Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ деятельности детского оздоровительного лагеря «Юность» и разработка механизмов совершенствования досуговой деятельности.
В ходе достижения цели решен ряд задач:
1) изучены теоретические подходы к данной проблеме;
2) проведен анализ финансово-экономический показателей работы;
3) выявлены особенности организации деятельности детского центра
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации детского оздоровительного туризма 6
1.1. Детский туризма и особенности его организации 6
1.2. Принципы организации деятельности детских санаторно-оздоровительных комплексов 18
1.3. Особенности организации досуга детей в оздоровительных комплексах 28
Глава II. Анализ деятельности детского оздоровительного лагеря ДОЛ «Юность» 38
2.1. Общая характеристика деятельности ДОЛ «Юность» 38
2.2. Специфика организации оздоровления и досуга детей в лагере 43
2.3 Анализ досуговой деятельности предприятия 49
Глава III. Разработка комплексной программы организации досуга детей в условиях детского оздоровительного лагеря ДОЛ «Юность» 55
3.1. Общая концепция культурно-досуговой программы «Школьный марафон» 55
3.2. Предложение по совершенствованию игровой деятельности 63
3.3. Методические рекомендации по повышению профессионализма персонала ДОЛ «Юность» 74
Заключение 81
Список литературы 83
Помещения, в которых
предоставляются санаторно-
Предприятие, оказывающее
санаторно-оздоровительные
Свод рекомендуемых требований включает разнообразные рекомендации по созданию в детском оздоровительном лагере благоприятного микроклимата, комфортности для детей, эргономичности материальной базы, продолжительности мероприятий. Особые требования предъявляются к поведению персонала лагеря.
При установлении требований к обслуживающему персоналу учитываются следующие критерии оценки: уровень профессиональной подготовки и соответствия квалификационным требованиям для выполнения должностных обязанностей, в том числе теоретические знания и умение применять их на практике, знание и соблюдение профессиональной этики, знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности. Профессиональными этическими нормами поведения персонала являются: вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных инструкций.
В детских оздоровительных учреждениях предъявляются гигиенические требования к режиму дня. Режим дня в оздоровительном учреждении разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп, и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное 5-разовое питание.
Режим дня разрабатывается с учетом состояния здоровья детей и корректируется в зависимости от сезона года. В оздоровительных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей рекомендуется следующий режим дня, указанный в таблице 1.2.
Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности. Физкультурно-оздоровительная работа согласуется с медицинским работником и предусматривает следующие мероприятия: утренняя гимнастика, занятия физкультурой в кружках, обучение плаванию, общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности, спортивные соревнования и праздники, занятия на тренажерах. Все кружковые, секционные, клубные, экскурсионные, игровые, коммуникативно-познавательные, физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия по возможности следует проводить на воздухе, используя в ненастную погоду тенты, навесы, веранды.
При организации питания в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. В санатории должен работать обслуживающий персонал, знакомый со спецификой диетического и лечебного питания, ведь ещё с давних времён применяют питание с лечебными целями. Принцип организации питания детей рассмотрим во второй главе дипломной работы.
Таблица 1.2.
Режим дня в
детских оздоровительных
с различным режимом пребывания детей
Элементы режима дня |
Время проведения пребывание |
Время проведения пребывание |
Сбор детей, зарядка |
8.30 - 9.00 |
8.30 - 9.00 |
Утренняя линейка |
9.00 - 9.15 |
9.00 - 9.15 |
Завтрак |
9.15 - 10.00 |
9.15 - 10.00 |
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций |
10.00 - 12.00 |
10.00 - 12.00 |
Оздоровительные процедуры |
12.00 - 13.00 |
12.00 - 13.00 |
Свободное время |
13.00 - 13.30 |
13.00 - 13.30 |
Обед |
13.30 - 14.30 |
13.30 - 14.30 |
Послеобеденный (дневной) сон |
14.30 - 15.30 |
14.30 - 15.30 |
Полдник |
15.30 - 16.00 |
15.30 - 16.00 |
Культурно – массовые
и спортивные мероприятия, работа кружков и секций |
16.00 - 18.00 |
16.00 - 18.00 |
Ужин |
18.00 - 19.00 |
|
Вечерний киносеанс
или музыкальный вечер |
18.00 - 19.00 |
|
Сонник |
21.00 |
|
Отбой |
22.00 |
Таким образом, следование
организационным принципам
Особого внимания требует организация досуга детей, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.
Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. «Для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения! При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически»1.
Чтобы добиться успеха в своей деятельности детский аниматор должен стать для детей и подростков не только организатором и руководителем, но и другом, к которому бы все прислушивались, человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу. Для этого аниматору необходимо знать свои обязанности и права, стремиться выполнять эти обязанности, с уважением относиться к детям, и, если это возможно, любить их, вне зависимости от их нравственных качеств. Детский аниматор должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный выход, свое решение.
Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе досуговой деятельности.
Таблица 1.3.
Данные возрастных особенностей детей
Физический рост и развитие |
Особенности поведения |
Советы аниматору |
Развитие детей от 5 до 8 лет | ||
|
|
|
Развитие детей от 9 до 11 лет | ||
|
|
|
Развитие детей от 12 до 14 лет | ||
|
|
организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек) предпочтение спортивным играм использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий |
Развитие подростков (от 15 до 16 лет) | ||
|
|
|
Аниматору не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. В таком случае ему нужно искать другие педагогические приемы.
Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда дается легко, особенно когда другой вид не особенно для них желателен. Нужно помнить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планировать. (см. Приложение 1)
Данное приложение дает общую картину тех проблем, с которыми может встретиться аниматор при работе с детьми в оздоровительном комплексе. Но существует множество других проблем.
Дети приезжают в оздоровительный комплекс, может быть, впервые в жизни оказываются длительное время в обстановке вне дома. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет на отдыхе стремиться делать то, что дома не мог себе позволить – у аниматора одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, по родителям, общении – у аниматора другие заботы.
Дети в оздоровительном комплексе оказываются в новом сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний, и нет ещё общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникать проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества. Но нередко обстановка вне дома дает возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нм нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в оздоровительном комплексе, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и после отдыха. У ребенка появляется возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.
Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Занятие детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме – один из способов решения проблемы.
Оздоровительный комплекс
не изолирован от окружающего мира,
могут приноситься спиртные напитки,
табак или наркотики для
Проявление вандализма, когда личная собственность или принадлежащая предприятию уничтожается детьми, это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.
Огромное значение в организации досуга детей принадлежит игре. Игра для детей – это важный процесс, с помощью которого ребенок учится общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, уважать других. Игры позволяют всесторонне (интеллектуально и физически) развиться ребенку. Это могут быть спортивные игры, танцы, игра на гитаре, рисование, пение, вышивание, лепка. Помимо этого в процессе игры у ребенка зарождаются и начинают формироваться черты характера и , конечно же, чувство юмора. К таким играм можно отнести игры-представления, шутки, фокусы, игры интеллектуальные, психологические, физические и эмоциональные. Ребенок в этих играх познает себя и свои способности, а также дает возможность узнать о своих способностях родителям, воспитателю, учителю или руководителю. Игры позволяют подготовить детей к восприятию информации, а также воспринимать информацию во время игры.
Немаловажный смысл несут в себе игры с активной деятельностью. Их значение очень велико: они не только развивают внимательность, реакцию, активность, лидерские качества, интеллект человека, но и улучшают его физическое состояние и здоровье. Обычно в таких играх люди учатся взаимопомощи, взаимовыручке, общению в коллективе, а также умению управлять своими мыслями, чувствами, эмоциями.
Развивать и формировать творческие способности детей необходимо последовательно и поэтапно. Развитие может достичь наибольшей высоты, т.е. ребенок может стать способным, талантливым, гениальным.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Некоторые психологи связывают способности к творческой деятельности прежде всего с особенностями мышления, которые формируются в процессе занятий, игр, общения. Творческое мышление характеризуется умением: