Развитие приключенческого туризма в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

После обретения в 1991 году Кыргызской Республикой независимости произошли коренные изменения в экономической, политической и социальной жизни страны. Например ученые стали предпринимателями, рабочие занялись созданием собственных фирм и стали управлять ими. Отдельных специальностей и профессий, так же как и некоторых видов бизнеса до перестройки просто не существовало: не было ни частных туристских фирм, ни менеджеров этих фирм. Коммерческого туризма в том виде, в котором он присутствует сегодня в Кыргызстане, просто не существовало.

Содержание работы

Введение
Глава1. Виды приключенческого туризма
1.1. Классификация и классификационные признаки. Цели классификации.
1.2. Виды туризма по способам передвижения по размерам групп способам их организации и мотивации поездок.
Глава 2. Виды приключенческого туризма, практикуемые в Кыргызстане
2.1. Туры Великого Шелкового Пути.
2.2. Познавательные, образовательные и научные туры.
2.3. Охотничий и рыболовный туризм.
2.4. Другие виды приключенческого туризма.
Глава 3. Районирование Кыргызстана по видам туризма
Глава 4. Технология организации путешествий
4.1. Составление программ приключенческого туризма.
4.3. Особенности составления некоторых типов программ.
4.4. Этап подготовки (организации) программы.
4.5. Этап проведения программы.
Глава 5. Охрана окружающей среды и гигиена при подготовке и проведении программ
Глава 6. Безопасность при составлении, организации и проведении программ
Глава 7. Маркетинг туристской фирмы
Глава 8. Состояние и перспективы развития туристского бизнеса в Кыргызстане

Файлы: 1 файл

приключ.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему:  Развитие приключенческого туризма в Кыргызстане

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение           

Глава1. Виды  приключенческого туризма

1.1. Классификация и классификационные признаки. Цели  классификации.

1.2. Виды туризма по  способам передвижения по размерам  групп способам их        организации и мотивации поездок.

Глава 2. Виды  приключенческого туризма, практикуемые в Кыргызстане

2.1. Туры Великого Шелкового Пути.

2.2. Познавательные, образовательные и научные туры.

2.3. Охотничий и рыболовный туризм.

2.4. Другие виды приключенческого туризма.

Глава 3. Районирование Кыргызстана по видам туризма

Глава 4. Технология организации путешествий 

 4.1. Составление программ приключенческого туризма.

4.3. Особенности составления некоторых типов программ.

4.4. Этап подготовки (организации) программы.

4.5. Этап проведения программы.

Глава 5. Охрана окружающей среды и гигиена при подготовке и проведении программ

Глава 6. Безопасность при составлении, организации и проведении программ

Глава 7. Маркетинг туристской фирмы

 Глава 8. Состояние и перспективы развития туристского бизнеса в Кыргызстане

Приложение 1. Общественные туристские организации Кыргызстана

Приложение 2. Наиболее важные международные туристские организации

Приложение 3. Ведущие тур операторы Кыргызстана.

Приложение 4. Учебные заведения Кыргызстана, осуществляющие подготовку специалистов для индустрии туризма.

 

 

 

 

Введение

 

После обретения в 1991 году Кыргызской Республикой независимости произошли коренные изменения в экономической, политической и социальной жизни страны. Например ученые стали предпринимателями, рабочие занялись созданием собственных фирм и стали управлять ими. Отдельных специальностей и профессий, так же как и некоторых видов бизнеса до перестройки просто не существовало: не было ни частных туристских фирм, ни менеджеров этих фирм. Коммерческого туризма в том виде, в котором он присутствует сегодня в Кыргызстане, просто не существовало. Организацией и управлением туристских фирм занялись с одной стороны люди далекие от менеджмента, а с другой стороны люди далекие от туризма. Не знание профессиональных сторон туристической операторской работы порождало и порождает множество недостатков и ошибок в работе, которые сказываются как на эффективности деятельности фирм, так и на репутации Республики в целом.

В данной работе затронуты аспекты, наиболее часто встречающиеся в практике работы менеджеров туристских фирм как при деятельности фирм в целом, так и при планировании и организации программ путешествий. В то же время некоторые положения данной работы могут показаться очевидными.

В основе работы лежит опыт управления одной из старейших частных туристских фирм Кыргызстана – Международный Туристский и Альпинистский Центр «Тянь-Шань» и опыт преподавания курсов «Приключенческий туризм» и «Менеджмент гостинично-туристского предприятия» на кафедре Туризма Института Менеджмента, Бизнеса и Туризма в г. Бишкеке.

 

 

1. Виды  приключенческого туризма

 

Приключенческий туризм - туризм с элементом риска для здоровья и жизни в необычной обстановке: уровень риска превышает риск, который сопровождает обычную жизнь, либо обстановка путешествия резко отличается от традиционного уклада жизни.

Для того чтобы выявить внутренние закономерности предметов и явлений, понять их и рационально использовать существует такое понятие как классификация. Классификация в туризме, как и любая классификация предметов и явлений, требует единства признаков на одном уровне классификации. Например, невозможно включить в один пункт туры, выполняемые в горах, а в другой пункт этой же классификации туры, выполняемые на автомобиле, т.к. в туры, проводимые в горах могут попасть туры, проводимые на автомобиле (если они проводятся в горах) и наоборот. В этом случае классификации не получится.

Наиболее часто в практике туристического бизнеса выделяются виды туризма по следующим признакам:

а) способам передвижения; б) по размеру групп и способам их организации; в) мотивации поездки.

Виды туризма по способам передвижения: а) пешком (треккинг, альпинизм и др.); б) на животных (туры на лошадях, верблюдах, яках и пр.); в) на механических средствах и с помощью различных приспособлений (на автомобилях, велосипедах, плотах, воздушных шарах, яхтах и пр.);   г) комбинированный.

Виды туризма по размеру группы и способу ее организации: а) индивидуалы, б) группы (семейные, молодежные,  возрастные, по интересам и др.).

Виды туризма по мотивации поездки: а) спортивно- оздоровительный; б) познавательный; в) деловой; г) фестивальный; д) конгрессный; е) лечебный; ж) религиозный и др.

 

2. Виды приключенческого  туризма,

практикуемые и наиболее популярные

в Кыргызстане

 

Приключенческие туры, пользующиеся наибольшей популярностью в Кыргызстане - это туры по Великому Шерковому Пути (ВШП), треккинг, альпинизм, туры на лошадях, туры на велосипедах, рафтинг, джип-сафари, горные лыжи на вертолете (heliski), охота и рыбалка. По количеству туристов, выбирающих тот или иной вид путешествия, туры распределяются следующим образом: туры по ВШП – 60 %, треккинг – 20 %, альпинизм – 10 %, все остальное – 10 %. Значительная часть этих туров является составными частями круизов по Центральной Азии – путешествий, включающих посещение нескольких стран. Далее следует описание некоторых видов приключенческих туров, которые наиболее популярны в практике тур операторов Кыргызстана.

        Треккинг- вид приключенческого туризма, в котором передвижение туристов осуществляется пешком, при этом туристы не транспортируют грузы. Их личные вещи, групповое и лагерное снаряжение транспортируется при помощи носильщиков, вьючного, автомобильного или другого транспорта. Достаточно условно маршруты треккинга можно разделить на четыре градации: легкие, средние, трудные и экстремальные. Легкие маршруты (soft) под силу любому здоровому человеку, не имеющему специальной физической и технической подготовки. Передвижение на таких маршрутах не сопряжено с преодолением участков, где требуется знание специальной техники или специальная физическая подготовка. Абсолютные высоты легких маршрутов лежат обычно до 3000, реже до 3500 метров. Средние маршруты (medium) требуют хорошего здоровья и наличия некоторого опыта жизни на природе, абсолютные высоты на них доходят до 4000-, иногда до 4500 метров. Для прохождения трудных маршрутов (hard) требуются помимо хорошей тренированности, знание жизни в горной местности и навыки владения специальным снаряжением, специальной техникой передвижения и обеспечения безопасности на маршруте. Экстремальные маршруты (extrem) под силу только специально подготовленным и тренированным спортсменам.

 

Хайкинг - аналогичен треккингу, но с тем различием, что туристы наравне с группой обслуживания самостоятельно несут грузы (личные вещи, снаряжение, питание и пр.)

 

Альпинизм – заключается в совершении восхождений на горные вершины. Это одновременно и спорт и вид активного отдыха. Достаточно условно восхождения разделяются на скальные (до 4000 м), технические (до 5500 м), высотно-технические (5500-6700 м), высотные (выше 6700 м) и траверсы. Траверс - восхождение на вершину и последующий переход на соседнюю или соседние вершины по гребням, соединяющим эти вершины. По характеру рельефа маршруты делятся на скальные, ледовые, снежные и комбинированные. По сложности и трудности, маршруты делятся на категории. В разных странах приняты разные шкалы трудности. Сравнительная таблица категорий трудности наиболее распространенных шкал приводится в таблице. Для совершения восхождений, как правило, требуется специальное снаряжение. Необходимым условием является владение специальной техникой передвижения в горах, возможность обеспечения безопасности и проведения спасательных работ, знание жизни в горной местности и хорошая физическая подготовка. Восхождения могут совершаться как в одиночку, так и группами.

 

Снаряжение для альпинизма и треккинга в горах

 

Для передвижения, обеспечения безопасности и жизни в горах требуется специальное снаряжение, к которому предъявляются особые требования. Оно должно обеспечивать необходимый уровень безопасности и надежности, иметь сравнительно небольшой вес и быть простым в использовании.

                                                                                                                                              

 

 Обувь. Для треккинга и восхождений это – ботинки и специальные скальные туфли. Ботинки для гор имеют специальную рифленую (профилированную) резиновую подошву, называемую "вибрам". Верх у таких ботинок выполняется из различного материала, как правило это кожа, текстиль, пластик и различные их комбинации. Наиболее гигиеничные и удобные – кожаные ботинки, но в то же время они и самые дорогие. Текстильный материал, как правило «гортекс», который не пропускает влагу во внутрь ботинка и пропускает изнутри. Пластиковые ботинки используются для высотных восхождений и в районах, где много снега. Для восхождений в таких районах обычно используют двойные ботинки, состоящие из внутреннего и внешнего ботинка. Для лазания по скалам используют специальные скальные туфли, особенностью которых является то, что они плотно облегают ногу, а подошва у таких туфель сравнительно тонкая, без выступающего ранта и с вулканизированной резиновой боковой поверхностью. Эти особенности обеспечивают максимальное сцепление со скалами во время лазания.

Верхняя одежда. Для сохранения тепла используется одежда из натуральных материалов (шерсти, пуха,хлопка и флиса). Для защиты от ветра и влаги используется одежда из различных синтетических тканей. Особой популярностью пользуется одежда из ткани «гортекс».

 

Специальное снаряжение

 

Рюкзаки и палатки шьются из прочных, легких синтетических тканей. Рюкзаки имеют анатомическую форму поверхности, прилегаемой к спине, объем рюкзаков от 10 до 80 литров. Палатки, как правило, двойные, с тамбуром и каркасом, сделанным из стеклопластика или легких сплавов, обычно на 2-4 места. Вес таких палаток составляет 2-5 кг.

Спальные мешки, обычно наполняются синтепоном (синтетический теплоизолирующий материал) или пухом (лучшие сорта пуха - гагачий или гусиный). Двойные замки таких спальных мешков расстегиваются и застегиваются как изнутри, так и снаружи, как со стороны ног, так и со стороны головы. Вес спальных мешков лежит в интервале 2-5 кг.

Матрацы. Поскольку спать приходится часто на земле, камнях, снегу или даже на льду, то для изоляции используются различные матрацы – в основном из пенополиуретана и надувные.

Для обеспечения безопасности используются нейлоновые веревки диаметром от 8 до 12 мм. Стандартная длина таких веревок составляет 40-50 метров. Веревки меньшего диаметра используются не для страховки людей, а для вспомогательных целей. Из специального снаряжения используется ледорубы, айсбайли, каски, телескопические палки, кошки, страховочные пояса, разнообразные анкерные приспособления (крючья, френды, закладки), карабины, зажимы, тормозные устройства и др.

Все снаряжение, используемое для обеспечения безопасности должно удовлетворять определенным прочностным требованиям. Наличие лейбла UIAA (Международного Союза Альпинистских Ассоциаций) на снаряжении говорит о его высоком качестве и соответствии необходимым требованиям.

 

Путешествия на лошадя

 

Как правило, эти путешествия совершаются верхом на лошадях, грузы транспортируются обычно специально выделенными, вьючными лошадьми. Маршруты таких путешествий обычно прокладываются до высот 4000 метров, не выше зоны альпийских лугов. Наиболее приспособлены для таких путешествий лошади кыргызской породы, которые неприхотливы и выносливы. Важно контролировать подбор лошадей для тура. И, несмотря на то, что правильно определять качества лошадей можно научиться только после продолжительной работы с ними, все же имеются некоторые признаки, которые могут подсказать правильность выбора или отбраковать лошадей. Пожалуй наиболее надежный способ проверки – опробовать лошадь в течении 1-2 дней, дав ей нагрузку в горных условиях. Для перевозки вьюков и езды верхом наиболее пригодны лошади 4-12 лет, а для тяжелых условий от 6 до 10 летнего возраста. Возраст лошади определяется по зубам. Желательно чтобы среди лошадей не было жеребцов. Они быстрее устают и создают нервозную обстановку в караване, особенно в присутствии кобыл. Так же не следует брать в караван жеребых кобыл. Для вьюков желательны лошади с хорошим шагом и сильной спиной. Конечно же, менеджеру вряд ли придется самому выбирать лошадей из табуна, да это и не его задача, но ему следует знать общие требования к подбору лошадей каравана. Следует обратить внимание на некоторые признаки, которые помогут отбраковать непригодных лошадей. При осмотре ног передние ноги не должны иметь глубокого выгиба вперед или назад. Обычно это хорошо видно при сравнении ног у нескольких лошадей. На ходу у лошадей не должно быть щелканья в суставах. Обратите внимание на то, не отставляет ли лошадь стоя на месте передних ног вперед, не хромает ли. Нужно осмотреть копыта – нет ли трещин, травм или воспалений стрелки (внутренняя задняя сторона копыт), нет ли опухолей суставов и шишек на них. Нет ли дрожи в ногах. Очень важно состояние спины и боковых передних поверхностей корпуса. Т.е. тех мест, где будет находится седло и ремни – подпруга, надгрудник и подхвостник. Где не должно быть ссадин и ран. Нужно обратить внимание и на упитанность лошадей, т.к. тощие лошади очень быстро устают и выходят из строя. Здоровая лошадь имеет лоснящуюся шерсть, ровное, без одышки, хрипов и сопения дыхание, чистые глаза и ноздри, реагирует на шум и охотно ест. Могут попасться и слепые лошади. Они смотрят на солнце не мигая, имеют неуверенные движения и высоко поднимают ноги. Слепая на один глаз лошадь все время заворачивает в сторону здорового глаза. Лошади должны быть подкованы на все ноги и подковы должны быть не стертые. Если наблюдаются указанные признаки, то лошадь не пригодна, Если в дороге отпадут несколько подков, то эти лошади могут поранить на камнях копыта и выйти из строя. При многодневных переходах у конюха должен быть запас подков и специальных гвоздей. Он должен уметь подковать лошадь в полевых условиях. Требуется соблюдать некоторые требования при уходе за лошадьми и в процессе похода. Во время пути следует поить лошадей, если они этого хотят, на водопое не следует вынимать удил изо рта, чтобы лошадь пила медленно. Если лошадь сильно потела, то не следует сразу же расседлывать ее на стоянке, особенно в холодную погоду, а только ослабить подпругу. Тяжелое вьючное седло можно и снять, но оставить при этом потник на спине на некоторое время. Для привязывания лошадей следует применять узлы, которые при подергивании за занятый конец не развязываются и в то же время легко развязываются, если потянуть за свободный конец. На стоянках необходимо следить, чтобы лошадям путали ноги. Но даже спутанная лошадь может уйти за ночь до 20 км. При многодневных переходах лошадям нужно давать соль (до 20-50 грамм) и устраивать через 5-6 дней дневки. Необходимо, чтобы каждый едущий умел оказать лошади некоторые минимальный набор услуг – подтянуть или ослабить подпругу, подтянуть или ослабить уздечку, нагрудник и подхвостник. Желательно, чтобы каждый едущий верхом умел сам седлать лошадь и одевать уздечку. Поэтому перед выездом на маршрут необходимо выяснить кто из туристов владеет этими навыками, а кто нет и провести с не умеющими инструктаж. Эти навыки необходимы для безопасности всадников и лошадей. Стремя лошади подгоняется так, чтобы у всадника, поднявшегося на стременах, между седлом и седалищем свободно проходил кулак. Садиться на лошадь необходимо всегда с левой стороны, подходить к лошади нужно спереди, окликнув ее. Подойдя к лошади, нужно погладить ее, отвязать, закинуть поводья на шею, левой рукой вместе с поводьями захватить прядь гривы у холки, вставить ногу в стремя (если необходимо, то помочь этому правой рукой). Взяться правой рукой за заднюю луку седла, оттолкнуться от земли и перекинуть правую ногу через круп лошади. После посадки вставить ногу в правое стремя и только после этого двигаться. В первые дни у всадников, не имеющих навыка верховой езды могут быть потертости на ягодицах, которые могут причинять боль и беспокойство. Поэтому езду верхом, особенно в первые дни нужно дозировать и напоминать всадникам о последствиях. На подъемах и спусках следует ехать только шагом. На крутых участках следует слезть с лошади и вести ее за повод. Причем на спуске на коротком, а на подъеме на длинном поводу. Если все же на подъеме всадник по каким-то причинам не может или не хочет слезть с лошади, необходимо делать частые остановки для отдыха лошади. При этом частоту и длительность остановок нужно контролировать по дыханию лошади, которое не должно быть слишком частым. При подъеме верхом желательно перенести корпус вперед и отпустить поводья. На крутых и скользких спусках слезть с лошади нужно обязательно, т.к. лошадь может поскользнуться, спотыкнуться и упасть вместе с седоком. Так же на крутом подъеме всадник может придерживаться за хвост впереди идущей лошади. При этом нужно быть очень осторожным, чтобы лошадь во время неизбежных рывков не опрокинула человека. На трудных участках нужно дать лошади возможность выбора. При этом лошадь обычно осматривается опустив голову. Особенно следует быть осторожным при движении по горному лесу, где очень легко пораниться о сучья и ветки. При движении лошади по сазам следует давать лошади возможность выбирать путь самой, задавая только общее направление. Особую осторожность следует проявлять на заснеженных каменистых и травянистых склонах. При переправе через горные реки так же следует давать выбирать лошади путь, контролируя при этом общее направление. Не следует при этом смотреть на воду, особенно около лошади, т.к. у всадника при этом может закружиться голова. Очень опасны переходы по льду, даже очень пологому. Если нельзя избежать такого перехода, ни в коем случае не следует ехать верхом, а только вести лошадь в поводу.

Информация о работе Развитие приключенческого туризма в Кыргызстане