Совершенствования развития религиозного туризма в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты организации религиозного туризма 5
1.1 Основные понятия и определения религиозного туризма 5
1.2 Виды религиозного туризма 8
1.3 Особенности организации религиозного туризма 12
2 Анализ развития религиозного туризма в Оренбургской области 19
2.1 Потенциал для развития религиозного туризма в области 19
2.2 Анализ современного состояния религиозного туризма Оренбургской области 23
3 Рекомендации по совершенствованию развития религиозного туризма в Оренбургской области 29
3.1 Рекомендации по развитию религиозного туризма в области 29
3.2 Рекомендации по разработке религиозного тура по Оренбургской области 31
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Kurs_religioznyy_turizm.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

 

Собор (кафедральный) во имя св. Николая Чудотворца, расположенный по адресу город Оренбург, ул. Чкалова, 8. Частица мощей святителя и чудотворца Николая верующим дарует возможность чудесного исполнения их желаний. Она помещена в позолоченный ковчег и выносится для поклонения верующим в дни Храмового праздника. Также ее можно увидеть каждую среду на вечернем богослужении, когда в соборе читается акафист покровителю святого храма сего - святителю и чудотворцу Николаю.

В левом, Успенском приделе Никольского кафедрального собора находится Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских , в котором покоятся частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Для православного мира это великая святыня, к ней приходят не попросить для себя, а оказать почтение и уважение преподобным.

Крест на месте Собора Казанской Божьей Матери, Оренбург, ул. Советская, парк перед домом Советов. Православные могут поклониться кресту, который сегодня стоит на месте, где когда - то находился алтарь Собора Казанской Божьей , матери. Собор был построен в конце XIX века, и был одним из самых красивых в России. На его стенах были запечатлены имена оренбургских солдат, погибших в первой мировой войне. Но простоял он недолго, в 1936 году собор был взорван.

Храм - часовня в честь св. мученицы Татианы, Оренбург, пр - т Победы, 11. Оренбург по праву гордится тем, что при ОГУ есть не только часовня Татианы, но и ее мощи. Поклонившись им, можно немного набраться ума и везения на сессии. Святая Татиана наиболее популярна у студентов, так как является покровительницей учащихся.

Приход св. великомученика Димитрия Солунского, Оренбург, ул. Попова, 98. Св. Димитрий был покровителем Дмитрия Донского, и прихожане церкви обращаются к двум Димитриям. Преклоняясь перед старин ной иконой и мощами св. великомученика Димитрия Солунского, которые открыты для прихожан каждое воскресенье, кроме пасхальной недели, можно попросить мужества и отваги.

Храм св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Оренбург, ул. Григорьевская, 10. По преданию икона св . Апостола и евангелиста Иоанна Богослова помогает обрести знания, найти работу, поступить в институт.

Свято-Пантелеимоновское подворье на горе Афон находиться по адресу город Оренбург, ул. Комсомольская, 96. Свято-Пантелеимоновское подворье было основано в начале XX века в городе Оренбурге на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ул. Комсомольская, 96) трудами и молитвами преподобного старца Аристоклия Афонского (Амвросиева). Родился он в городе Оренбурге. Пройдя нелегкий монашеский путь в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе под руководством опытных старцев игумена Макария и иеросхимонаха Иеронима, научившись от них духовной жизни, он направился в Москву в качестве настоятеля Афонского подворья.

Естественно, старец бывал и на своей родине, в городе Оренбурге, где жила его двоюродная сестра игуменья Свято-Успенского женского монастыря Иннокентия. Именно благодаря их договоренности и было основано Афонское подворье в г. Оренбурге. Настоятелем подворья стал иеромонах Капитон.

Когда началась Первая мировая война, связь с Грецией была прервана и Пантелеимоновское подворье было передано Свято-Николаевскому мужскому монастырю на Святых Пещерах, в селе Покровка (Новосергиевского района). Этот монастырь имел строгий афонский устав. Позже на подворье монахи Свято-Николаевской обители построили братский корпус и церковь в честь Святого великомученика и целителя Пантелеймона (освящена 2 октября 1916 года). В 1920 году подворье было ликвидировано, а в монашеские кельи и церковь вселился пролетариат.

В Оренбургской области в селе Октябрьское находится Храм Архистратига Божия Михаила. Храму более 100 лет. В 2000 году Малый Иерусалим получил благословение Святейшего Патриарха Алексия, который утвердил его название и благословил на дальнейшие труды по благоустройству святынь Уральской Палестины. Паломники едут со всей России, чтобы увидеть памятные места, воспроизводящие святыни храма Гроба Господня (сам Гроб Господень, Голгоф , образ вифлеемского вертепа и другие), ведь поездка в Иерусалим многим недоступна.

Едва свернув к селу Красные Ключи Оренбургской области с трассы Бугуруслан - Самара, сразу видишь церковь. Она возвышается над селом, как бы парит над ним, напоминая небесный корабль. Да и сама дорога, создается впечатление, идет не в село даже, а прямиком к храму. Так наши прадеды сто десять лет назад его построили. Срубили в честь архангела Михаила на пригорке, в лучшем месте, как испокон веков возводили храмы на Руси.

 Сейчас это памятник культуры XIX века. Историки говорят, что еще один храм, подобный красноключевскому, сохранился лишь в Прибалтике. Народное же предание донесло до нас слова одного молитвенника, который сразу после постройки церкви сказал, что ни один человек убрать ее не сможет. Храм на несколько лет закрывали, в Советское время переоборудовали под зерносклад. Люди защищали свою церковь, как могли. Дважды в тридцатые годы они ездили в Москву, ходили по кабинетам высоких начальников, были и у всесоюзного старосты М. И. Калинина - упрашивали, умоляли оставить церковь. Помогал им земляк, мордовский поэт Артур Моро (Афанасий Матвеевич Осипов) (отчий дом которого в первозданном виде селяне сохранили до сих пор). Верующим удалось сохранить все иконы и всю церковную утварь. Сейчас в иконостасе 53 иконы XIX века, обрамленные прекрасной деревянной резьбой. Он также признан памятником культуры.

 В настоящее время сама церковь никогда не пустует. На службу постоянно приезжают как из Самарской, так и из соседних областей. Причем нельзя сказать, что едут исключительно «бабушки с клюшками». Частенько можно встретить и молодежь с детьми, людей всех сословий.

В церкви покоятся мощи святого праведного Петра Чагринского, по молитвам к которому в церковной летописи зафиксировано множество чудес и исцелений. В селе находится святой источник, оборудована купальня.

В селе Покровка Новосергиевского района есть еще одно святое для всех верующих православных христиан место, это Святые пещеры.

В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

В 1886 году казак из станицы Верхнее - Озерной Орского уезда Захарий Карцев поселился на горе Монашке близ села Покровка Новосергиевского района , вырыл небольшую пещеру с келией и жил там два года в строгом посте и молитвах, Потом Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного подвига и спасения.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево - Печерских. Со временем пещеры ушли далеко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Появились и наземные постройки: молебный дом, каменный храм, странноприимный дом, приют для мальчиков. Был устроен пруд, посажен фруктовый сад и запущен кирпичный завод. В 1923 году начались гонения на монастырское братство. Монахов расстреляли. Все монастырские постройки разрушили, а вход в пещеры - засыпали.

В 2002 году стараниями настоятеля Покровского храма пещеры Свято - Никольского монастыря были найдены. С тех пор Святые пещеры стали местом паломничества верующих и туристов.

В поселке Саракташ расположена Свято-Троицкая Обитель Милосердия. Свято-Троицкая Обитель Милосердия поселка Саракташ основана в 1990 году. Она выросла на месте Покровского прихода.

В настоящее время при Обители действуют Дом Милосердия, Православная гимназия, Духовное училище, воскресная школа.

В апреле 2006 года, на колокольную башню сооружающегося Свято-Троицкого храма был установлен самый большой в Оренбургской епархии колокол весом 2700 кг. В музее при Обители собраны уникальные коллекции старинных монет и денежных знаков, ценные церковные книги, церковная утварь и старинные предметы быта.

Сорокинские пещеры в Пономаревском районе. До сих пор местные жители хранят в памяти рассказы предков о необычном обитателе пещер в Пономаревском районе. В 1889 году послушник Киево-Печерской лавры, Ермолай Федосеев, решил уйти и поселиться в одиночестве, в пещерах недалеко от Сорокина. Здесь Ермолай начал жить и молиться. Он построил четыре комнаты правильной прямоугольной формы, по стенам располагались иконы. Многие крестьяне приходили к нему за советом и молитвой.

Нередко жители слышали молитвенное пение Ермолая и крестьян. Но на старца начались гонения, так как церковь считале его своим конкурентом. Он даже не избежал тюремного заключения. Аскет со своими приверженцами хотел построить еще и часовню с кельями. Но ему не позволила это сделать полиция. В итоге Ермолай Федосеев умер, а сорокинские пещеры засыпали землей в 1918 году.

Даже после смерти старца верующие приходили к засыпанным землей пещерам молиться. Есть легенда, в которой говорится, что до пещеры докопаются только три верующих человека. А в настоящее время сорокинские пещеры молча хранят свои тайны.

 

2.2 Анализ современного состояния религиозного туризма Оренбургской области

 

Туризм давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта (для сравнения – в 2010 г. доля туристских услуг в общем объёме оказанных населению платных услуг по Оренбургской области составила 1,2%) и 30% от объема стоимости всех оказанных услуг.

Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными регионами и народами, заставляет негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Туристов, имеющих отношение к религиозному туризму можно разделить на несколько различных групп:

- Глубоко верующие. Эти люди соблюдают  все  посты,  отмечают  праздники  и    хотели бы прожить в монастырях длительное время.

- Верующие люди. Эта группа людей также  отмечает  большинство  праздников, как правило соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.

- Интересующиеся. Люди, верящие в Бога, но  не  так  строго  относящиеся  к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна    сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.

- Люди не  интересующиеся  религией  как  таковой,  но  который  хотели  бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей.

В таблице 2.2 представлены данные по сегментным группам в Оренбургской области. [18]

Хотелось бы отметить, что развитие паломничества и религиозно-познавательного туризма в целом по Оренбургской области ведет  в том числе и к духовному воспитанию нации. Религия является неотъемлемой частью любого государства, его опорой.

 

Таблица  2.2 - Данные по сегментным группам

Сегментные группы

Общее кол-во, %

Общее кол-во, чел.

Цены на туруслуги руб.

Набор услуг

Глубоко верующие

17

1054

1000-8000

Транспорт

Трансфер

Питание в обители

Проживание в обители

Верующие

24

1488

1000-8000

Транспорт

Трансфер

Питание в обители

Проживание в обители

Интересующиеся религией

35

2170

1500-8000

Транспорт

Сопровождение

Трансфер

Питание в общественных местах и в обители

Проживание

Экскурсионное обслуживание

Анимация

Не интересующиеся религией

13

806

1500-1100

Транспорт

Сопровождение

Трансфер

Питание в обществен-ных местах и в обители

Проживание

Экскурсионное обслуживание

Анимация

Дети, школьники, студенты

11

682

1500-8000

Транспорт

Сопровождение

Трансфер

Питание в обществен-ных местах и в обители

Проживание

Экскурсионное обслуживание

Анимация


 

Анализ предложений туристических предприятий Оренбурга выявил, что из более чем 150 турфирм Оренбургской области только 14 могут предложить несколько турпродуктов религиозного направления, что говорит о том, что предложения в данной нише на туристическом рынке очень малочисленно. В таблице 2.3 представлены турфирмы Оренбургской области, которые могут предложить несколько направлений чисто религиозного направления турпродукта.

Информация о работе Совершенствования развития религиозного туризма в Оренбургской области