Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработка внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.
В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы и передового опыта организации туристско-краеведческой работы определить наиболее эффективные содержание, формы и методы работы по обучению детей безопасному поведению в природной среде.

Файлы: 1 файл

Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде.doc

— 65.02 Кб (Скачать файл)

4. Обеспечение подготовки  участников. В зависимости от  особенностей приключения подготовка  может быть технической, может  предполагать освоение необходимых  знаний и навыков, обеспечивать  эмоциональный настрой и т.д.

5. Организация приключения. Как и любое учебное или  воспитательное событие, приключение  предполагает полноценную реализацию  всех задач, но в то же время требует от педагога импровизации, творчества, использования своей интуиции. Особо следует отметить необходимость яркого начала. По завершению приключенческой ситуации педагогам необходимо обеспечить «триумфальный» финал, в котором участник может почувствовать себя победителем, преодолевшим все трудности.

 

6. Организация отдыха  участников и обмена впечатлениями. Эмоциональная напряженность приключенческой  ситуации нередко приводит к  усталости участников, особенно, если  приключение отличается длительностью  и сложностью. Кроме того, по завершению  события молодые люди переполнены  впечатлениями. Такая высокая эмоциональность  общения не позволит перейти  к следующему шагу - осмыслению  опыта. Следовательно, необходим некоторый  период времени, когда будет организован  отдых и обмен впечатлениями.

7. Организация осмысления  участниками полученного опыта. В данном случае представляется  важным организовать рефлексию  как самой ситуации взаимодействия  молодого человека с окружающим  миром, так и произошедших изменений  в представлениях о мире и  себе, в умениях и навыках, в  отношениях и т.д.

Обозначенные выше этапы организации приключения, в целом, отражают алгоритм подготовки любого внеучебного, а зачастую, и учебного мероприятия. Это означает, что при организации образовательной деятельности, организаторам, целесообразно ориентироваться не на её формализацию и унификацию (стремиться охватить максимальное число обучающихся, уменьшить расходы и отчитаться о 100% эффективности), а на её «приключенческий» аспект, т.е. стремиться сделать обучение и воспитание ярким и запоминающимся на эмоциональном уровне, создать пространство для самопознания и экспериментирования. При этом нет необходимости в выезде участников в другую местность, в использовании необычных и дорогостоящих средств и оборудования. Варианты приключений могут быть разработаны и в обычных условиях, которые должны стать необычными. Несомненно, это требует от организатора творчества и фантазии [8].

 

1.2 Детско-юнешеский туризм.

Детско-юношеский туризм — туризм с детско-юношескими группами. Детско-юношеский туризм в России имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма при Детско-юношеских спортивных школах.

Детский и юношеский туризм — средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. 

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации,  социальной адаптацииучащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества.

Развитие детско-юношеского спортивного туризма как вида спорта и отдыха, как важнейшего социально-значимого движения, развитие его в молодёжной и юношеской среде как элемента физического, духовного и патриотического воспитания участники туристского движения считают возможным противовесом антиобщественным явлениям в обществе — наркомании, алкоголизму, детской и молодёжной преступности[1].

 

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции. Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться краеведческие, медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования по заданию государственной или общественной организации (учреждения).

В России существует сеть учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы. При Домах творчества молодёжи, учреждениях образования организуются секции, кружки по спортивному туризму для детей и юношества.

Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает[4] около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше одиннадцати тысяч квалифицированных педагогов.

Занятий туризмом и краеведением с детьми (туристско-краеведческая деятельность) сформировали в дополнительном (внешкольном) образовании детей отдельное направление, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения.

1.3 Скаутское и пионерское движение

В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков. И все же нас интересует вопрос сходства и различия данных движений на современном этапе развития. Для получения ответа произведем их сравнительный анализ по следующим критериям: цели и задачи организации, характеристика жизнедеятельности, основные направления работы и прогнозируемые результаты, принципы деятельности и целеполагания, эффективность движения с точки зрения успешной социализации личности.

Скаутинг - это воспитательное движение молодежи с целью содействовать их социальному и личному развитию. Движение, открытое для всех, неполитического характера привержено свободе.

К основными целям деятельности Русского Союза Скаутов (далее именуемый как РСС) можно отнести: объединение усилий для организации воспитания детей и молодежи достойными гражданами России, привития им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, а также способности направлять свою деятельность на пользу общества.

Идеологической направленностью Русского Союза Скаутов является:

  • принципы скаутинга, изложенные в Конституции ВОСМ
  • традиционные принципы Российского скаутинга:
  • неполитичность методов воспитания
  • терпимость в вопросах религиозных и иных убеждений
  • немассовый охват детей и молодежи, но привлечение всех заинтересованных.

Основной идеей скаутского движения является то, чтобы научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. В течение года проводятся теоретические и практические занятия, как для скаутов, так и для инструкторов по выживанию, медицинской и туристической подготовке, туризму, альпинизму, скалолазанию, рукопашному бою и многому другому

В Российском Союзе Скаутов разработана система специальностей для младших и старших скаутов. Если у младших скаутов они приобретаются в процессе игры, то у старших скаутов это вполне серьезные - спасатель, эколог, связист, бизнесмен и пр.

Большое место Штаб-квартирой РСС отводится и подготовке кадров по работе со скаутами. РСС располагает методикой и правом проведения классического тренировочного курса "Деревянный значок" для инструкторов по Гилвеллской системе, впервые проведенного в 1919 году Баден-Пауэллом в его поместье Гилвелл на окраине Лондона. (Сейчас Gilwell park тренировочный центр штаб-квартиры Скаутской Ассоциации Великобритании) [45; 1].

Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно - чувство милосердия. У скаутов существует множество программ:

«Сам спасатель». Скауты понимают, что в нашей жизни никто не застрахован от несчастных случаев, крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий - подъёма воды, сильного ветра с грозой, урагана, пожара. Если ты многое умеешь и сам будешь хорошо подготовлен ко всяким неожиданностям, то у тебя останется много сил, и ты сможешь оказать помощь другим. Программа помогает справиться с паникой и отчаяньем, преодолеть страх и неуверенность, сохранить жизнь и здоровье в экстремальных ситуациях;

«Русский мороз». Программа реализуется в зимнем скаутском лагере «Рождество». Там учат строить укрытия от непогоды, оказывать помощь при переохлаждении и обморожении.

Скауты очень любят игры. В игре-испытании «Лесной человек» они учатся не бояться леса, дружить с ним, получать от него кров и пищу; игра «Бронзовый человек» учит, как стать сильнее, укрепить здоровье, не бояться жары и холода. Девиз скаутов - «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается.

Воспитывать по-скаутски - значит не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер [45; 2] .

Пионерская организация - это самостоятельная, самодеятельная, гуманистическая, выраженной общественной направленностью, своей многопрофильной социально и личностно ориентированной деятельностью, стержнем отношений внутри которой являются коллективизм и товарищество.

Принципы деятельности: общественный и добровольный характер объединения детей и взрослых для деятельности в организации; самореализация детей и взрослых в организации их самодеятельность и инициатива; включенность детей подростков и взрослых в социально-значимые отношения; единство индивидуального и коллективного смыслов деятельности; взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления; насыщенность деятельности романтикой и игрой.

Девиз: За родину, добро и справедливость!

Цель: помочь каждому пионеру познавать и улучшать окружающий мир вырасти достойным гражданином своего отечества.

Задача: воспитание положительного отношения членов организации к своему отечеству гуманизму как принципу отношения между людьми к ответственности и долгу как к норме общественного поведения к социальной активности к самому себе как к творческой трудолюбивой свободной наделенной нравственными качествами личности. У скаутинга и пионерии как много различай так много и сходств. В чем же различие этих организаций? Как нам кажется главным образом в их идейном содержании. Основной идеей скаутского движения является то, чтобы научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Основная идея пионерии - это идея заботы. Бескорыстной заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далеких (в том числе: о своей семье, товарищах, своем коллективе, организации и, конечно, о себе самом).

Пионерские организации ориентированы на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал. Скаутские организации имеют: социально-индивидуальную направленность. В скаутских организациях царит жёсткая дисциплина, а в пионерских деятельность насыщена романтикой [46; 2].

Вот и другие отличительные черты скаутинга:

  • система "специальностей"; в Русском Союзе Скаутов существует более 80 специальностей для скаутов и более 40 для младших скаутов
  • скаутский «закон», «обещание», «заповеди» - то, что было придумано почти столетие назад основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения;
  • уникальный скаутский метод, определенный как:прогрессивное воспитание через «обещание» и «закон», учебу через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, к руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе;
  • ступенчатая система подготовки от младшего скаута до скаутмастера; специальные методы и системы тщательной подготовки и тренировки скаутских руководителей.

Пионерия стремится ориентировать подростков на сознательную работу над собой, чтобы они тянулись к знаниям и самосовершенствованию.

Пионерия делает все возможное, чтобы подвигнуть каждого, стать на путь самовоспитания, стремления раскрыть свои таланты и способности, становиться лучше самому и помогать в том другим. Пионерия призвана создать пионерам для этого необходимые условия.

Практика современных пионерских объединений показывает, что в их деятельности важную роль играют внутренние коллективные творческие дела различного вида, решающие множество важных для развития подростков задач: познавательные, развивающие творческий потенциал личности, развлекательные, а также дела обучающие, в том числе готовящие юных организаторов.

Таким образом, одной из важнейших характеристик пионерской организации является многопрофильность ее деятельности, а также социальная, с одной стороны, и личностная ориентация этой деятельности с другой. Кроме того, Пионерия выступает в качестве фактора социальной защиты подростка. Пионерия должна помочь подросткам адаптироваться в современном обществе, защитив их, в том числе и от негативных влияний. Патриотический характер пионерского движения в том, что организация стремится помочь детям стать достойными гражданами своего Отечества, любящими Родину, знающими ее историю, гордящимися и стремящимися брать пример с ее героев. Патриотизм Пионерии - в стремлении формировать у ребят готовность к участию в защите Родины. Патриотизм Пионерии - в ориентировании своих членов на сознательное участие в созидательной общественной практике, направленной на улучшение своей и окружающей жизни [46; 2].

Информация о работе Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде