Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработка внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.
В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы и передового опыта организации туристско-краеведческой работы определить наиболее эффективные содержание, формы и методы работы по обучению детей безопасному поведению в природной среде.

Файлы: 1 файл

Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде.doc

— 65.02 Кб (Скачать файл)

Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде.

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе неуклонной урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает.

Осваивая в школьном курсе основы наук, ребенок не в силах самостоятельно приобрести и развить в себе навыки правильного, безопасного поведения в техногенной, криминогенной и природной средах. Содержание обучения детей в системе туристско-краеведческой деятельности предусматривает изучение вопросов обеспечения безопасности, охраны природы, подготовки к действиям в экстремальных условиях природного характера. Однако это происходило только в системе дополнительного образования детей.

Образовательная программа по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде, как другие учебные дисциплины, должна осуществлять следующие функции:

  • образовательную (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков);
  • воспитательную (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции);
  • развивающую (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета»);
  • способствовать психологической подготовке к успешной деятельности в современной техно-социальной среде.

В силу специфики своего содержания, индивидуальной и коллективной направленности, эта программа, имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, которые необходимы для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также успеха в сложных, наиболее опасных видах деятельности, в том числе и военной службе.

Она должна способствовать формированию и развитию навыков быстрой оценки обстановки, принятия целесообразных решений и выполнения их. В то же время эффективное усвоение материала, приобретение умений и навыков безопасного поведения в рамках данной программы можно сделать более эффективным при организации тесной взаимосвязи учебной (общее образование) и внеучебной (дополнительное образование) деятельности на принципах их комплексности, интеграции, системности и преемственности. При этом учебная и внеучебная деятельность выступают, как средства обучения, взаимно дополняющие друг друга и качественно повышающие возможности обучения детей безопасному поведению в природной среде.

В создании комплекса программно-методического обеспечения и мероприятий процесса эффективного обучения детей безопасному поведению в природной среде в условиях учебной и внеучебной деятельности важное теоретическое и практическое значение имели труды Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта. Они утвердили в педагогике принципы природосообразности, включили в неё термины «родиноведение» и «отчизноведение» и естественное стремление человека к движению.

Анализ состояния учебно-методической базы, организационной поддержки, обеспеченности педагогическими кадрами, обучения безопасному поведению в системе дополнительного образования показал, что:

1. В России не существовало  специальной системы мероприятий  в процессе урочной и внеурочной  деятельности школьников по обучению  их безопасному поведению в  природной среде, кроме системы  детско-юношеского туризма. В этой  системе получает образование  лишь небольшая часть школьников

2. Методические материалы  для педагогов по организации  внеурочной деятельности обучения  детей безопасному поведению  в природной среде, за исключением  туристской литературы, практически  отсутствовали.

Поэтому темой  исследования была избрана разработка образовательной программы в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде.

Объект исследования – внеучебная работа с обучающимися.

Предмет исследования – внеучебная деятельность, как средство обучение детей безопасному поведению в природной среде.

Цель исследования – разработка внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.

В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения  психолого-педагогической литературы  и передового опыта организации  туристско-краеведческой работы  определить наиболее эффективные  содержание, формы и методы работы  по обучению детей безопасному  поведению в природной среде.

2. Создать внеучебный комплекс, способствующий выработке школьниками знаний, умений и навыков безопасного поведения в природной среде.

3. Изучение существующих  программ и деятельности организаций, направленных на обучение детей безопасному нахождению в природной среде.

 

 

Глава 1 . Образовательный туризм

Образовательный туризм появился на планете одним из первых, поскольку именно погоня за новыми знаниями являлась целью подавляющего большинства древних путешественников. И по сей день образовательный туризм не теряет своих позиций, являясь одним из самых востребованных видов туризма как в России, так и в других странах. Какой бы полной не была представленная информация о том или ином объекте, только личное путешествие и воочию увиденное может подарить полное впечатление.

Под образовательным туризмом понимаются туристские поездки, охватывающие различные виды обучения и просвещения. Для развития этого вида туризма необходимо наличие в регионе туристских ресурсов. К ним относятся природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Факторами развития образовательного туризма выступают показатели материально-технической базы, наличие квалифицированных кадров, уровня экономического развития и т. д. [13, с. 213].

Кроме того, для воспитания молодежи необходима деятельность, пронизанная эмоциональностью. Такая деятельность внутренне присуща образовательному туризму. Трудно найти другую сферу деятельности для воспитания множества положительных сторон личности как во время образовательного туристского похода. У студентов воспитывается воля, дисциплинированность, любовь к природе, родному краю, Родине, планете Земля. Вырабатываются знания и умения общения, быстрее происходит социализация личности. Быстрее усваиваются нормы и правила поведения в коллективе, познается их социальный смысл [12, с. 25-27].

Таким образом, образовательный туризм является весьма перспективным направлением туризма, позволяющим разнообразить и улучшить учебный процесс. Более того, туризм способствует развитию всех сторон личности (физической, психической, интеллектуальной, художественной, эмоциональной, поэтической). Причем, развитие этих сторон личности происходит в рамках целостной деятельности и способствует ее большей структуризации, формированию гуманистического мировоззрения.

Базой для образовательного туризма могут стать учреждения, располагающие помещениями для учебы и проживания, а также преподавателями. Обычно это университетские кампусы. Большие возможности также имеют загородные лагеря. Учащиеся могут поехать туда на курсы, семинары, чтобы осваивать основы бизнеса, журналистики, кинопроизводства, умение вести дебаты, повышать спортивное мастерство. Развивающие занятия в лагере совмещаются с воспитанием и оздоровлением, что выгодно отличает их от многих школ.

Сейчас в России работает множество профильных оздоровительно-образовательных лагерей. Там проводятся тематические мероприятия или целые смены, с погружением в какую-то область знаний или историческую эпоху. Организуются летние школы по точным наукам, истории, культурологии, экологии и другим направлениям. Их качество выше, если имеется утвержденная программа, организованы аттестация и получение диплома.

Обычно лагеря активно работают в течение летних каникул. Зимой их инфраструктура простаивает, возможности не используются. Если же организовать там школьные уроки, лагеря становятся дополнительной образовательной базой, имеющей ряд преимуществ: погружение в среду, соблюдение режима, активное общение, оздоровительные мероприятия. Там, в частности, можно организовать интенсивное обучение одаренных детей, либо наоборот – работать с трудными детьми, осуществляя коррекцию, психотерапию. Использование постаивающих лагерей зимой – один из способов решить проблему работы с безнадзорными детьми.

Учебу с оздоровлением и лечением обычно совмещают дети с ослабленным здоровьем – в санаториях, здравницах. Однако такая возможность не помешает и тем, кто формально считается здоровым.

Кратковременное целевое образование на базе лагерей и университетских кампусов - очень полезная модель именно для России с ее огромными территориями и низкой плотностью населения. Представим, что дети из небольших поселений Сибири и Дальнего Востока могут время от времени выезжать в кампус, где углубленно заниматься каким-либо предметом, проходить тренинг интеллектуальных, творческих или физических способностей. Но без отрыва от семьи на много лет – как в интернате.

 

1.1 «Педагогика приключений»

В последнее время технология «педагогика приключений» активно внедряется в сферу образования и молодежной политики, хотя она далеко не нова, а известна с 20-30-х годов ХХ столетия благодаря педагогам-реформаторам Эллен Кей и Марии Монтессори. Тем не менее, основателем «педагогики приключений» принято считать Курта Хана, который в 1920 году в школе-интернате, расположенной в замке Салем (на Боденском озере) использовал приемы «терапии приключений», т.е. включал в учебно-воспитательный процесс различные физические нагрузки – походы, подвижные игры, гимнастические и художественные упражнения (моделирование), практическую работу в саду, на поле, в цехе и т.п. [11].

 

Толковые словари рассматривают понятие «приключение» как происшествие, неожиданный случай в жизни, рискованное предприятие [2], авантюрное похождение, интересное, занимательное происшествие со сложной фабулой [14].

 

В психолого-педагогическом контексте «приключение» рассматривается как ситуация взаимодействия человека с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. В ходе приключения он получает новый статус, совершает апробацию какой-либо деятельности или моделей поведения, приобретает новый социальный опыт. Педагогическое приключение всегда предусматривает ситуации, создающие связь между внешним и внутренним эмоциональным переживанием, а совместное преодоление его участниками тех или иных трудностей налаживает более близкие отношения между ними, создает неформальную атмосферу, разрушает коммуникационные барьеры [9].

 Привлекательность приключения  обуславливается наличием интриги  и романтичностью ситуации, возможностью  победы и риском проигрыша, а  волевые усилия, прилагаемые к  прохождению испытаний, позволяют  обучающемуся раскрыть в себе  личностные потенциалы, о которых  он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным  и даже невозможным.

Вывод очевиден: «приключение» в педагогике – это, прежде всего, ключ к развитию личности. Условно педагогические приключения можно разделить на несколько видов [10].

  • приключения дома (строительство домика на деревьях во дворе или на даче и т.д.);
  • приключение в городе (городские игры и квесты с помощью фото- и видеотехники, устройств мобильной связи и GPS-навигаторов, транспортных средств и т.д.);
  • приключение в образовательной организации - в школе, учреждении дополнительного образования детей и т.д. (в рамках учебной и внеучебной деятельности);
  • приключение в загородном детском лагере или центре (встреча восхода, вечерний отрядный огонек и т.д.);
  • приключение на природе (выживание в лесу, путешествие по заповеднику, прогулки на лошадях и т.д.);
  • приключение в виртуальном пространстве (участие в on-line проектах).

Чтобы приключение было полноценным, привело к получению обучающимися желаемого социального опыта и служило инструментом решения педагогических задач, оно должно отвечать принципам безопасности (как психологической, так и физической), целесообразности, культуросообразности, природосообразности и валентности [8].

 

Кроме того, в организации педагогического приключения выделяется ряд последовательных этапов [10]:

1. Создание интриги по  поводу предстоящего приключения. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у молодых людей  интерес, ожидание чего-то необыкновенного, нового, таинственного. Важен настрой  будущих участников, их желание активно действовать, пробовать свои силы, искать нестандартные пути решения задач в ситуации неопределенности.

2. Инструктирование по  технике безопасности. Основная  задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы участники освоили все необходимые знания и доступные им способы обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.

3. Определение «формата»  участия в приключении. Здесь, во-первых, важно прояснить ожидания и желания воспитанников относительно предстоящей ситуации, определить, к чему они готовы и к чему не готовы. Во-вторых, обозначается длительность мероприятия, место и время, условия предстоящей ситуации. В-третьих, оговаривается возможность выхода из приключенческой ситуации, если участники будут не готовы продолжить свое участие по тем или иным причинам.

Информация о работе Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде