Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:08, курсовая работа
Цель исследования – разработка внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.
В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы и передового опыта организации туристско-краеведческой работы определить наиболее эффективные содержание, формы и методы работы по обучению детей безопасному поведению в природной среде.
Кроме различий в деятельности организаций существует и много сходств. Эти организации призваны воспитать детей достойными членами общества, помочь им найти свое место в жизни. Обе организации учат товариществу, любви и взаимопониманию. Пионерия и скаутинг сегодня вовсе не единые и монолитные образования, но, несмотря на это они продолжают существовать и развиваться.
Итак, очевидно, что при существовании в нашей стране множества различных детских общественных движений, детских общественных организаций, на современном этапе, весомое место занимают скаутинг и пионерия. Их направленность разнообразная, что предоставляет широкий выбор детям. Каждый ребёнок может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям, включаться в то движение, которое ему интересно.
В качестве основания для сравнительного анализа жизнедеятельности скаутского и пионерского движения, как наиболее ярких примеров детского общественного движения, мы выбрали общую характеристику жизнедеятельности этих движений, их идею, основные направления работы и прогнозируемые результаты, принципы деятельности и целеполагания, эффективность движения с точки зрения успешной социализации личности.
Наш анализ позволил сделать вывод о том, что названные общественные движения, существующие в России:
Направленность деятельности: туристско – краеведческая.
Способы освоения содержания образования: теоретический, практический, продуктивно – творческий.
Уровень освоения содержания образования: общеразвивающий.
Уровень реализации программы: средний, начальный, основной, 10-17 лет
Форма реализации программы: индивидуальная, групповая.
Продолжительность реализации программы: 1 неделя.
Пояснительная записка
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
В программе представлено содержание оздоровительно – познавательной деятельности с учащимися средней общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.
Создание такой
программы предполагает
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
- формирование координационных функций;
- развитие творческой
и исполнительской активности
учащихся в процессе освоения
местного краеведческого
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскою деятельность средствами туризма.
- изучение исторических,
культурных и национальных
При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а так же индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.
Содержание программы
составлено с учетом принципов
концентрического освоения
Группа учащихся набирается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дети предоставляют медицинские справки о допуске к занятиям в туристском кружке. Занятия проводятся в группе, так как дети должны «работать» в слаженном коллективе.
Цель программы:
Обучение, воспитание, развитие и оздоровление учащихся в процессе занятий приключенческим туризмом, формирование устойчивых навыков безопасного нахождения в природной среде.
Задачи программы:
Познавательная - Расширить кругозор детей, вовлечением в изучение мира с помощью личного знакомства с ним в туристских походах и путешествиях, привить исследовательские навыки, навыки наблюдения и описания, общения и взаимопомощи;
Развивающая - Развить личную и социальную активность учащихся, научить взаимопомощи и ответственности за других, навыкам самообслуживания без присутствия родителей;
Обучающая - Научить детей безопасному нахождению в природной среде, адаптироваться к сложившимся условиям. Составлять план путешествия, участвовать в его организации, подводить итоги путешествия, ориентироваться на местности по карте и компасу, совершать пешие походы; Получить начальные навыки преодоления препятствий и участия в соревнованиях, освоить навыки самообслуживания в походных условиях;
Мотивационная - Научить созданию комфортной обстановки в микроколлективе в условиях автономного существования группы, создать условия доброжелательности и взаимопомощи.
Социально-педагогическая - Сформировать у детей общественную активность и положительное восприятие социума и своего значения для его развития, воспитать толерантность;
Эстетическая - Развить умение ценить красоту природы, ответственное отношение к ее сохранению, культуру поведения;
Оздоровительная - Сформировать потребность в здоровом образе жизни, знании своих физических возможностей, гигиенические навыки вне цивилизации.
Ожидаемые результаты по итогам обучения.
Главным показателем результативности освоения данной программы является освоение первичных навыков безопасного нахождения в природной среде, технологий выживания, принципы поведения в экстремальной ситуации. Навыки оказания первой медицинской помощи, а так же начальной туристской подготовки, позволяющее подготовить и совершить зачетный поход с основами краеведческого и экологического наблюдения, что способствует формированию общей культуры личности, правильному поведению в природе и обществе.
Учащиеся за период обучения должны:
Программа:
1 введение:
1.1 Правила поведения юных туристов
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на Учебно – тренировочном полигоне, в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
История и традиции
выполнения юными туристами
Практические занятия
Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности прогулка. Оформление впечатления о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и пр.
2. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста
2.1. Основы безопасности в природной среде
Правила поведения
и соблюдение тишины во время
туристской прогулки, экскурсии
в парк (лес). Правила поведения
юных туристов во время
Практические занятия
Соблюдение правил безопасности во время туристской прогулки, экскурсии. Распознавание во время прогулки лекарственных и съедобных дикорастущих растений (цветов), грибов и ягод.
2.2. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия
Игра «собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям лагеря в межсезонье для проверки умений готовится к туристским мероприятиям.
2.3. Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное использование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (экскурсии).
2.4. Групповое снаряжение и уход за ним
Требования к групповому снаряжению и уход за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и уход за ними. Стойки и колышки для палатки. Кухонное и костровое снаряжение: котелки (каны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Снаряжение для наблюдения за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).
Практические занятия
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
2.5. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Название предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
Практические занятия
Игра – состязание «Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложение заплат, заклеивание дыр, пришивание пуговиц и пр.).
2.7. Организация биваков и охрана природы
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты). Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.