Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 06:21, курсовая работа
Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации религиозного туризма 5
1.1 Основные понятия и определения религиозного туризма 5
1.2 Виды религиозного туризма 8
1.3 Особенности организации религиозного туризма 12
2 Анализ развития религиозного туризма в Оренбургской области 19
2.1 Потенциал для развития религиозного туризма в области 19
2.2 Анализ современного состояния религиозного туризма Оренбургской области 23
3 Рекомендации по совершенствованию развития религиозного туризма в Оренбургской области 29
3.1 Рекомендации по развитию религиозного туризма в области 29
3.2 Рекомендации по разработке религиозного тура по Оренбургской области 31
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Собор (кафедральный) во имя св. Николая Чудотворца, расположенный по адресу город Оренбург, ул. Чкалова, 8. Частица мощей святителя и чудотворца Николая верующим дарует возможность чудесного исполнения их желаний. Она помещена в позолоченный ковчег и выносится для поклонения верующим в дни Храмового праздника. Также ее можно увидеть каждую среду на вечернем богослужении, когда в соборе читается акафист покровителю святого храма сего - святителю и чудотворцу Николаю.
В левом, Успенском приделе Никольского кафедрального собора находится Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских , в котором покоятся частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Для православного мира это великая святыня, к ней приходят не попросить для себя, а оказать почтение и уважение преподобным.
Крест на месте Собора Казанской Божьей Матери, Оренбург, ул. Советская, парк перед домом Советов. Православные могут поклониться кресту, который сегодня стоит на месте, где когда - то находился алтарь Собора Казанской Божьей , матери. Собор был построен в конце XIX века, и был одним из самых красивых в России. На его стенах были запечатлены имена оренбургских солдат, погибших в первой мировой войне. Но простоял он недолго, в 1936 году собор был взорван.
Храм - часовня в честь св. мученицы Татианы, Оренбург, пр - т Победы, 11. Оренбург по праву гордится тем, что при ОГУ есть не только часовня Татианы, но и ее мощи. Поклонившись им, можно немного набраться ума и везения на сессии. Святая Татиана наиболее популярна у студентов, так как является покровительницей учащихся.
Приход св. великомученика Димитрия Солунского, Оренбург, ул. Попова, 98. Св. Димитрий был покровителем Дмитрия Донского, и прихожане церкви обращаются к двум Димитриям. Преклоняясь перед старин ной иконой и мощами св. великомученика Димитрия Солунского, которые открыты для прихожан каждое воскресенье, кроме пасхальной недели, можно попросить мужества и отваги.
Храм св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Оренбург, ул. Григорьевская, 10. По преданию икона св . Апостола и евангелиста Иоанна Богослова помогает обрести знания, найти работу, поступить в институт.
Свято-Пантелеимоновское подворье на горе Афон находиться по адресу город Оренбург, ул. Комсомольская, 96. Свято-Пантелеимоновское подворье было основано в начале XX века в городе Оренбурге на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ул. Комсомольская, 96) трудами и молитвами преподобного старца Аристоклия Афонского (Амвросиева). Родился он в городе Оренбурге. Пройдя нелегкий монашеский путь в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе под руководством опытных старцев игумена Макария и иеросхимонаха Иеронима, научившись от них духовной жизни, он направился в Москву в качестве настоятеля Афонского подворья.
Естественно, старец бывал и на своей родине, в городе Оренбурге, где жила его двоюродная сестра игуменья Свято-Успенского женского монастыря Иннокентия. Именно благодаря их договоренности и было основано Афонское подворье в г. Оренбурге. Настоятелем подворья стал иеромонах Капитон.
Когда началась Первая мировая война, связь с Грецией была прервана и Пантелеимоновское подворье было передано Свято-Николаевскому мужскому монастырю на Святых Пещерах, в селе Покровка (Новосергиевского района). Этот монастырь имел строгий афонский устав. Позже на подворье монахи Свято-Николаевской обители построили братский корпус и церковь в честь Святого великомученика и целителя Пантелеймона (освящена 2 октября 1916 года). В 1920 году подворье было ликвидировано, а в монашеские кельи и церковь вселился пролетариат.
В Оренбургской области в селе Октябрьское находится Храм Архистратига Божия Михаила. Храму более 100 лет. В 2000 году Малый Иерусалим получил благословение Святейшего Патриарха Алексия, который утвердил его название и благословил на дальнейшие труды по благоустройству святынь Уральской Палестины. Паломники едут со всей России, чтобы увидеть памятные места, воспроизводящие святыни храма Гроба Господня (сам Гроб Господень, Голгоф , образ вифлеемского вертепа и другие), ведь поездка в Иерусалим многим недоступна.
Едва свернув к селу Красные Ключи Оренбургской области с трассы Бугуруслан - Самара, сразу видишь церковь. Она возвышается над селом, как бы парит над ним, напоминая небесный корабль. Да и сама дорога, создается впечатление, идет не в село даже, а прямиком к храму. Так наши прадеды сто десять лет назад его построили. Срубили в честь архангела Михаила на пригорке, в лучшем месте, как испокон веков возводили храмы на Руси.
Сейчас это памятник культуры XIX века. Историки говорят, что еще один храм, подобный красноключевскому, сохранился лишь в Прибалтике. Народное же предание донесло до нас слова одного молитвенника, который сразу после постройки церкви сказал, что ни один человек убрать ее не сможет. Храм на несколько лет закрывали, в Советское время переоборудовали под зерносклад. Люди защищали свою церковь, как могли. Дважды в тридцатые годы они ездили в Москву, ходили по кабинетам высоких начальников, были и у всесоюзного старосты М. И. Калинина - упрашивали, умоляли оставить церковь. Помогал им земляк, мордовский поэт Артур Моро (Афанасий Матвеевич Осипов) (отчий дом которого в первозданном виде селяне сохранили до сих пор). Верующим удалось сохранить все иконы и всю церковную утварь. Сейчас в иконостасе 53 иконы XIX века, обрамленные прекрасной деревянной резьбой. Он также признан памятником культуры.
В настоящее время сама церковь никогда не пустует. На службу постоянно приезжают как из Самарской, так и из соседних областей. Причем нельзя сказать, что едут исключительно «бабушки с клюшками». Частенько можно встретить и молодежь с детьми, людей всех сословий.
В церкви покоятся мощи святого праведного Петра Чагринского, по молитвам к которому в церковной летописи зафиксировано множество чудес и исцелений. В селе находится святой источник, оборудована купальня.
В селе Покровка Новосергиевского района есть еще одно святое для всех верующих православных христиан место, это Святые пещеры.
В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.
В 1886 году казак из станицы Верхнее - Озерной Орского уезда Захарий Карцев поселился на горе Монашке близ села Покровка Новосергиевского района , вырыл небольшую пещеру с келией и жил там два года в строгом посте и молитвах, Потом Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного подвига и спасения.
Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево - Печерских. Со временем пещеры ушли далеко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Появились и наземные постройки: молебный дом, каменный храм, странноприимный дом, приют для мальчиков. Был устроен пруд, посажен фруктовый сад и запущен кирпичный завод. В 1923 году начались гонения на монастырское братство. Монахов расстреляли. Все монастырские постройки разрушили, а вход в пещеры - засыпали.
В 2002 году стараниями настоятеля Покровского храма пещеры Свято - Никольского монастыря были найдены. С тех пор Святые пещеры стали местом паломничества верующих и туристов.
В поселке Саракташ расположена Свято-Троицкая Обитель Милосердия. Свято-Троицкая Обитель Милосердия поселка Саракташ основана в 1990 году. Она выросла на месте Покровского прихода.
В настоящее время при Обители действуют Дом Милосердия, Православная гимназия, Духовное училище, воскресная школа.
В апреле 2006 года, на колокольную башню сооружающегося Свято-Троицкого храма был установлен самый большой в Оренбургской епархии колокол весом 2700 кг. В музее при Обители собраны уникальные коллекции старинных монет и денежных знаков, ценные церковные книги, церковная утварь и старинные предметы быта.
Сорокинские пещеры в Пономаревском районе. До сих пор местные жители хранят в памяти рассказы предков о необычном обитателе пещер в Пономаревском районе. В 1889 году послушник Киево-Печерской лавры, Ермолай Федосеев, решил уйти и поселиться в одиночестве, в пещерах недалеко от Сорокина. Здесь Ермолай начал жить и молиться. Он построил четыре комнаты правильной прямоугольной формы, по стенам располагались иконы. Многие крестьяне приходили к нему за советом и молитвой.
Нередко жители слышали молитвенное пение Ермолая и крестьян. Но на старца начались гонения, так как церковь считале его своим конкурентом. Он даже не избежал тюремного заключения. Аскет со своими приверженцами хотел построить еще и часовню с кельями. Но ему не позволила это сделать полиция. В итоге Ермолай Федосеев умер, а сорокинские пещеры засыпали землей в 1918 году.
Даже после смерти старца верующие приходили к засыпанным землей пещерам молиться. Есть легенда, в которой говорится, что до пещеры докопаются только три верующих человека. А в настоящее время сорокинские пещеры молча хранят свои тайны.
Туризм давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта (для сравнения – в 2010 г. доля туристских услуг в общем объёме оказанных населению платных услуг по Оренбургской области составила 1,2%) и 30% от объема стоимости всех оказанных услуг.
Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными регионами и народами, заставляет негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
Туристов, имеющих отношение к религиозному туризму можно разделить на несколько различных групп:
- Глубоко верующие. Эти люди соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время.
- Верующие люди. Эта группа людей также отмечает большинство праздников, как правило соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.
- Интересующиеся. Люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.
- Люди не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей.
В таблице 2.2 представлены данные по сегментным группам в Оренбургской области. [18]
Хотелось бы отметить, что развитие паломничества и религиозно-познавательного туризма в целом по Оренбургской области ведет в том числе и к духовному воспитанию нации. Религия является неотъемлемой частью любого государства, его опорой.
Таблица 2.2 - Данные по сегментным группам
Сегментные группы |
Общее кол-во, % |
Общее кол-во, чел. |
Цены на туруслуги руб. |
Набор услуг |
Глубоко верующие |
17 |
1054 |
1000-8000 |
Транспорт Трансфер Питание в обители Проживание в обители |
Верующие |
24 |
1488 |
1000-8000 |
Транспорт Трансфер Питание в обители Проживание в обители |
Интересующиеся религией |
35 |
2170 |
1500-8000 |
Транспорт Сопровождение Трансфер Питание в общественных местах и в обители Проживание Экскурсионное обслуживание Анимация |
Не интересующиеся религией |
13 |
806 |
1500-1100 |
Транспорт Сопровождение Трансфер Питание в обществен-ных местах и в обители Проживание Экскурсионное обслуживание Анимация |
Дети, школьники, студенты |
11 |
682 |
1500-8000 |
Транспорт Сопровождение Трансфер Питание в обществен-ных местах и в обители Проживание Экскурсионное обслуживание Анимация |
Анализ предложений туристических предприятий Оренбурга выявил, что из более чем 150 турфирм Оренбургской области только 14 могут предложить несколько турпродуктов религиозного направления, что говорит о том, что предложения в данной нише на туристическом рынке очень малочисленно. В таблице 2.3 представлены турфирмы Оренбургской области, которые могут предложить несколько направлений чисто религиозного направления турпродукта.
Информация о работе Совершенствования развития религиозного туризма в Оренбургской области