Современные проблемы и тенденции сервисного предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Тенденции и проблемы сервисного предпринимательства в России и за рубежом.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- дать классификацию и характеристику основных видов сервисных услуг;
- охарактеризовать особенности развития сервисной деятельности в России;
- исследовать проблемы предпринимательского сервиса в России;

Содержание работы

Обозначения и сокращения.............................................................................4
1 Состояние предпринимательского сервиса и туризма в России...............5
1. 1 Классификация и характеристика основных видов сервисных услуг...7
1.2 Особенности развития сервисной деятельности в России....................17
1.3 Проблемы предпринимательского сервиса в России.............................25
2. Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития...............................................................29
2.1 Проблемы и перспективы мирового туризма.........................................29
2.2 Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации..........................................................................................................32
Заключение...............................................................................................36
Список использованных источников.......................................................38

Файлы: 1 файл

Тенденции развития предпренимательского сервиса курсовая.docx

— 149.20 Кб (Скачать файл)

 

Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.

В настоящее время туризм в различных странах развит очень неравномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся по терминологии ВТО странами-поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где доля выезда населения в заграничные поездки больше 10%. Число таких стран невелико (12-15), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы и района Персидского залива. Сегодня место этих стран занимают, развивающиеся государства: Республика Корея, Сингапур и др.

 

2.2 Проблемы развития выездного  и внутреннего туризма в Российской  Федерации

 

Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для  России, характерно постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все перечисленные факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако, наряду с этим, «тормозящим» фактором для развития въездного и внутреннего туризма является довольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны.

Большое влияние на формирование въездных туристопотоков имеют длительные экономически, культурные, а также исторические связи со странами. Преобладающий объем потока туристов приходиться на страны СНГ. В последние годы отмечается увеличивающийся туристопоток из Турции, Китая, Израиля.

В 2008 г. Россию посетили 2100601 иностранцев с туристическими целями. Из них услугами российских туристских фирм воспользовались лишь 8,9%. Это свидетельствует о том, что отечественные фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе и уступают инициативу в организации въездного туризма зарубежным конкурентам. В настоящее время в России наметилась возрастающая тенденция проникновения иностранных туристских фирм на внутренний рынок туристских услуг. И, как правило, иностранные туроператоры осуществляют самостоятельное обслуживание своих туристов в России, не привлекая для приема местных туроператоров.

Для большинства иностранных туристов (72,9%), воспользовавшихся услугами туристских фирм, основной целью поездки в Россию является отдых; большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8%).

Зимние месяцы года у иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном (на них приходится лишь 2,7-3,4%обслуженных туристов). Увеличение оттока иностранных туристов начинается с марта (4,6%) и достигает своего пика в августе (18,5%), после чего начинает снижаться (с 11,3% в сентябре до 5,3% в ноябре).

Дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма никак невозможно без энергичного продвижения российского турпродукта на международном рынке, без формирования имиджа России за рубежом как государства, благоприятного для туризма. На мировом рынке наблюдается низкий уровень рекламы об уникальности регионов Российской Федерации, а также отсутствие продуманных туристских предложений по разнообразным маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т.д., дифференцированные по уровню доходов и разнообразным социальным группам населения.

 Таким образом, следует отметить, что развитие туризма России  находится на начальном этапе. Сравнительный анализ показывает, что активность российских граждан  остается на низком уровне  в связи с недостаточной платежеспособностью  – только 26% населения России  совершают путешествия (к сравнению: в Германии, Японии -79% населения, в  Великобритании - 70%).

По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137опрошенных фирм), в настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1%), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью отдыха, оздоровления и т.д. (70,8% количества обслуженных туристов). Отдают предпочтение круизам на теплоходах и в автобусах 12%, выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы 6%. Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6% и 23,1% туристов соответственно).

Основными проблемами, с которым сталкивается туристский рынок Российской Федерации являются:

- Низкий профессионализм (выражается  в недостатке практических навыков, а, порой, и теоретических знаний, что является причиной низкого  уровня подготовленности менеджеров  туристических компаний).

- Низкое качество российского  продукта (является следствием отсутствия  гостеприимства и культуры обслуживания  туристов на российских курортах, что не позволяет продавать  отечественный туристический продукт).

- Недобросовестность иностранных  партнеров (некорректное отношение  иностранных партнеров к российским  туроператорам).

- Отсутствие информации о ситуации  в отдельных регионах России (отсутствие  современных межрегиональных связей, отсутствие полной и объективной  информации об особенностях потребностей  в различных регионах России, а также об особенностях спроса, в зависимости от региональных  групп).

- Недостаточный уровень культуры  корпоративных отношений (недостаточно  хорошо развит уровень бизнес-коммуникаций  среди различных туристических  фирм для решения общих рыночных  проблем).

- Необъективность средств массовой  информации (необъективная и недостоверная  информация о ряде туристических  компаний (информационная война  компаний)).

- Отсутствие четкого позиционирования  туристических фирм (частая смена  деятельности туроператоров с  одного комплекса клиентских  сегментов на другой, отсутствие  четкой позиции предложений на  рынке).

- Недостаточная проработанность  нормативной и законодательной  базы;

В настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам (фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными турами). Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортабельности. В-третьих, население России недостаточно информировано о рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса и т.д.

Развитие внутреннего туризма, как и въездного, невозможно без инвестирования материально-технической базы туризма, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Работа над курсовой позволила сделать следующие выводы:

- сервисная деятельность организаций  и индивидуальных предпринимателей  вносит большой вклад в экономику  государства, в промышленно-развитых  странах на долю сервисной  деятельности приходится более  половины валового внутреннего  продукта. Сервисная деятельность  обеспечивает рост экономического  потенциала страны, а также трудовую  занятость населения, экономию времени  и денег потребителей, повышение  качества жизни людей, способствует  развитию производства;

- в мировой практике принята классификация отраслей сферы услуг, которая базируется  на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов;

- производственный подход будет  исходить из принципа производственно-технической  и технологической общности отраслевых  направлений в сфере услуг, как  собирательного вертикального структурного  образования. Функциональный подход  реализует разную профильную  направленность начиная с обслуживании  производства, общества, домашнего  хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами  и товарами до обслуживания  личности;

- в России, расположенной на  масштабной территории северной  и центральной частей Евразийского  материка, проявилось немало общемировых  тенденций развития услуг, сервисной  деятельности. Вместе с тем историческая  эволюция отечественной сферы  услуг отмечена немалым своеобразием. Характер и динамика услуг  в нашей стране в значительной  степени определялись суровыми  климатическими условиями жизни, обширной, но мало обжитой территорией, многообразием социальных, региональных  и культурно-религиозных миров, свойственных  населению страны;

- российские организации сервисного  обслуживания совершенствуют формы  и методы обслуживания, технику  оказания услуг, стремятся удовлетворить  растущие запросы потребителей;

- сфера туризма привлекает российских  предпринимателей и иностранных  инвесторов коротким сроком окупаемости  инвестиций, постоянным спросом на услуги данной сферы, высоким уровнем рентабельности производимых при этом затрат. Туристский бизнес процветает, появляются тысячи частных фирм. Однако большинство турфирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж и только малая часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну;

- отечественные туристические  фирмы пока не заняли должного  места в международном туристском  бизнесе и уступают инициативу  в организации въездного туризма  зарубежным конкурентам. В настоящее  время в России наметилась  возрастающая тенденция проникновения  иностранных туристских фирм  на внутренний рынок туристских  услуг. И, как правило, иностранные  туроператоры осуществляют самостоятельное  обслуживание своих туристов  в России, не привлекая для  приема местных туроператоров;

- в настоящее время туризм  в различных странах развит  очень неравномерно. Преимущественно  туристы выезжают из высокоразвитых  стран, являющихся по терминологии  ВТО странами-поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где доля выезда населения  в заграничные поездки больше 10%. Число таких стран невелико (12-15), однако их список постоянно  пополняется. До недавнего времени  в их число, помимо высокоразвитых  стран Западной и Северной  Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной  Европы и района Персидского  залива. Сегодня их место активно  занимают новые индустриальные  страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития:  Республика Корея, Сингапур и  др.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 24.11. 1996 № 132-ФЗ (с изменениями от 10.01. 2003 г., 22.08. 2004 г.) «Об основах туристской деятельности»// СЗ РФ.-1996.-№49.
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм, М., 2002.-342с.
  3. Алексеев А. А. Маркетинговое исследование рынка услуг. - СПб.: Гос. ун. экон. и финансов, 2008.-342с.
  4. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.-421с.
  5. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. - М.: Международные отношения, 2003.-364с.
  6. Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостинничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352с.
  7. Борисов К.Г. Международный туризм и право. - М.: Колос, 2001-321с.
  8. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. - М.: Изд-во Михайлова, 2005.- 678с.
  9. Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. - М.: Российский международный институт туризма, 2003.-342с.
  10. Въездной туризм может стать высокодоходным // Экономика России: ХХI век».-2004.- № 20.-321с.
  11. Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме//Экономика и жизнь.-2001.-№14.- С.36
  12. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма. М: Финансы и статистика, 2000 - 240 с.
  13. Гостиничный и туристический бизнес. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001.-324с.
  14. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 2000.-355с.
  15. Гуляев В. Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). - М.: Финансы и статистика, 2001.-342с.
  16. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме.- М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 144с.
  17. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2003.- №42.- С.35
  18. Доходы от въездного туризма в Россию возрастут// http://www.welt.ru/ru/news/market/tourism_news_russia_2.html  
    Дурович А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ. – Минск: БГЭУ, 2001.-233с.
  19. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: учеб. пособ. /под общей ред. З.М. Горбылёвой. - Мн.: «Экономпресс», - 2002 - 400с.
  20. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 198с.
  21. Зуева М. Путешествия на продажу//Свой бизнес.- 2004.- № 11.- С.45
  22. Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: учебник для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 2000. -321с.
  23. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256с.
  24. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. – М.: Луч, 2003.-321с.
  25. История развития отрасли гостеприимства/ под ред. Дашкова Л.П. – М.: ЮНТИ, 2000. – 213 с.
  26. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособ. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 216с.
  27. Карнаухова В. Сервисная деятельность : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Ю.М. Краковского. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 254с.
  28. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003 – 320с.
  29. Квартальнов В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. - М.: Наука, 2001.-324с.
  30. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: в 5-ти т. - М.: Финансы и статистика, 2002.-214с.
  31. Ковалев Д. ВТО и развитие туризма в России // Экономика. - №10. - 2004.- С. 34
  32. Колосов, Э.С. Кривчикова Международные отношения, М, 2005.-432с.
  33. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. – М.: Экономика, 2003.-341с.
  34. Кусков А. С. Основы туризма : учеб. для студентов и слушателей вузов, обучающихся по экон. спец. - М. : КноРус, 2008. - 388 с
  35. Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета.- 2004.- №2.- С. 27.
  36. Максаковский В. П. Международный туризм: общие вопросы // География в школе. - 2009. - № 4. - С. 10-17.
  37. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2006.-256с.
  38. Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, М.,2000.-456с.
  39. Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и её методическое обеспечение.// Маркетинг. - 2001. - №6.- С. 56.
  40. Орлов И. Б. Иностранный молодёжный туризм в СССР в 1958-1964 годах // Российская история. - 2011. - № 6. - С. 155-165.
  41. Осипов Д. Вопросы и ответы сайта MITT - 2002.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2002 -№1.-С. 53.
  42. Писаревский Е.Л. Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности. - М.: Юрист, 2002.-321с.
  43. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 432с.
  44. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 2003. - 224с.
  45. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.97.- № 490.-123с.
  46. Романович Ж. А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: учебник / под общ. ред. проф. Ж. А. Романовича.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. -362с.
  47. Реклама в бизнесе: учеб. пособие - М: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005.-231с.
  48. Россия проигрывает конкурентную борьбу за привлечение иностранных туристов // http://www.ratanews.ru 17.10.2005.
  49. Ростуризм рассказал о причинах снижения объемов въездного туризма // http://www.turist.ru/onews/business/2005/10/07/91857
  50. Сенин В. С. Организация международного туризма : учеб. для студ. вузов - М. : Финансы и статистика, 2004. - 398с.
  51. СНиП 2.08.02-89. «Общественные здания и сооружения». Правила технической эксплуатации гостиниц и их оборудования.
  52. Сервисная деятельность : учеб. пособие для вузов /[Коробкова С.Н., Кравченко В.И., Орлов С.В., Павлова И.П.] ; под общ. ред. В. Романович. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 155с.
  53. Туризм - бизнес будущего // http://ekburg.ru/adm/otd/30161_0_0_0
  54. Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 2002 г.) //Туринфо.- 2002.- № 16.- С.34.
  55. Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2001.- С. 432.
  56. Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес - 2001 - №8.- С.33
  57. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 2001.-342с.
  58. Экономика современного туризма: под ред. доктора эконом. наук Г.А. Карповой. М.-СПб., Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.-416с.
  59. Экономика сферы платных услуг / под ред. Е.Н. Жильцова. - Казань, 2006.- 321с.
  60. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма, М.: Издательство РДЛ, 2003.-246с.

Информация о работе Современные проблемы и тенденции сервисного предпринимательства в России и за рубежом