Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:08, курсовая работа
Цель исследования – разработка внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.
В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы и передового опыта организации туристско-краеведческой работы определить наиболее эффективные содержание, формы и методы работы по обучению детей безопасному поведению в природной среде.
Практические занятия
Планирование места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристкой прогулки. Организация бивачных работ. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке).
3.Туристское и экскурсионное ориентирование
3.1. Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и живого мира, по местным признакам.
Практические занятия
Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса)или пришкольного участка.
3.2. Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередач, и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: время движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской группы, его обязанности и действия во время туристской прогулки (экскурсии).
Практические занятия
Ориентирование с использованием легенды в школе. Ориентирование в парке по дорожно – тропиночной сети.
4. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно – познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.
Практические занятия
Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекусов. Работа санитара туристской группы. Обсуждение правил личной гигиены с организацией чаепития.
4.2. Походный травматизм и возможные заболевания
Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказания первой помощи при тошноте, рвоте. Причина теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая медицинская помощь.
4.3. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия
Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
4.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требование к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара группы.
Практические занятия
Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
4.5. способы транспортировки пострадавшего
Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего.
Практические занятия
Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах.
Перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря
№ Наименование Кол-во единиц
(ножи, терка, консервный нож и т. п.)
микрорайона школы, карты своей местности
Перечень личного туристского снаряжения учащегося
В современном мире, начинают все больше внимании, уделять многогранному и все стороннему развитию детей школьного возраста. Мир стремительно развивается, с каждым днем появляется все больше опасностей, к которым юное поколение просто не может быть готовым. В рамках школьных программ, не возможно, охватить столь широкий спектр проблем, и подготовить детей ко всем трудностям.
В связи с этим, на помощь приходит внеучебная деятельность. Она способна развить, у детей, необходимые навыки, жизни в природной и социальной средах. Решением этих вопросов, сейчас занимаются деятели сферы образования, спорта и туризма.
На данном этапе, создаются общественные организации, трудовые и спортивные лагеря, а так же множество секций и кружков. На базе этих учреждений разрабатываются образовательные программы, для формирования у детей определенного ряда необходимых навыков. Так же это активно поддерживается государством.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В основном, в программах представлено содержание оздоровительно – познавательной деятельности с учащимися средней общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.
Создание таких программ предполагает решение целого комплекса проблем взаимодействия человека с природой. При освоении материала, представленного в данных программах, ребенок приобретает необходимые навыки безопасного нахождения в природной среде. И в итоге, становится более адаптированным к жизни.
При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а так же индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.
Содержание программы
составлено с учетом принципов
концентрического освоения