Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования. Тенденции и проблемы сервисного предпринимательства в России и за рубежом.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- дать классификацию и характеристику основных видов сервисных услуг;
- охарактеризовать особенности развития сервисной деятельности в России;
- исследовать проблемы предпринимательского сервиса в России;
Обозначения и сокращения.............................................................................4
1 Состояние предпринимательского сервиса и туризма в России...............5
1. 1 Классификация и характеристика основных видов сервисных услуг...7
1.2 Особенности развития сервисной деятельности в России....................17
1.3 Проблемы предпринимательского сервиса в России.............................25
2. Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития...............................................................29
2.1 Проблемы и перспективы мирового туризма.........................................29
2.2 Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации..........................................................................................................32
Заключение...............................................................................................36
Список использованных источников.......................................................38
1.3 Проблемы предпринимательского сервиса в России
Состояние СКСиТ характеризуется рядом показателей: объем въездного турпотока, средняя величина туристских расходов в сутки, показатели состояния МТБ, показатели финансово-экономической деятельности туристских организаций, показатели развития международного туризма.
Рассмотрим некоторые показатели, наиболее точно характеризующие состояние СКСиТ в настоящее время.
Как свидетельствуют данные Всемирной туристской организации, Россия по итогам 2003 г. по числу туристских прибытий (23,2 млн человек) и их доле в общем мировом объеме (3,2%) переместилась с 17-го места (в 1990 г. - менее 1,5% в мировом турпотоке) на 11-е место, а по объему поступлений от туризма ($10 млрд) и его доле в общем мировом объеме (1,6%) опередила такие страны, как Греция, Нидерланды, Бельгия. Это подтверждает тот факт, что меняется рейтинг России на мировом рынке - из промышленной державы она преображается в страну, привлекательную для туристов. Однако по динамике туристских прибытий Россия по-прежнему не входит в десятку стран - международных лидеров.
Сфера туризма привлекает российских предпринимателей и иностранных инвесторов коротким сроком окупаемости инвестиций, постоянным спросом на услуги данной сферы, высоким уровнем рентабельности производимых при этом затрат. Туристский бизнес процветает, появляются тысячи частных фирм.
Однако большинство турфирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж и только малая часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Если в 1992 г. за границу выехало 4,15 млн человек, то в 2003 г. - 24,9 млн. За этот же период картина прибытия в Россию иностранных граждан выглядела следующим образом: в 1992 г. - 3,5 млн человек, в 2003 г. - 23,2 млн. Отрицательное сальдо платежного баланса по статье «туризм» свидетельствует о том, что на сегодняшний день туризм является каналом утечки валюты за рубеж.
Остро нуждаясь в инвестициях, Россия активно финансирует экономику Испании, Италии, США и других стран, имеющих положительное сальдо по статье «туризм». Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока. Теряются также сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около десяти человек)[17,с.25].
Кроме того, в деятельности значительной части турфирм России (более 30%) присутствует иностранный капитал. В итоге большая часть прибыли от въездного туризма поступает не в бюджет страны, а в бюджеты иностранных компаний.
Проблемы, присущие сфере СКСиТ на протяжении многих лет.
Во-первых, низкое качество услуг и примитивный сервис крайне негативно сказываются на привлекательности России в плане гостеприимства. Однако данный факт не мешает российским компаниям устанавливать цены значительно выше мировых. Например, отдых в Сочи по стоимости аналогичен путешествию в Анталию. За счет ценовой разницы и заметных различий в ассортименте услуг турбизнес в ряде стран интенсивно развивается посредством денег, оставляемых там российскими туристами. Более $20 млрд ежегодно «уплывают» из России за рубеж по линии туризма в другие страны и экономически упрочивают их турбизнес, а наш финансово обескровливают.
Во-вторых, туризм утратил социальную направленность, перестал быть доступен большинству населения. Данный факт во многом определяется низкой эффективностью действующих механизмов социального страхования и обеспечения населения в России. В то же время если поощрять социально ориентированный, доступный людям туризм, то бюджетные вложения станут не нужны, так как начнут действовать механизмы самофинансирования. При таких условиях налоговые и иные поступления от туризма в бюджет существенно возрастают и достигают очень крупных величин.
В-третьих, посещение древних памятников архитектуры современным туристом - явно недостаточная мотивация для путешествия. Для интенсивного развития туризма необходима современная инфраструктура, объекты туристской привлекательности и достойный сервис. Туризм вполне способен самостоятельно себя обновлять при оптимальном налогообложении.
Вышеназванные проблемы в совокупности с постоянно изменяющейся экономической и политической ситуацией в стране, экологическими и другими проблемами значительно тормозят развитие национального туризма и, как следствие, снижают позитивное влияние туризма на экономику России.
Таким образом, синхронность эволюционных изменений в экономике и туризме позволяет сделать вывод о взаимном влиянии названных экономических категорий друг на друга. Баланс таких взаимоотношений крайне важен для России на современном этапе развития.
Позитивные и негативные экономические факторы, которые могут воздействовать на СКСиТ.
Основными факторами, положительно влияющими на туризм, являются:
- величина реального дохода - при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, а если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения людей, увеличивается спрос на продукцию и услуги СКСиТ;
- распределение дохода - чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше граждан смогут позволить себе путешествие;
- стабильность валюты - если курс
доллара высокий, то это не
позволяет купить много
- выгодная конъюнктура
Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на СКСиТ, можно назвать:
- экономические и структурные
кризисы, которые вызывают спад
во всех отраслях
- рост безработицы и снижение заработной платы, которые приводят к снижению платежеспособности населения; в таких условиях денежные средства тратятся на приобретение товаров первой необходимости, а отдых становится недостижимой роскошью;
- падение курса национальной валюты, приводящее к снижению покупательной способности рубля и, как следствие, к снижению спроса на туры;
- невыгодная для туризма
Следует отметить, что вышеназванные факторы находятся в непосредственной взаимозависимости, что предопределяет целесообразность их рассмотрения в системном режиме.
Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях возникающих проблем в экономической, политической, экологической энергетических и ряда других кризисов.
Если проанализировать данные по темпам развития мирового туризма за последние 50 лет, то можно увидеть колоссальный рост количественных и стоимостных показателей (табл.1).
Таблица – 1 Темпы развития международного туризма
Год |
Количество прибытий во всех странах, млн |
Валютные поступления во всех странах, млрд. долл. |
1960 |
69 |
6,9 |
1970 |
159 |
17,9 |
1980 |
284 |
97,0 |
1990 |
415 |
230,0 |
2000 |
698 |
476,0 |
2008 |
924 |
534,6 |
Почти все регионы мира последние годы демонстрируют быстрый рост объемов туристического потока, но особенно значительных результатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число путешественников стало на 255% больше, чем в 2000 г. Этот успех объясняется активными рекламными кампаниями государств региона, а также поддержанием цен на «кризисном» уровне. Большой интерес к поездкам в страны Азиатско-Тихоокеанского региона проявляют жители Европы и Америки.
Обострившийся в последние годы арабо-израильский конфликт помешал региону Ближнего Востока добиться значительных результатов. Но тем, не менее, паломнический туризм был наиболее популярен в Израиле, Иордании и Египте. Политическая стабильность и активное продвижение турпродукта позволяют и дальше удерживать лидерство в данном регионе, который является популярным у россиян. С каждым годом увеличивается турпоток в ОАЭ, в особенности в эмирате Дубай, который сумел достигнуть отличных результатов в летний сезон, и который ранее считался традиционно низким[17,с.35].
Значительных результатов за последние восемь лет достигли государства Восточной и Центральной Европы, в первую очередь Хорватия, Словения, Венгрия,Черногория, став оздоровительными курортами. Лидерами Европы по туризму остаются Франция, Испания, Великобритания и Италия, которая совершила огромный рывок благодаря паломническому туризму.
Американский континент, особенно США и страны Карибского бассейна, продемонстрировали значительные темпы роста числа туристских прибытий. В 2008г. США посетило на 15% туристов больше, чем в 2007 г. Особенно возросло число посетителей из важнейших для США заокеанских рынков.
Африканский континент показал показал самые скромные результаты, однако в таких странах, как Марокко, Тунис и Маврикий туристская отрасль продолжает динамично развиваться.
Значительные результаты в туризме были достигнуты во многом благодаря большому числу масштабных событий, таких, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие.
Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран.
Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Ожидается, что к 2010 г. в мире будет путешествовать1 млрд чел., а к 2020 г. - 1,5 млрд чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долл.(табл.2)
Таблица – 2 Страны - лидеры выездного туризма в 2010 г.
Страна |
Количество международных поездок, млн. |
Доля рынка,% |
Германия |
163,5 |
10,2 |
Япония |
141,5 |
8,8 |
США |
123,5 |
7,7 |
Китай |
100,0 |
6,2 |
Великобритания |
96,1 |
6,0 |
Франция |
37,6 |
2,3 |
Нидерланды |
35,4 |
2,2 |
Канада |
331,3 |
2,0 |
Россия |
30,5 |
1,9 |
Италия |
29,7 |
1,9 |
Таблица – 3. Страны - лидеры въездного туризма в 2020 г
Страна |
Количество прибытий, млн |
Доля рынка,% |
Китай |
137,1 |
8,6 |
США |
102,4 |
6,4 |
Франция |
93,3 |
5,8 |
Испания |
71,0 |
4,4 |
Гонконг |
58,3 |
3,7 |
Италия |
52,9 |
3,3 |
Великобритания |
52,8 |
3,3 |
Мексика |
48,9 |
3,1 |
Россия |
47,1 |
2,9 |
Чехия |
44,0 |
2,7 |