Сельский туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Для большинства стран туризм играет огромную роль в экономике, решает проблемы в стимулировании социального развития регионов, а также в поступлении значительных средств в государственную казну. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
Сегодня для всех регионов мира важной задачей является разработка новых подходов к решению задач сохранения природной среды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…2

Глава1. Сельский туризм: понятие, особенности, виды, история и перспективы развития………………………………………………………….....3
1.1. Общие представления о сельском туризме…………………….………...…3
1.2. Развитие сельского туризма в Европе……………………………………....8
1.3. Развитие агротуризма в России…………………………………………….11
1.4. Перспективы и пути развития сельского туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………..……13
Глава 2. Экономические основы сельского туризма…………………………20
2.1 Экономические аспекты развития сельского туризма…………………….20
2.2. Природно-ресурсный потенциал как экономическая база для развития сельского туризма………………………………………………………………..25
2.3.Анализ рынка……………………………………………………………...…28
2.4.Характеристика рынка………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………….…..33

Файлы: 1 файл

Экономические основы сельского туризма.docx

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Лидерами в организации  деревенского туризма являются: Владимирская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Архангельская, Ленинградская, Псковская, Самарская, Тверская, Тульская, Ярославская, Пензенская области, Республики Карелия и Чувашия, Подмосковье и окрестности Санкт-Петербурга.

Кроме того, в России начали появляться и ассоциации, деятельность которых направлена на продвижение  сельского туризма: Ассоциация развития агротуризма. (В 2008 году деятельность «АгроТуризмАссоциации» направлена на расширение сотрудничества с учреждениями, организациями, заинтересованными в развитии сельского, аграрного туризма в регионах, также на выявление и установление деловых контактов с агротуристическими крестьянско-фермерскими хозяйствами. Проведено ряд экспедиций в крестьянско-фермерские хозяйства, гостевые дома с целью изучения опыта работы в сфере аграрного, сельского туризма Продолжена научно-исследовательская работа по разработке концепции развития сельского туризма на отдельных территориях страны и для подготовки методических материалов в этом направлении туризма. «АгроТуризмАссоциация» активно участвует на Московских и региональных выставках по туризму.положительные примеры в развитии сельского туризма, нельзя не сказать и о проблемах, с которыми сталкивается эта отрасль), Ассоциация владельцев сельских усадеб (Республика Карелия).

Несмотря и на положительные  примеры развития сельского туризма  в регионах, нельзя не сказать и  о тех проблемах, с которыми сталкивается эта отрасль.

Основные проблемы для  развития сельского туризма в  Российской Федерации:

1. Отсутствие общепринятой  национальной концепции по развитию  сельского туризма.

2. Отсутствие четко сформулированной  государственной политики по  сельскому туризму и, соответственно, системы нормативно-правового обеспечения  этого вида деятельности.

3. Отсутствие специального  федерального законодательства, регулирующего  деятельность в области сельского  туризма в РФ.

4. Отсутствие стандартов  и нормативов, применимых в сфере  сельского туризма как специального  сектора туриндустрии. Следует особо  подчеркнуть, что стандарты и  нормативы, действующие в РФ  в сфере гостиничного и рекреационного  бизнеса, не могут механически  переноситься на сектор малого  семейного гостиничного бизнеса  в силу специфики последнего.

5. Отсутствие квалифицированных  кадров

6. Отсутствие знаний и  опыта работы в области обслуживания  зарубежных и отечественных туристов.

7. Незнание собственных  рекреационных ресурсов.

Одним из путей решения  перечисленных проблем является реализация Федеральной целевой  программы по развитию сельского  хозяйства в России. В рамках Государственной  программы «Развитие сельского  хозяйства и регулирование рынков сельской продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», утвержденной Правительством Российской Федерации 14 июля 2007 года, предусмотрен комплекс мер по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Так, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, включая сельский туризм, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на условиях их финансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ожидаемые результаты: увеличение занятости населения, постоянно  проживающего в сельской местности, увеличение разнообразия туристского  предложения на внутреннем туристском рынке, развитие малого предпринимательства, улучшение социальной обстановки на селе.

Эффективным инструментом решения  многих проблем может стать и принятие отдельной федеральной целевой программы по развитию туризма в Российской Федерации (с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма, в т.ч. и сельского туризма).

Принятие и реализация программы окажет существенное влияние  на развитие современной индустрии  туризма в субъектах Российской Федерации, позволит более эффективно использовать имеющийся туристический  потенциал, оживить отечественный  туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных  кадров и будет способствовать развитию сопутствующих сфер экономической  деятельности, таких как строительство, транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг и других.

В настоящее время Минспорттуризмом России совместно с Ростуризмом разработан проект концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» на основе предложений, представленных субъектами Российской Федерации.

Таким образом, предпринятые и планируемые меры государственного регулирования в сфере развития сельского туризма, должны существенно  повлиять на развитие туристской инфраструктуры в селах, продвижению национального  туристского продукта на внутреннем и международном рынках, способствовать развитию предпринимательской деятельности в данной сфере.

Россия интересна для  туристов со всего мира. При создании необходимых условий и развитии инфраструктуры сельского туризма  у нас есть все шансы для  того, чтобы в будущем наша страна одним из мировых лидеров сельского  туризма. Все предпосылки для  этого есть.

 

 

Глава 2. Экономические  основы сельского туризма.

2.1 Экономические  аспекты развития сельского туризма.

Говоря о возможном  влиянии, которое способен оказать  сельский туризм на облик Русской  деревни, нужно иметь в виду многогранность этого процесса. Он включает экономические и социальные перемены, а также изменения во внешнем облике села.

Начнем с главного —  с экономики. Сельский туризм — это прежде всего дополнительный доход населения, новые рабочие места, приток финансов. Причем деньги, которые оставляют туристы, сразу начинают работать согласно эффекту мультипликации, способствуя развитию всего региона. В настоящий момент, правда, трудно еще оценить экономическое влияние сельского туризма на  деревню. Так, сельский туризм в европейских государствах обеспечивает доход, равный внутреннему валовому продукту такой страны, как Венгрия, — 65000млн$. В настоящий момент в Европе зарегистрировано более 2млн койко-мест в сельских усадьбах. Причем, на 1 $, потраченный на оплату ночлега, приходится 6–18 $, которыми оплачиваются питание, сувениры, экскурсии, транспорт и т.д.

Сельский туризм вызывает и социальные изменения в жизни  деревни. Взаимоотношения посетителей  и хозяев, как правило, развиваются  по схеме: приехал туристом — уехал  другом. Сельский туризм предполагает общение, обмен информацией. Туристы  узнают о жизни деревни, начинают понимать ее проблемы, знакомятся со своей  историей, корнями. Это способствует гуманизации общества, сближению города и деревни.

Что касается изменений во внешнем облике деревни, они, безусловно, связаны с экономическими и социальными и происходят поэтапно. Сначала — переоборудование собственной усадьбы, следующий шаг — влияние на облик всего поселения.

Когда современные хозяева  решают использовать усадьбу для  туризма, они начинают ее приспосабливать  и перестраивать. Их цель — создать  в глазах отдыхающих образ деревни и при этом сделать их пребывание в усадьбе эстетически приятным, удобным и безопасным.

Вначале ставится задача отделить рекреационную зону от хозяйственной. Для этого используются самые разные ограждения, одно из самых простых — плетень, живая изгородь из растений, штакетник — на усмотрение хозяев. Следующий шаг — обустройство рекреационной зоны. Оно предполагает озеленение, создание цветников, мест для приготовления шашлыка, беседок, песочниц для детей, качелей и площадок для спортивных игр. При этом, как правило, хозяева стараются делать это все в стиле, гармонирующем с основной усадьбой, которая в процессе приема туристов начинает выполнять еще одну функцию — информационно-образовательную. Общение между хозяевами и туристами не всегда носит вербальный характер. Предметы сельского быта несут в себе не только утилитарную, но и социально-культурную функцию. Происходит как бы визуализация материальной культуры и “овладевание” ею туристами. Поскольку большинство хозяев во время обучения посещали комплекс “Дудутки”, они усваивали принцип музеев нового типа — экомузеев, в которых информация передается через соучастие, сопричастность и т.п.

Основной целью развития туризма на селе является улучшение  условий жизни местного населения. Развитие сельского туризма должно стимулировать развитие местной  экономики, путем формирования малых  экономических оборотов местных  ресурсов. Этого можно добиться путем  инициирования межотраслевого сотрудничества, при котором местная продукция  и услуги используются в производстве туристского продукта. На сегодняшний  день необходимо отметить, что к  такой кооперации местные предприниматели  не совсем готовы - они не видят выгод  от подобного сотрудничества.

Подходы к развитию сельского  туризма:

• профилирование территории и сохранение внешнего облика сельской местности и традиций;

• поддержка развития туризма  на селе через программы развития территорий (создание Фондов поддержки  малого и среднего бизнеса);

• создание качественного  туристского продукта с учетом охраны окружающей среды;

• учет интересов местного населения;

• кооперация между всеми  участниками процесса развития;

• межрегиональное и межотраслевое  сотрудничество.

Развитие сельского туризма  является частью внутренних источников инвестиций для развития сельскохозяйственного  производства и поддержания жизни  в сельской местности, так как  доход, получаемый от предоставления услуг  туристам, является дополнительным источником к основному виду деятельности, а  впоследствии может стать и основным.Сельский туризм может рассматриваться как важнейшая, носящая комплексный характер, точка роста местного населения. Среди них можно выделить:

- экономический аспект (как  источник дохода для сельского  населения в ситуации кризиса  аграрного сектора и деградации  сельских регионов);

- встраивание в новый  динамично развивающийся сектор  туриндустрии, предполагающий применение  информационных технологий, современную  организацию работы отрасли (производство  и сбыт конкурентоспособного турпродукта);

- использование преимущественно  незатратных ресурсов, прежде всего природного, социокультурного и исторического наследия;

- микроэкономический аспект: вклад в улучшение собственного  дома и усадьбы – повышение  их рыночной стоимости;

- социокультурный аспект (взаимодействие села с жителями  крупных городов и мегаполисов  (эффект культурного и психологического  взаимообогащения при общении); появляется  новая точка отсчета и задается  планка для развития; «взаимоотношения  хозяин – гость» и востребованность  предложений предполагают повышение  самооценки жителей села);

- этнокультурный аспект (возможность активизировать ресурсы;  пропаганда национальных культурных  традиций);

- личностный аспект (развитие  личности, прежде всего, принимающих:  необходимость приобретать новые  знания, навыки, повышать квалификацию  для организации приема гостей  и т. д.; повышение самооценки  личности: осознание самостоятельности,  опора на собственные силы, ресурсы  собственного хозяйства);

- социальный аспект (кооперация  на уровне местной общины в  создании полноценного турпродукта в конечном счете приводит к улучшению социально-психологического климата на этой территории; сельский туризм отсекает деструктивные слои и ориентирован на создание условий для успешного развития и количественного роста местного населения).

Сельский туризм способен лучше удовлетворять пожелания  двух сторон. То есть решить главную  проблему села: снизить уровень безработицы  и предоставить здоровый отдых уставшему  горожанину.

Сегодня на фоне спада сельскохозяйственного  производства и роста безработицы  на селе развитие сельского туризма  имеет особенно важное значение. Благодаря этому виду туризма сельские жители получат дополнительный источник дохода, который положительно отразится на уровне их благосостояния. Эти доходы могут быть направлены на реконструкцию старых построек и создание новых туристских объектов, сохранение и использование культурного, исторического и природного наследия и местных традиций территории.

В настоящее время развитие сельского туризма должно стать одной из основных задач администрации села. Природные условия позволяют это. Главное – налаживать дружеские связи, отношения с людьми, организациями, которые будут работать в партнерстве.

Администрация должна взять  на себя обязательство подкреплять  финансово программу развития сельского  туризма. Также необходимо найти  партнеров, которые будут кредитовать людей, желающих начать свой бизнес – оформлять кредиты как под развитие личного подсобного хозяйства, так и под строительство гостевых домиков.

В районе нет инфраструктуры размещения, развлекательных центров, мало кафе, слабо развит информационный сервис. Однако природные и историко-культурные достопримечательности некоторых районов позволяют создать множество интересных маршрутов.С другой стороны, можно рассмотреть разные возможности сотрудничества - например, организовывать туры научных работников, волонтерские экспедиции.

Источники финансирования этой программы:

1. средства из бюджета района;

Информация о работе Сельский туризм