Совершенствования развития религиозного туризма в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты организации религиозного туризма 5
1.1 Основные понятия и определения религиозного туризма 5
1.2 Виды религиозного туризма 8
1.3 Особенности организации религиозного туризма 12
2 Анализ развития религиозного туризма в Оренбургской области 19
2.1 Потенциал для развития религиозного туризма в области 19
2.2 Анализ современного состояния религиозного туризма Оренбургской области 23
3 Рекомендации по совершенствованию развития религиозного туризма в Оренбургской области 29
3.1 Рекомендации по развитию религиозного туризма в области 29
3.2 Рекомендации по разработке религиозного тура по Оренбургской области 31
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Kurs_religioznyy_turizm.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

Введение

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако,  в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и  познавательные туры религиозной направленности.

Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Туризм представляет собой крупную агрегированную сферу национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой - может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли.

Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Цель курсовой работы разработка рекомендаций по совершенствованию развития религиозного туризма в Оренбургской области.

В соответствии с этим решались следующие задачи:

- изучить основные понятия и определения религиозного туризма;

- рассмотреть виды и особенности  организации религиозного туризма;

- проанализировать современное состояние религиозного туризма в Оренбургской области;

- выявить проблемы и перспективы  развития религиозного туризма в нашей области;

- предложить основные направления  развития туризма Оренбуржья;

- предложить социально-экономическое  обоснование мероприятий по развитию туризма в Оренбургской области.

Объектом исследования курсовой работы является Оренбургская область. Предметом исследования – религиозный туризм в Оренбургской области.

Для написания курсовой работы были использованы труды В.А. Квартальнова, Р.А. Аверкова, А.Ю.Александровой, О.С. Виханского, Р.Г.Игнатьева, А.А.Чибилева и др.

 

 

1 Теоретические аспекты организации религиозного туризма

1.1 Основные понятия и определения религиозного туризма

 

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. [8]

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

- паломнический туризм;

- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

 В ней можно выделить следующие  четыре сегмента:

1. предприятия размещения - совокупность  специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

2. предприятия питания - совокупность  специализированных предприятий  общественного питания;

3. транспортные предприятия;

4. религиозные объекты показа:

- культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);

- природные объекты культа (святые  источники, рощи, реки, озера, пруды  и т. д.);

- объекты культа малых форм (придорожные  кресты, алтари, капища и т. д.).

 В индустрии религиозного  туризма выделяют культовые центры  и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства (архитектура, скульптура, живопись). Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят прежде всего от религиозного сознания людей. [3]

 Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям. Религиозные организации могут со временем оформиться в самостоятельные религии, могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т. д.

Христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является христианином). Христианство включает в себя два основных направления: ортодоксальная церковь(восточная церковь) и католическая церковь(западная церковь). Многие ученые выделяют в качестве направлений христианства еще и протестантизм, монофизитство и несторианство, а также многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. В действительности протестантизм является лишь направлением западной церкви, т. е. выделился из католицизма. Монофизитство и несторианство представляют собой ереси, осужденные как восточной, так и западной церковью. Специфику христианских паломников во многом определяют особенности религиозного сознания верующих.

В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:

- желание помолиться и прикоснуться  к чудотворной иконе, нетленным  мощам;

- исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного религиозного деятеля;

- выполнить богоугодные работы;

- сделать пожертвование;

- обрести благодать;

- излечиться от болезни;

- выполнить обет.

 Особенности паломничества  в христианстве могут различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность зависят также от особенностей экономического и политического положения в той или иной стране, уровня материального благосостояния граждан, их социального и профессионального положения. Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.

 Христианство является второй  по времени возникновения после  буддизма мировой религией с  богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни и памятники, культурные ценности представлены в музеях большинства крупных городов.

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама. [9]

Как уже отмечалось, паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов - Мекки и Медины, находящихся в Саудовской Аравии.

 Эти паломничества подразделяются  на две категории:

1) хадж (большое паломничество);

2) умра (малое паломничество).

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн.

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

1.2 Виды религиозного туризма

 

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

- паломнический туризм;

- религиозный туризм экскурсионно-познавательной  направленности.

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам. [3]

 Среди причин для совершения  паломничества можно выделить  следующие:

- желание исцелиться от душевных  и физических недугов;

- помолиться за родных и близких;

- обрести благодать;

- выполнить богоугодную работу;

- отмолить грехи;

- выразить благодарность за  блага посланные свыше;

- проявить преданность вере;

- стремление к подвижничеству  во имя веры;

- обрести смысл жизни.

 Паломничество предполагает  определенное отношение человека  к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Информация о работе Совершенствования развития религиозного туризма в Оренбургской области