Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:30, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение понятия историко-культурное наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: - изучить структуру экскурсионных объектов Беларуси, их познавательную ценность, известность и выразительность - изучить понятие историко-культурное наследие, его виды и классификация; - изучить основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси
Содержание работы
Введение……………………………………………………….…………….…….4 1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6 Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6 Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10 Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18 Виды экскурсий……………………………………………………………...22 Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26 Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31 Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32 Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33 Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36 Церковь св. Николая……………………………………………………….37 Костел св. Казимира…………………………………………….………….38 Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40 Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43 Заключение…………………………………………………………..………..46 Список использованных источников …………………………….……...…..48 Приложение А. Схема маршрута………………….…………………………50 ПриложениеB.Технологическая карта экскурсии…………………………..51 Приложение C. Карточки экскурсионных обьектов…...…………………...54 Приложение D. Комплект наглядных пособий – портфель экскурсовеода.60
пусть скорбь и печаль обернутся
в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно
мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда
в вихре пожаров жизнь не умирала!
На обратной стороне Венца памяти
— ответ живых погибшим: Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим
перед вами. Вы не покорились фашистским
убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли
смерть, но пламя любви вашей к Родине
нашей Советской вовек не погаснет. Память
о вас в народе бессмертна, как вечна земля
и вечно яркое солнце над нею! [29]
Бывшая улица деревни выложена
серыми, под цвет пепла, железобетонными
плитами. В тех местах, где когда-то стояли
дома, поставлено 26 символических бетонных
нижних венцов срубов и столько же обелисков,
напоминающих печные трубы, опалённые
огнём. Перед каждым из сожжённых домов
установлена открытая калитка, как символ
гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках
— бронзовые таблички с именами тех, кто
здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска
— печально звенящий колокол. Колокола
звонят одновременно каждые 30 секунд.
На территории комплекса находится
единственное в мире «Кладбище деревень»
— 185 могил, каждая из которых символизирует
одну из невозрождённых белорусских деревень,
сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая
деревня — это сама Хатынь). Могила каждой
деревни представляет собой символическое
пепелище, в центре которого расположен
пьедестал в виде языка пламени — символ
того, что деревня была сожжена. В траурной
урне хранится земля деревни. На могиле
написаны название деревни и название
района, в котором стояла деревня.
Ещё один мемориальный элемент
комплекса — «символические деревья жизни»,
на ветвях которых в алфавитном порядке
перечислены названия 433 белорусских деревень,
которые были уничтожены фашистами вместе
с жителями, но восстановлены после войны.
Мемориальный элемент «Стена
памяти» включает мемориальные плиты
с названиями свыше 260 лагерей смерти и
мест массового уничтожения людей на территории
Белоруссии [27].
На территории мемориала также
находится мемориальный элемент «Вечный
огонь». На квадратном траурном постаменте
в трёх углах расположены три берёзки.
Вместо четвёртой горит вечный огонь —
в память о каждом четвертом погибшем
жителе Белоруссии.
Мемориальный комплекс «Хатынь»
включён в государственный список историко-культурного
наследия. В 2004 году была проведена реконструкция
комплекса.
[Автобус движется
по Витебскому шоссе, далее направо
после указателя 5-6 км по асфальтированному
шоссе и останавливается у мемориального
комплекса «Дальва»]
2.7 Мемориального комплекса
«Дальва».
Деревня Дальва в исторических
источниках упоминается в конце XVII века.
По рассказам старожилов, которым, в свою
очередь, рассказывали старики, когда-то
в этих местах был дремучий лес, составлявший
одно целое с Березинским заповедником.
Сначала лес отступал перед небольшими
полянками, а позже они соединились в значительные
поля и луга. Но лес окончательно не сдался,
он глубоко пустил свои корни в торфяники,
овраги, берега рек и сыпучие пески [22,
с.263-267].
В архивных документах указано,
что в 1804 году Раймунд Полевич купил фольварок
у помещиков Коверских. К этому имению
относились деревни Дальва, Рубеж и Бытнова.
После смерти отца имение и усадьбу унаследовал
его средний сын Альфонс. В конце XVIII века
имение перешло родственнику Мельхедру
Стефановичу. Грянул 1917 год и Стефанович
с семьей сбежал в Польшу. А Дальва… Как
деревне, Дальве суждено было просуществовать
ещё ровно 27 лет.
“Дальва” – мемориальный архитектурно-скульптурный
комплекс в память о жителях
деревни Дальва, включен в государственный
список историко-культурных ценностей
Республики Беларусь. 19 июня 1944 г. деревня
была сожжена вместе с жителями за несколько
дней до освобождения Белоруссии. В огне
пожара погибло 44 человека, в том числе
29 детей, 13 женщин и 2 мужчин. Из них чудом
выжил только 13-летний мальчик - Коля Гирилович.
Мемориал “Дальва” строился
на общественных началах, на средства,
собранные от концертной деятельности
творческих коллективов Белтелерадиокомпании,
военнослужащих и пожертвований общественных
организаций. Инициатором этой работы
был тот самый единственный уцелевший
свидетель трагедии деревни Дальва Николай
Петрович Гирилович, который всю жизнь
посвятил сохранению памяти об односельчанах.
[28]
Комплекс повторяет планировку
бывшей деревни Дальва. Композиция мемориала
состоит из отдельных элементов, свободно
размещенных в пространстве, и занимает
площадь 5 га.
Этот мемориал не
такой грандиозный, как Хатынь, но
тем не менее, завораживает уже с первого
взгляда. Слева деревянный домик с надписью
«Музей». Здесь в 2009 году была создана
экспозиция «Дальва»: героизм, трагедия,
милосердие», где собраны архивные фотографии
и документы, рассказывающие об истории
деревни начиная с конца XVII века.
По мощёной серой плиткой
дорожке начинается путь к мемориалу.
В начале этой дорожки стоит камень с высеченной
на нём надписью:«До 19 июня 1944 г. здесь
была деревня Дальва. За 10 дней до освобождения
гитлеровцы живыми сожгли её жителей»:
Дорожка выводит к основному монументу.
Стена памяти с именами уничтоженных жителей
деревни, на месте общей могилы положен
крест. На фоне сгоревших останков дома
высится скульптура женщины-матери, прижимающей
к себе неодетого ребёнка.
Начало мемориалу было положено
в 1955 г., когда на месте братской могилы
с останками жителей бывшей деревни был
поставлен памятник. В 1963 г. его заменили
на обелиск. Наверху обелиска была пятиконечная
звезда, чуть ниже надпись: «Потомки не
забудут вас». А далее фамилии и имена
заживо сожженных 44 человек. Еще ниже -
надпись: «Жителям деревни Дальва, сожженным
гитлеровцами в июне 1944 года». Торжественная
траурная церемония открытия мемориального
комплекса, сооруженного на месте сожженной
деревни, состоялась 15 июля 1973 года. На
открытие приехали и пришли бывшие воины
и партизаны, жители окрестных и дальних
деревень, школьники и воины Плещеницкого
гарнизона, родственники дальвинцев. Многие
выступали, вспоминали войну.
От основного монумента отходит
дорожка на единственную улицу деревни.
По обе её стороны расположены фундаменты
сгоревших домов с двумя ступенями, словно
приглашающими по ним ненадолго вернуться
в прошлое.
В сегодняшнем мемориале на
этой улице стоят всего 5 макетов сожжённых
домов. Но и этого вполне достаточно, чтобы
до конца проникнуться ужасом случившегося
несчастья.
В конце улицы стоит камень
с плитой, на которой высечены слова:
«Спалил нас враг июньской порой
Дедов, женщин, подростков
и детей.
Простите, люди добрые
за то,
Что вас не встречаем
как гостей».
[Автобус возвращается
в Логойск]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурно-историческое наследие
прошлого имеет непреходящее значение
для нравственного и эстетического воспитания
человека. На белорусской земле сохранились
замки, дворцы, ратуши, храмы, жилые дома,
целые комплексы исторической застройки,
представляющие для республики богатый
потенциал экскурсионных ресурсов.
Логойщина располагает богатым
историко-этнографическим, архитектурным
и литературно-культурным наследием, привлекательными
живописными пейзажами и природными ресурсами,
прекрасными условиями для отдыха, оздоровления
и спорта. Логойский парк культуры и отдыха
"Логойская криница" является памятником
садово-паркового искусства, он был создан
в первой половине 19 века при дворе графов
Тышкевичей. В центре Логойска возле Свято-Николаевской
церкви находится родник, рядом с которым
построена купальня, куда приезжают паломники
со всей Беларуси, из России и Украины,
а также гости из дальнего зарубежья, чтобы
искупаться в святом источнике и испить
чистой воды. Познакомиться с историей
и культурой края можно в Логойском историко-краеведческом
музее им. К. и Е. Тышкевичей. На месте сожженных
во время войны деревень Хатынь и Дальва
построены мемориальные комплексы.
Экскурсия на тему «По следам
прошлого» была разработана в целях эстетического
и нравственного воспитания человека,
ознакомления с историей и культурой Логойщины.
Экскурсию можно предложить
использовать в учебных экскурсиях. Данная
экскурсия является исторической и основной
позновательно-воспитательной целью ставит
ознакомление учащихся с историей города,
нравственными традициями и культурным
наследием. Экскурсия строилась на точном
документальном материале с учетом временной
последовательности изложения событий
и показе объектов – памятников истории
и культуры, монументов, памятников архитектуры,
а также экспозиций музеев и выставок.
Также экскурсию можно использовать для
пожилых людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой культурного туризма
является историко-культурный потенциал
страны, включающий всю социо-культурную
среду с традициями и обычаями, особенностями
бытовой и хозяйственной деятельности.
Проблемы изучения, сохранения и презентации
культурного наследия нашей страны непосредственно
связаны с развитием и совершенствованием
внутреннего и въездного культурного
туризма. В последние годы во многих странах
мира достигнуты большие успехи в области
интерпретации культурного наследия.
На территории Беларуси учтено
свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры,
из числа которых более 2,5 тыс. объектов
имеют национальное значение. Одним из
важнейших элементов национального историко-культурного
наследия является сохранившийся (преимущественно
в сельской местности) потенциал богатой
и самобытной традиционной материальной
и духовной культуры.
Для эффективного развития
туризма с использованием историко-культурного
наследия необходимо обобщить и применить
опыт европейских стран. В Европе объекты
историко-культурного наследия являются
приоритетными при составлении экскурсионных
маршрутов. Европейские культурные пути
разрабатываются на основе тем, общих
для европейских народов. Создание подобных
маршрутов, конкретным и наглядным образом
иллюстрирующих единство и внутреннее
многообразие европейской культуры, полностью
соответствует целям и идеалам укрепления
европейской идентичности и стимулирует
развитие культурного туризма.
В ходе выполнения данной работы
были решены, поставленные задачи. Во-первых,
была исследована структура экскурсионных
объектов Беларуси. Историко-культурное
наследие Беларуси представлено отечественными
памятниками материальной и духовной
культуры разных видов, около 15 тысяч которых
на сегодня не используются в туризме.
Во-вторых, было раскрыто понятие историко-культурное
наследие. Были приведены различия между
понятиями «культурная ценность» и «памятник
культуры». В-третьих, были изучены объекты
находящиеся под охраной, методы охраны
историко-культурного наследия. Самые
значимые объекты от Республики Беларусь
включены в Список всемирного культурного
и природного наследия ЮНЕСКО. Это – замковый
комплекс «Мир» в г.п. Мир Гродненской
области, архитектурно-культурный комплекс
резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской
области, два трансграничных объекта –
Беловежская пуща и «Дуга Струве». В-четвертых,
изучили эффективность использования
историко-культурного наследия в различных
видах экскурсий. Эффективное использование
историко-культурного наследия обусловлено
наличием памятников, их видами и спецификой
развития туризма в определенном регионе.
Сравнительно-хронологическая классификация
отечественных памятников имеет пересекающийся
характер с классификацией экскурсий,
что обуславливает эффективное использование
исторического наследия в экскурсиях
разных тематики. Разработка запланированных
(предполагаемых) туристско-экскурсионных
маршрутов возможно в тесном сотрудничестве
туристических организаций с представителями
и/или коллективами науки, учебных и просветительских
учреждений на финансово-расчетных условиях.
Эффективное использование исторического
наследия обеспечивается включением в
учебные программы таких форм занятий,
как «выездные», т.е. проведение экскурсий
по историческим, искусствоведческим,
природоведческим, литературным, культурологическим
и другим дисциплинам. В-пятых, была исследована
Логойская туристическая зона. И наконец,
был разработан маршрут экскурсии «По
следам прошлого».