Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 14:24, курсовая работа
Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях или для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания [3].
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы функционирования туристической деятельности….8
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг………………...…………8
1.2 Классификация туристической деятельности………………..……………10
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности…….….....13
2 Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации...17
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России……..……17
2.2 Анализ современного состояния туристической сферы в Оренбургской области…………………………………………………………………….……...19
2.3 Перспективы развития рынка туристических услуг Оренбургской области……...………………………………………………………………….…24
3 Разработка мероприятий, направленных на развитие туристского рынка Оренбургской области……………………………………………………….….30
3.1 Краткая характеристика мероприятий………………………………..……30
3.2 Экономическое обоснование мероприятий…………………………….….32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………….……………..35
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
Факультет экономики и управления
Кафедра управления персоналом, сервиса и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Технология выездного и въездного туризма»
Современный туристский рынок России и перспективы его развития (на примере Оренбургской области)
ОГУ 100103.65.8014.197 ОО
_____________Н.В. Лучко
«___»____________2014г.
__________В.А. Кукарова
«___»____________2014г.
Оренбург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг………………...…………8
1.2 Классификация туристической деятельности………………..……………10
1.3 Государственное регулирование
туристической деятельности…….…
2 Анализ состояния рынка
2.1 Современное состояние рынка
туристических услуг в России……
2.2 Анализ современного состояния
туристической сферы в
2.3 Перспективы развития рынка
туристических услуг Оренбургск
3 Разработка мероприятий, направленных
на развитие туристского рынка
Оренбургской области…………………………
3.1 Краткая характеристика
3.2 Экономическое обоснование меро
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….……………..
1 Теоретические основы
функционирования
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях или для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания [3].
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:
- туризм есть результат передвижения людей;
- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
Основными критериями туризма являются следующие [10]:
Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:
- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
- туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
-туризм — это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
Все виды потребляемых туристами продуктов или услуг можно классифицировать следующим образом:
- гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием);
- услуги бюро путешествий и туристических агентств;
- услуги экскурсионных бюро и прочие.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов [12]:
1.2 Классификация туристической деятельности
Для классификации туристической деятельности существуют разные подходы. Исходя из цели и основных мотивов путешествия, американский ученый В. Смит определяет шесть категорий туризма:
- этнический;
- культурный;
- исторический;
- экологический;
- рекреационный;
- деловой.
Украинский ученый Н. П. Крачило предложил несколько иную классификацию из шести видов туризма:
- курортно-лечебный;
-культурно-развлекательный (туристические
путешествия, проводимые с целью
ознакомления с историко-
- спортивный;
- познавательно-деловой;
- религиозный;
- промысловый.
Отечественный современный ученый В. А. Квартальнов, рассматривая поведение человека в качестве покупателя турпродукта, предлагает классифицировать рекреационную деятельность следующим образом:
- отдых, досуг, развлечение;
- познание;
- спорт и его сопровождение;
- паломничество;
- деловые цели;
- гостевые цели [4].
Обычно туризм подразделяют на два вида:
- оздоровительный («пляжный», «отпускной»);
- познавательный (экскурсионный);
- спортивный туризм.
2) деловой туризм:
- астрономический туризм;
- бизнес-туризм;
- шопинг-туризм;
- экстремальный туризм;
- индустриальный туризм;
- археологический туризм;
- гастрономический туризм;
- военный туризм;
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды:
Спортивный туризм:
- на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедные, конные и авто-мотопутешествия;
- лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах;
- пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком;
- водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории, реки как правило горные;
- парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер;
- горный туризм (альпинизм) - пешие походы в условиях высокогорья;
- спелеотуризм - путешествия по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.).;
- комбинированный туризм - путешествия, сочетающие в себе элементы различных видов туризма.
Экстремальный туризм. Существует много видов экстремального туризма [15]:
- горный туризм - передвижении группы людей по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья. (альпинизм);
- дайвинг - подводное плавание со специальным снаряжением;
- индустриальный туризм - исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного или специального назначения, а также любых оставленных (заброшенных) сооружений с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса. (например, диггерство, спелеотуризм);
- водный туризм заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг;
- пешеходный туризм - пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий и географического показателя района;
- автостоп - бесплатное передвижение на попутных машинах;
- легкоходство - направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности.
По способу передвижения:
- пешеходный туризм;
- водный туризм (сплав по рекам, рафтинг, морской каякинг, парусный туризм);
- велотуризм;
- автомобильный;
- конный туризм;
- лыжный туризм;
- мотоциклетный туризм;
- пешеходный туризм;
- космический туризм.
По цели туризм делится:
- религиозный (паломничество);
- приключенческий;
- спортивный;
- агротуризм - предполагает временное проживание туристов в сельской местности с целью отдыха;
- экотуризм - природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости;