Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования. Тенденции и проблемы сервисного предпринимательства в России и за рубежом.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- дать классификацию и характеристику основных видов сервисных услуг;
- охарактеризовать особенности развития сервисной деятельности в России;
- исследовать проблемы предпринимательского сервиса в России;
Обозначения и сокращения.............................................................................4
1 Состояние предпринимательского сервиса и туризма в России...............5
1. 1 Классификация и характеристика основных видов сервисных услуг...7
1.2 Особенности развития сервисной деятельности в России....................17
1.3 Проблемы предпринимательского сервиса в России.............................25
2. Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития...............................................................29
2.1 Проблемы и перспективы мирового туризма.........................................29
2.2 Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации..........................................................................................................32
Заключение...............................................................................................36
Список использованных источников.......................................................38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КАФЕДРА ТУРИЗМА
КИЯНОВА АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Курсовая работа
«Допущена к защите» Заведующая кафедрой к.г.н. _______ Л.А. Абрамова «___» ________ 2013 г. |
Студентка: 3 курса очного отделения Научный руководитель: к.э.н., доцент Мачалкин С.Е. |
ТАМБОВ – 2013
Реферат
Современные проблемы и тенденции сервисного предпринимательства в России и за рубежом/ Киянова А.Д.; Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина, институт естествознания, специальность социально-культурный сервис и туризм. -Тамбов. - 2013. - 44с.
Ключевые слова: предпринимательский сервис, сервисные услуги, бизнес, мировой туристический рынок.
Объект исследования: тенденции и проблемы сервисного предпринимательства.
Предмет исследования: тенденции и проблемы сервисного предпринимательства в России и за рубежом.
Целью исследования является изучение современных тенденций и проблем сервисного предпринимательства в России и за рубежом.
В работе дана классификация и характеристика основных видов сервисных услуг, охарактеризованы особенности развития сервисной деятельности в России, исследованы проблемы предпринимательского сервиса в России, проанализированы современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития, описаны проблемы и перспективы мирового туризма, раскрыты проблемы развития выездного и внутреннего туризма.
СОДЕЖАНИЕ
Обозначения и сокращения....................
1 Состояние предпринимательского сервиса и туризма в России...............5
1. 1 Классификация и
1.2 Особенности развития
1.3 Проблемы предпринимательского
сервиса в России..............
2.1 Проблемы и перспективы мирового туризма.......................
Обозначения и сокращения
ВВП - Валовый внутренний продукт
СКСиТ- Социально-культурный сервис и туризм
МТБ - Международный турпродукт
ОКУН - Общероссийский классификатор услуг населению
ОАЭ - Объединенные арабские эмираты
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что за последние годы сфера услуг в России заметно возросла, что объясняется как усложнением производства, так и насыщением рынка товарами повседневного спроса.
Одним из условий развития различного рода услуг является экономический рост государства и его развитие. Однако экономический рост государства не позволяет в полном объеме удовлетворить растущие материальные потребности населения. В настоящее время сформированы новые подходы к созданию новых видов услуг. Зарубежный опыт подтверждает, что рост сферы услуг - одно из важных направлений развития современной экономики. Доля услуг в валовом национальном продукте развитых стран составляет от 2/3 до 3/4.
Что касается развития сферы услуг в России, то можно отметить, что в период плановой экономики сфера услуг была развита достаточно слабо. В настоящее время образовались новые современные сервисные организации, оказывающие услуги, соответствующие международным стандартам. Основой работы современных конкурентоспособных сервисных организаций являются эффективные технологии обслуживания, современное оборудование, качественное сырье, высококвалифицированный персонал.
Объект исследования. Тенденции и проблемы сервисного предпринимательства.
Предмет исследования. Перспективы сервисного предпринимательства Тамбовской области.
Цель исследования. Тенденции и проблемы сервисного предпринимательства в России и за рубежом.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- дать классификацию и характеристику основных видов сервисных услуг;
- охарактеризовать особенности развития сервисной деятельности в России;
- исследовать проблемы предпринимательского сервиса в России;
Степень разработанности проблемы. Теоретическая база исследования сложилась из философского, культурологического, социологических подходов. Методологической основой исследования явились труды: А.А. Алексеева, В Карнаухова, И.В. Зорина, В.А. Квартального, И. Б. Власова, Е.Н. Ильина и др.
В
процессе работы
Методы исследования. Сбор и анализ теоретических источников по проблеме исследования; анализ документов и методических разработок по развитию предпринимательского сервиса в России и за рубежом.
Практическая значимость. Представленные материалы могут быть применены туристическими фирмами для более эффективного продвижения туристического продукта, а так же исследователями в области туризма и сервиса.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 60 наименований.
1 Состояние предпринимательского сервиса и туризма в России и за рубежом
1. 1 Классификация и
В мировой практике принят классификация отраслей сферы услуг, которая базируется на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов.
Производственный подход будет исходить из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность начиная с обслуживании производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности. По этому принципу услуги делятся на следующие группы: услуги торговли; услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания и т.д.); услуги транспорта; услуги связи и информационное обслуживание; услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов; услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и др.); услуги образования, культуры и искусства; наука и научное обслуживание; услуги здравоохранения, включая физкультуру и спорт; услуги по обслуживанию домашнего хозяйства; услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т.п.); услуги государственного управления[27,с.34].
Различия услуг вызваны их характером, целевым назначением, формами предоставления и способом оплаты.
Особое значение имеет деление услуг на платные, бесплатные и смешанные. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики.
В отличие от бесплатных услуг, платные услуги обладают следующими свойствами: индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность, конкурентность, отсутствие монопольного положения.
В России на долю услуг приходится более 50% ВВП. На рис. 1. приведена структура платных услуг населению в процентном соотношении.
Рис.1. Структура платных услуг
Соотношение этих групп услуг не является постоянным и зависит от степени развития рыночных отношений в стране.
Функциональная классификация услуг по видам деятельности, на которые направлены услуги, предполагает деление услуг на пять групп: производственные - лизинг, инжиниринг, техническое обслуживание производственного оборудования, ремонт технических коммуникаций и т.п.; потребительские - так называемые массовые услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользования, находящихся в нем); профессиональные - страховые, финансовые, банковские, рекламные, консультационные; распределительные - транспортно-экспедиционные, услуги связи, торговли; услуги личного характера - непроизводственные (парикмахерские, фотоателье и т.д.);
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на несколько классов: осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (химчистка, ремонт, ветеринарные услуги, охрана и др.); осязаемые действия, направленные на тело человека (фитнес-центры, рестораны и кафе, салоны красоты); неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, театры, музеи, информационные услуги, удовлетворение религиозных потребностей)[37,с.122].
По комплексности услуги подразделяются на простые и сложные (комплексное обслуживание). Важно отметить, что многие услуги имеют комплексный характер. К примеру, услуги гостиниц - это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга потребителей. Все их сложно отнести к определенной группе, какая бы классификация не использовалась.
Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, тем самым, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий куплю-продажу товара.
По содержанию деятельности по сервисному обслуживанию все большее распространение получают интеллектуальные услуги (а не чисто технические), и это обусловило деление сервиса на несколько видов: жесткий сервис, включающий в себя все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров функционирования товара; мягкий сервис, включающий весь комплекс и услуг, связанных с индивидуализацией, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях его функционирования у данного потребителя (или с расширением сферы полезности товара); прямой сервис - комплекс услуг, не имеющих непосредственно связанных с эксплуатацией купленного товара; косвенный сервис - комплекс услуг, не имеющих непосредственного отношения к купленному товару, но способствующих установлению доверия покупателя к фирме, оказывающей услуги (что также приносит успех фирме).
Дилерский сервис - прямой договор с зарубежной фирмой - производителем на выполнение определенного спектра услуг по гарантийному техническому обслуживанию бытовой технике данного типа (модели). Таким образом, подписав с авторизированным сервисным центром договор, фирма производитель предоставляет ему все необходимое для быстрого и качественного обслуживания бытовой техники: нормативно-техническую документацию - краткую характеристику, принцип действия, методики испытания и прочее; специальную технологическую оснастку и диагностические контрольно-измерительные приборы, запасные части на все виды поставляемой техники; проводит обучение, переподготовку и стажировку специалистов сервисных центров для освоения технического обслуживания новых, наиболее современных типов и моделей выпускаемой и поставляемой бытовой техники[37,с.33].
В настоящее время в больших городах России дилерский сервис является наибольшим потенциалом, перспективами развития, в связи с тем, что он лучше ориентирован на спрос и предложения рядового потребителя.
Необеспеченность спроса на услуги сервисного обслуживания объясняется тем, что большинство сервисных центров сосредоточены в центральных и близких к ним районах города.
В нормативных документах отражается классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), которая основана на использовании иерархической системы классификации с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. ОКУН разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению и Общесоюзного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие 1 января 1994 г.