Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 06:28, дипломная работа
Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области
Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88
Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма в 2010 году связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий. Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2009 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2010 году.12
Наиболее характерными
тенденциями мирового туризма в
настоящее время являются
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2010 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несомненно, быстро
развивающаяся система
В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.
Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:13
· появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
· достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).
Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:
· попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
· осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
· предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
· обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы и животного мира и др. Этому способствует высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что способствует привлечению особого внимания правительств европейских стран к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.
Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.
Вместе с тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди туристов.
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) – крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое.
Прогноз показывает, что в 2010 г. число международных туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд.чел., а к 2020г. – составить 1,56 млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн.чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995г. до 76:24 в 2020г. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой – 717 млн.туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион – 397 млн. туристов, третье займет Америка – 282 млн.туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.14
Международная
практика показывает, что повышение
конкурентоспособности
Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.
С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:
· повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
· обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
· повышение роли государственной политики в сфере туризма;
· усиление роли государственно-частных партнерств;
· необходимость
Интерес к путешествиям у русских людей возник давно.
Ещё в “Повести временных лет” указывается путь “из варяг в греки, из грек по Днепру”. Этот путь был известен с IX века и способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино все славянские земли. Этот путь шел из Византии по Черному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхв, соединяющей озеро Ильмень и Ладожское озеро. Оттуда путешественники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике или Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима. Тут в землях варягов начинался путь “из варяг в греки”, то есть путь из Южной Балтики к Константинополю.
Но кроме этого основного для восточных славян торговых путей существовали и другие. Прежде всего – это восточный торговый путь, осью которого были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо сюда же по Днепру, затем мимо Крыма по Черному и Азовскому морям. Далее суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу, в том месте, где сейчас находиться Волго-Донский канал. Дальнейший путь шел вниз по реке Волге через Хазарские владения мимо столицы Хазарии Итиля, находившегося в устье Волги, на Каспий и в страны Востока, в первую очередь в Хорезм, Бухару, на восточное побережье Каспия, к “ Железным воротам” – Дарбену, в Хорасан.
В 1041 году киевский князь Ярослав Мудрый совершает первое путешествие, путь на ладьях из Киева по Днепру и Бугу на Нижнюю Вислу.
Центральное место из поселений в XI веке занимает Киев – “мать городов Русских”. Киев занимает выгодное географическое положение. Водные соединяли север и юг, эти пути открывали доступ к Черному и Азовскому морям. Из Киева шли русские искатели приключений, торговцы и купцы в Византию, в Болгарию, Крым и Хозарвию.