Развитие внутреннего туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 06:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

Более широкое определение  этого понятия дает Академия туризма  в Монте-Карло: "Туризм - общее  понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного  жительства в оздоровительных целях  для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания", т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.

В настоящее время  наиболее широко используется определение, известное как "генеральная теория туризма В. Хунцикера - К. Крапфа", которое определяет туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.

Несмотря на то что  экономисты продолжают работать над  понятийным аппаратом индустрии  туризма, термин "туризм" уже сложился.Различные  определения лишь выделяют или дополняют отдельные его черты.

Так, например, согласно одному из последних определений, предложенных Статистической комиссией ООН в 1992 г., "туризм - путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью". В данном определении критериями для выделения туризма из других видов путешествий являются: обычная среда путешествующего (местожительство);

срок путешествия и  мотивация поездки, не относящаяся  к поиску постоянной работы или миграции; добровольность совершения поездки;

спрос на туристские объекты, в том числе средства размещения. 
Для этого определения характерен ряд ограничений, которые носят чисто экономический характер с целью использования их для статистической оценки и сравнения.

Выезд за пределы обычной  среды - первый критерий классификации  туристов. Термин "обычная среда" был введен в оборот на Оттавской конференции, для того чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу и обратно, так как они не покидают обычной среды и не считаются туристами.

В стране, где имеется правовой институт прописки, обычная среда - это место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения.

В рекомендациях по статистике Всемирной  туристской организации параметры  обычной среды характеризуются двумя показателями: 
частотой посещения объекта и его удаленностью. Места, которые лицо посещает регулярно, являются элементом его обычной среды, даже если они находятся на значительном расстоянии от местожительства.5

Поэтому, например, жители приграничных районов, работающие на территории сопредельного государства и многократно выезжающие за границу, не могут быть отнесены к категории международных туристов.

Кроме того, обычная среда включает объекты, находящиеся в непосредственной близости от местожительства человека вне зависимости от частоты их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но также природных и культурных как элементов каждодневности. 
Важным и дискуссионным является вопрос порогового значения расстояния, которое необходимо покрыть, чтобы считаться туристом.

Так, для жителей небольшого поселка  поездка на расстояние в 70 км будет  составлять дальнее путешествие, а  в Москве это расстояние находится  в пределах городской черты. Национальное законодательство некоторых стран дает четкое толкование метода определения количественных характеристик путешествий. Так, в США к категории путешествий относятся перемещения более чем на 100 миль от места постоянного проживания. Перемещения на меньшие расстояния в статистике туризма не учитываются. Однако данное расстояние существенно отличается по странам и требует специальных поправок в каждом конкретном случае. Таким образом, понятие "обычная среда" является спорным и дискуссионным.

Продолжительность пребывания - второй критерий. Он вводится в определение  туризма и позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Постоянным жителем страны считается  человек, И пребывающий в стране не менее определенного срока (обычно это срок определяется продолжительностью 12 месяцев).

Важнейшей категорией являются цели туризма, которые позволяют четко  выделить виды деятельности, относящиеся  к туризму и попадающие под  льготные таможенные, налоговые и  иные льготные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма.

Главные цели туризма - это отдых, получение  туристом удовольствия и новых впечатлений, а также оздоровительные и  лечебные, профессиональноделовые, гостевые и пр.

Цели туризма должны отвечать общественной морали и доброму порядку. В международном праве и праве цивилизованных государств понятия "добрый порядок", "разумная прибыль", "общественная мораль " и другие - это категории, закрепленные в правовых нормах. Из целей, противоречащих морали, можно назвать цели секс-туризма, военного туризма и иные, выходящие за пределы разума и этических правил нормального человека.

Туризм - важная составляющая экономики  многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступления иностранной валюты и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен местность или государство должны получить доход. Поэтому турист не имеет права ползать заработок из любого источника в посещаемой местности или стране. Иммиграционные службы государства озабочены проблемой ограничения притока рабочей силы и, как правило, разрешают найм иностранных рабочих только в случае острой нехватки собственных трудовых ресурсов или отсутствия специалистов надлежащего профиля, способных выполнять особенные (например, тяжелые, вредные, грязные и т.п.) работы, и на основе особой лицензии. Поэтому туристам запрещается работать в целях получения заработка, это указывается во всех разрешительных документах на въезд (визах). Например, в австралийской визе стоит четкая надпись: "Без права оплачиваемой работы или учебы".

Этот принцип также обязателен и для деловых туристов, так как они получают денежное обеспечение в своей стране или по месту работы и, следовательно, привозят деньги в страну пребывания. Кроме того, деловой туризм достаточно прибылен, потому что туристы-бизнесмены тратят денег в таких поездках в 3-4 раза больше, чем туристы других категорий.

В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дана следующая  трактовка этого понятия: "Туризм - временные выезды (путешествия) граждан  России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания "6.

Определения туризма, ограниченные узковедомственными рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и  внешний связей этого общественно-экономического явления, поэтому возникает необходимость  концептуального или сущностного  определения туризма, которое формирует комплексное представление о предмете исследования.

Понятие "туризм" в  нашей стране долго ассоциировалось  со спортом и укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая  может приносить доход. Но постепенно в процессе развития производительных сил объективно выделилась особая сфера приложения общественного труда, основной функцией которой является организация разностороннего отдыха населения в форме туризма; и все чаще туризм стали называть отраслью национальной экономики.

Обосновывая необходимость выделения туризма в самостоятельную отрасль, необходимо исходить из того, что объективную основу классификации отраслей любой национальной экономики составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации. 
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

В настоящее  время индустрия туризма в  мире является одной из наиболее динамично  развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.7

Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2010г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.

Вместе с  тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что  объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.

В целом 2010 год стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с 2009 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов – на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.

Наибольшее  количество туристских прибытий зафиксировано  в европейском регионе благодаря  объективным историческим и социально-экономическим  факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2009 года. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

Основными целями международных туристических прибытий в 2010 году являлись следующие: более половины – 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр.        

Прибытия воздушным  транспортом составили 46%, автомобильным -43%, железнодорожным – 4%, водными  путями – 7%. При этом, исходя из трех последних лет, следует отметить тенденцию к превалирующему росту туристских прибытий с использованием авиатранспорта. 

Мировые поступления  от туризма в 2010 году составили 733 млрд. долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долл. США.9

Для многих стран  затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения  и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая  при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например, в 2010 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма.

Если рассматривать  абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2010году дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл.США, что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.  

Приведенные данные не включают поступления от международного пассажирского транспорта, получаемые компаниями, находящимися за пределами постоянного места жительства путешественников, которые выделяются ЮНВТО в самостоятельную категорию, именуемую «международный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих международных поступлений от туризма и пассажирского транспорта, или примерно 148 млрд. долл. США в 2010 году.

С учетом перечисленных  затрат общая сумма поступлений  составляет 881 млрд. долл. США. Таким  образом, ежедневно международный туризм дает около 2,4 млрд. долл. США.

Данные о  распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в европейском регионе показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2010 году почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).10

Среди стран  мирового рынка целесообразно выделить десятку лидеров как по международным  туристским прибытиям, так и по поступлениям. Принимая во внимание тот факт, что ведущие мировые туристские державы отличны друг от друга в отношении типов привлекаемых туристов, длительности их пребывания и ежедневных затрат, следует отметить, что восемь из указанных в таблице десяти мировых лидеров по туристским прибытиям также являются лидерами и по туристским поступлениям. Так, Франция занимает первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Это свидетельствует о том, что США привлекает на свой рынок туристов, оставляющих больше денег и приезжающих на более длительный срок, тогда как в европейских странах длительность туристского пребывания ниже. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии. При этом следует отметить, что лидирующие места по поездкам в Китай занимают Гонконг, Сингапур и Тайвань, где проживают этнические китайцы, посещающие родственников в континентальном Китае.

Великобритания  и Германия занимают, соответственно, шестое и седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, находясь на девятом  месте по прибытиям, замыкает десятку  по поступлениям, пропустив вперед Турцию. В отношении международных туристских прибытий по сравнению с 2009 годом Германия опередила Мексику, благодаря такому прекрасно организованному масштабному событийному мероприятию, как Чемпионат мира по футболу. Австрия так же, как и Россия, переместилась на одну строчку вверх, заняв, соответственно, девятое и десятое место. Турция же, напротив, потеряла две позиции, переместившись на одиннадцатое место по международным туристским прибытиям. Что касается поступлений от туризма, то Китай вытеснил Великобританию с пятого места, тогда как Австралия заняла восьмое место, потеснив Турцию.11   

Информация о работе Развитие внутреннего туризма в России