Современный туристский рынок России и перспективы его развития (на примере Оренбургской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях или для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания [3].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы функционирования туристической деятельности….8
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг………………...…………8
1.2 Классификация туристической деятельности………………..……………10
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности…….….....13
2 Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации...17
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России……..……17
2.2 Анализ современного состояния туристической сферы в Оренбургской области…………………………………………………………………….……...19
2.3 Перспективы развития рынка туристических услуг Оренбургской области……...………………………………………………………………….…24
3 Разработка мероприятий, направленных на развитие туристского рынка Оренбургской области……………………………………………………….….30
3.1 Краткая характеристика мероприятий………………………………..……30
3.2 Экономическое обоснование мероприятий…………………………….….32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………….……………..35

Файлы: 1 файл

технология.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и управления

Кафедра управления персоналом, сервиса и туризма

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Технология выездного и въездного туризма»

 

Современный туристский рынок России и перспективы его развития (на примере Оренбургской области)

ОГУ 100103.65.8014.197 ОО

 

 

 

 

 

 

                                                                                Руководитель работы

_____________Н.В. Лучко 

«___»____________2014г.

                                                                  Исполнитель

                                                                                      Студентка гр. З10-СКСТ

__________В.А. Кукарова  

«___»____________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теоретические основы функционирования  туристической деятельности….8

1.1 Понятие, сущность и виды туристических  услуг………………...…………8

1.2 Классификация туристической  деятельности………………..……………10

1.3 Государственное регулирование  туристической деятельности…….….....13

2 Анализ состояния рынка туристических  услуг в Российской Федерации...17

2.1 Современное состояние рынка  туристических услуг в России……..……17

2.2 Анализ современного состояния  туристической сферы в Оренбургской  области…………………………………………………………………….……...19

2.3 Перспективы развития рынка  туристических услуг Оренбургской области……...………………………………………………………………….…24

3 Разработка мероприятий, направленных  на развитие туристского рынка  Оренбургской области……………………………………………………….….30

3.1 Краткая характеристика мероприятий………………………………..……30

3.2 Экономическое обоснование мероприятий…………………………….….32

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………….……………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  функционирования туристической  деятельности

 

1.1 Понятие, сущность и  виды туристических услуг

 

 

Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях или для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания [3].

Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:

- туризм есть результат передвижения людей;

- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;

- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.

Основными критериями туризма являются следующие [10]:

    1. Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства;
    2. Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6—7 дней), меньшую долю занимают 8—12-дневные поездки;
    3. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;
    4. Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму;
    5. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места [1].

Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:

- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;

- туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

-туризм — это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).

Все виды потребляемых туристами продуктов или услуг можно классифицировать следующим образом:

- гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием);

- услуги бюро путешествий и туристических агентств;

- услуги экскурсионных бюро и прочие.

В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов [12]:

  1. услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств размещения; услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно;
    1.   услуги предприятий общественного питания;
  1. услуги пассажирского транспорта: междугородные перевозки железнодорожным транспортом; перевозки дорожным транспортом; перевозки водным транспортом; перевозки воздушным транспортом; вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту; сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования; техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования;
  2. услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов: услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов;
  3. услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.;
  4. рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений: спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта; прочие услуги в области развлечений и отдыха;
  5. различные туристские услуги: финансовые услуги и страхование; прочие услуги по сдаче в аренду товаров; прочие туристские услуги [2].

 

 

1.2 Классификация туристической  деятельности

 

 

Для классификации туристической деятельности существуют разные подходы. Исходя из цели и основных мотивов путешествия, американский ученый В. Смит определяет шесть категорий туризма:

- этнический;

- культурный;

- исторический;

- экологический;

- рекреационный;

- деловой.

Украинский ученый Н. П. Крачило предложил несколько иную классификацию из шести видов туризма:

- курортно-лечебный;

-культурно-развлекательный (туристические  путешествия, проводимые с целью  ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными  достопримечательностями; посещение  музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований  и других объектов культуры);

- спортивный;

- познавательно-деловой;

- религиозный;

- промысловый.

Отечественный современный ученый В. А. Квартальнов, рассматривая поведение человека в качестве покупателя турпродукта, предлагает классифицировать рекреационную деятельность следующим образом:

- отдых, досуг, развлечение;

- познание;

- спорт и его сопровождение;

- паломничество;

- деловые цели;

- гостевые цели [4].

Обычно туризм подразделяют на два вида:

  1. рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя:

- оздоровительный («пляжный», «отпускной»);

- познавательный (экскурсионный);

- спортивный туризм.

2) деловой туризм:

- астрономический туризм;

- бизнес-туризм;

- шопинг-туризм;

- экстремальный туризм;

- индустриальный туризм;

- археологический туризм;

- гастрономический туризм;

- военный туризм;

Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды:

Спортивный туризм:

- на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедные, конные и авто-мотопутешествия;

- лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах;

- пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком;

- водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории, реки как правило горные;

- парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер;

- горный туризм (альпинизм) - пешие походы в условиях высокогорья;

- спелеотуризм - путешествия по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.).;

- комбинированный туризм - путешествия, сочетающие в себе элементы различных видов туризма.

Экстремальный туризм. Существует много видов экстремального туризма [15]:

- горный туризм - передвижении группы людей по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья. (альпинизм);

- дайвинг - подводное плавание со специальным снаряжением;

- индустриальный туризм - исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного или специального назначения, а также любых оставленных (заброшенных) сооружений с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса. (например, диггерство, спелеотуризм);

- водный туризм заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг;

- пешеходный туризм - пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий и географического показателя района;

- автостоп - бесплатное передвижение на попутных машинах;

- легкоходство - направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности.

По способу передвижения:

- пешеходный туризм;

- водный туризм (сплав по рекам, рафтинг, морской каякинг, парусный туризм);

- велотуризм;

- автомобильный;

- конный туризм;

- лыжный туризм;

- мотоциклетный туризм;

- пешеходный туризм;

- космический туризм.

По цели туризм делится:

- религиозный (паломничество);

- приключенческий;

- спортивный;

- агротуризм - предполагает временное проживание туристов в сельской местности с целью отдыха;

- экотуризм - природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости;

Информация о работе Современный туристский рынок России и перспективы его развития (на примере Оренбургской области)