поставленная задача решаема. Значительную помощь в этом оказывает государство, поскольку ведется: Государственный реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь; работа по включению памятников в Список всемирного историко-культурного и природного наследия ЮНЕСКО; реставрация и охрана памятников.

Согласно Национальной программе  развития туризма на 2011 – 2015 годы предусмотрена разработка «в регионах страны не менее 50 маршрутов по культурно-познавательному, экологическому и другим видам туризма, в том числе в 2011 году - 10 маршрутов, 2012 - 10, 2013 - 10, 2014 - 10 и в 2015 году - 10 маршрутов; разработка 20 маршрутов с активными видами передвижения, в том числе в 2011 году - 5 маршрутов, 2012 - 5, 2013 - 4, 2014 - 3 и в 2015 году - 3 маршрутов». Каждый маршрут имеет или может иметь в своей основе экскурсию. Поэтому представляется рациональным  разработка запланированных туристических маршрутов начинать с создания новых тем экскурсий. Такой подход, как показывает практическая деятельность, является сегодня наименее затратным, быстрым и наиболее эффективным резервом использования отечественных памятников в экскурсиях. [14]

Современное определение экскурсии рассматривается как «поездка или пешеходная прогулка (коллективная или индивидуальная), посещение чего-нибудь с научной, образовательной, познавательной или другой целью; целенаправленный просмотр экскурсионных объектов для познания окружающего мира, построенный по заведомо подготовленном маршруте; отличается конкретной темой, организуется и проводится специалистами. Включено в сферу туристических и экскурсионных услуг».

Под темой экскурсии понимается предмет, основное содержание экскурсионной информации, что коротко формулирует идею ее создания и раскрывается во время проведения экскурсии. Совокупность тем, разработанных для проведения единичных или экскурсионных циклов, образует тематику экскурсии. Подготовка новой темы экскурсии прежде всего зависит от наличия памятников историко-культурного наследия, где территориально находиться организация.

С точки зрения экскурсионной методики историко-культурно наследие рассматривается как экскурсионные объекты – природные или историко-культурные реалии, которые дают представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи в развитии общества, свидетельствуют об  уровне науки, культуры, искусства или демонстрируют природную среду определенного региона, предназначены вызывать интерес экскурсантов. Экскурсионные объекты являются материальной (даже когда это явления духовной культуры) основой показа, поэтому при включении в зрительный ряд экскурсий очень важно учитывать их классификационные признаки. И такую возможность мы имеем. Для этого используем  впервые в белоруской историографии разработанные кандидатом исторических наук А.Ф. Самусиком параметры сравнительного хронологического  изучения и анализа шедевров отечественного зодчества и искусства с учетом эволюции всех основных европейских стилистических направлений.[15, с.125] Как отмечает А.Ф. Самусик, для облегчения работы учета памятников истории и культуры, а также с целью создания условий их досконального изучения и охраны все отечественное историко-культурное наследие подразделяется на шесть основных групп:

-документальные памятники (летописи и т.д.);

-этнографические памятники (обряды, традиции, орудия труда и т.д.);

-памятники археологии (объекты, выявленные во время археологических раскопок и т.д.);

-памятники градостроительства, зодчества и архитектуры (строения, кварталы, города и т.д.);

-памятники изобразительного и прикладного искусства (живопись, график, скульптура т.д.)

-памятники истории (родные места знаменитых соотечественников, места битв и др.).

После того как мы проанализировали описанные группы памятников и их составляющие, надо заметить, что предложенная А.Ф. Самусиком классификация памятников истории и культуры Беларуси имеет пересекающийся характер с принятой классификацией тематических экскурсий. В последней в то же время есть существенная дальнейшая детализация, которая, однако, как показывают проведенные исследования, далеко не полностью используется в деятельности туристических организаций. [15, с.130]

Анализ экскурсионной литературы, наиболее общая классификация экскурсий и практика экскурсионной деятельности позволяют утверждать, что основу классификации экскурсий, как и основу их вербального обеспечения (создания экскурсионных текстов), складывают определяющие приметы – содержание и тема. Содержание экскурсионных текстов следует из тематической специфики экскурсий, их разделом на определенные группы текстов. Например, тексты тематических исторических экскурсий обычно делятся на тексты экскурсий: исторических (историко-краеведческих, предназначенных раскрытию истории края в отведенный период), археологических (с показом предметов, найденных во время раскопок и др.), этнографических (в них дается информация о традициях, обрядах, обычаях этноса), военно-исторических (проводятся по местам боевой славы), историко-библиографических (в содержание входят сведения о жизни и деятельности знаменитых людей), тексты экскурсий по экспозициям исторических  музеев, галерей, выставочных залов и т.д. 

Также подробное деление на группы имеют тексты экскурсий на архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, производственные темы. Наблюдается тематическое расширение экскурсионных текстов: выделяются тексты экологических экскурсий, которые также имеют подгруппы; экскурсии религиозной  тематики, где за основную цель экскурсии могут быть приняты раскрытие роли религии в истории государства, соприкосновение, ознакомление или более глубокое изучение описанного религиозного течения, разъяснение смысла обрядов и традиций определенной конфессии. Эффективным путь создания экскурсий религиозной тематики представляется в тесном сотрудничестве туристических организаций с паломническими отделами епархий, учебными заведениями или их факультетами, где преподаются такие дисциплины, как «Религиоведение», «Культурология» и т.д., общественными и специализированными объединениями.

Завершенности и совершенствованию знаний экскурсантов по выделенной теме способствует включение в экскурсионную программу экспозиций музеев, а издательство музейных справочников, пособий для посетителей и рекламных брошюр популяризует памятники историко-культурного наследия.

Приведенное аналитическое сопоставление сравнительно-хронологической классификации историко-культурного наследия и классификационных параметров экскурсий с учетом их вербального обеспечения позволяет говорить не только о пересекающемся рассмотрении классификаций, но и об их тесной связи, переплетении и акценте на определенных видах памятников в соответствующих темах. Это создает условия для разработки разнообразных по тематике экскурсионных  маршрутов.

По И.И. Пирожнику, многовековая история белорусской земли и самобытная культура ее народа отражены в более чем 17,5 тысяче памятников истории и культуры, из них почти 5 тысяч вошли в Государственный реестр историко-культурных ценностей и активно включаются в объекты экскурсионного показа.[8] Согласно А.Ф. Самусика, «наследие наших предков сейчас составляет приблизительно 20 тысяч памятников разных видов и категорий».[15 с.158] Очевидно, что на сегодняшний день вне экскурсионной деятельности туристических организаций остается около 15 тысяч отечественных памятников, которые ждут включения в экскурсионные маршруты.

Создание экскурсионных маршрутов ограничено наличием экскурсионных объектов, из-за чего может возникнуть дублирование информации в экскурсиях разных тематик. Избежать этого возможно, если учитывать особенности развития каждого региона, его достопримечательности. Как отмечает А.И. Локотко, «для туризма в масштабах всей страны необходимо создание условий для получения комплексного представления об общих чертах и региональных особенностях природы и культуры страны, ее регионов. Во много этническом государстве важно получить представление о культуре этнических групп и традиций, в том числе и об отношении к природе и окружающей среде». Такой подход, по мнению А.И. Локотки, способствует развитию регионального (локального) туризма, который имеет такие подвиды, как сельский и краеведческий. Они, в свою очередь, являются основой развития экологического, спортивного туризма. Все виды туризма требуют знаний о ландшафте, территории, истории и культуре и, как нами доказано, имеют в основе экскурсии соответствующей тематики. [16 с.153]

Если исходить из локального принципа организации туризма, сравнительно-хронологического изучения отдельных шедевров отечественных памятников и классификации экскурсий, можно обосновать возможность эффективного использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики на примере Логойской туристической зоны.

Информация о работе Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»