Транснациональные компании в туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение туристских транснациональных компаний (далее - ТНК).
Задачи работы:
• анализ основных характеристик туристических транснациональных компаний;
• исследование экономической эффективности и определение источников глобальной конкурентоспособности ТНК в сфере туризма;

Содержание работы

ВВЕДЕНИE .………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. АНАЛИХ ОСНОВНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТНК………………………........4
1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления……………………………………………4
1.2. Особенности туристских транснациональных компаний……………………….7
1.3. Структура ТНК…………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК…………………………………………….12
2.1 Американская модель ТНК……………………………………………………….12
2.2 Немецкая модель ТНК……………………………………………………………14
2.3. Исламская модель ТНК…………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ……………………………...20
3.1. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-прибыли………………………………………………………………………………..20
3.2. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-конкурентоспособности………………………………………………………………21
3.3. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-присутствия……………………………………………………………………………22
3.4. Эффективность туристических ТНК с позиции гипер-
позицирования………………………………………………………………………...24
3.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности……………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Введение, 1 Главаааа..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

- обеспечению  прочных позиций туристкой организации  в ценовой конкуренции в глобальном масштабе;

- активной  инновационной деятельности туристских  организаций, постоянному совершенствованию  продукции;

- использованию  современных информационных технологий  для продвижения своей продукции  на рынок;

- формированию  известной торговой марки организации,  поддержанию ее имиджа, завоеванию  признания у потребителей.[6]

 

В перспективе  конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии  туризма, которые будут способны на равных бороться за потребителя  с иностранными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

1.2. Особенности туристских транснациональных компаний

 

Бандурин  В.В., Ушаков Д.С. в своей монографии исследовали основы – специфику ТНК. Можно выделить основные особенности, выделяющие ТНК из общей массы предприятий, оперирующих на внешних рынках:

    • отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутрифирменного планирования, а также операций по снабжению и сбыту, под централизованным частным контролем;
    • использование международного единичного разделения труда в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий в разных странах мира, обменивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам;
    • раздел рынков между филиалами и их централизованное технологическое обеспечение.

Также они  указывают на то, что транснационализация  производства, являющаяся первопричиной  образования ТНК, дает компаниям  ряд неоспоримых преимуществ, основными  из которых являются:

    • возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, общие для всех крупных производств, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;
    • повышение мобильности «неосязаемых» активов компании (управленческий, маркетинговый и другой опыт), которые могут быть перенесены в другие страны, при этом внешние эффекты использования этих активов не уходят за пределы компании, оставаясь ее собственностью;
    • дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или квалифицированной  рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей стороны);
    • близость к потребителям продукции иностранного филиала компании и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных компаний получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской компании и ее филиалов;
    • возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.п.;
    • способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской компании на разработке новых технологий и изделий;
    • посредством прямых инвестиций компания получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.

В последнее  десятилетие усилилась тенденция  к укрупнению ТНК, связанная, прежде всего, с увеличением числа слияний  и поглощений. Обусловлено это  несколькими причинами. Во-первых, ТНК  получают возможность наиболее оперативного и эффективного доступа на интересующие их рынки. Во-вторых, присутствие на нескольких рынках одновременно обеспечивает им большую устойчивость при ухудшении  конъюнктуры на одном или даже нескольких из них. В-третьих, крупным  транснациональным компаниям более  доступны привлекаемые ими финансовые ресурсы для обеспечения современного технологического уровня производства и возрастающих затрат на научно-исследовательские  работы. Среди других предпосылок, побуждающих  компании к слияниям и поглощениям, можно выделить стремление занять доминирующее положение на рынке и расчет на краткосрочный рост рыночной капитализации  компании, вызванный повышением цен  на ее акции.

Туристические корпорации, как видно из изложенного, – это интегрированные структуры, объединяющие широкий круг фирм, предоставляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные, банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентств в разных странах.

Во Франции, на долю 13 крупнейших туристических  корпораций приходится 50% реализуемых  туров, в Германии 3 крупнейшие туристические корпорации «TUI», «Nekkerman» и «ITS» сосредоточили в своих руках 70% рынка.[10 с. 6-12]

 

1.3. Структура  ТНК

 

С точки зрения теории систем ТНК представляют собой  открытые, сверхсложные социально-экономические  системы, функционирующие в условиях изменчивости и слабой предсказуемости внешней среды[11 с.103]. Функционирование туристической ТНК во многом определяется необходимостью их учета и оперативной адаптации к многочисленным факторам, определяющим туризм как человеческую активность и деятельность, в связи с чем ТНК должны отвечать следующим требованиям:

  • возможности прогнозирования собственного поведения в конкретных возникающих условиях;
  • способности противостоять разрушающим систему внешним и внутренним тенденциям;
  • способности изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
  • способности и стремление к целеобразованию, то есть формирование целей внутри системы[7 с.216].

Создание  эффективного управления и организационной  структуры ТНК на туристическом  рынке должно учитывать множество  специфических условий, среди которых можно выделить следующие наиболее важные:

  1. Глобализация. Деятельность ТНК явилась следствием глобальных тенденций на туристическом рынке. ТНК приобрели черты современной эволюционной формы благодаря предоставленным глобализацией туризма возможностям ведения деятельности в глобальных масштабах.

Международная компания не должна ограничиваться только производством или экспортом продукции в другие государства. Ей необходимо формировать глобальную стратегию поведения, «мыслить» в общемировых категориях потребительских предпочтений или конкурентной борьбы, формировать трансграничную цепочку создания дополнительной стоимости, принимать во внимание при этом условия конкуренции и внешней среды в десятках задействованных в корпоративном производстве стран и территорий.

  1. Открытость экономической системы ТНК. Международные туристические корпорации несмотря на их возможности оказания внешнего давления как на государства, так и на потребителей и конкурентов, должны всегда оставаться открытыми системами, формировать новые и поддерживать эффективность функционирования существующих каналов связи с представителями глобальной внешней среды. Это – залог успеха корпорации, стимул для оптимизации ее внутренних бизнес-процессов и корректировки внутренних целей. С другой стороны, корпорация должна оставаться прозрачной для потребителей и государств, разумеется, в пределах допустимых особенностями туристического бизнеса, проявлять внимание к вопросам этики бизнеса в других странах, играть активную роль в поддержке бесприбыльных структур (например, культурных, социальных и т.д.).
  2. Создание добавленной стоимости и поддержание стандартов качества работы. Максимизация экономической эффективности усилий и средств в тех сферах, где компания имеет конкурентные преимущества и возможность производить турпродукт высшего качества с минимальными издержками. Это требует не только оптимизации распределения ресурсов компании, но и перманентного мониторинга внешней среды, в особенности потребительских предпочтений на всех охваченных и перспективных региональных рынках.
  3. Ведущая роль клиента. Чем сильнее ТНК поддерживает свою клиент-ориентированность, тем прочнее ее рыночные позиции и глобальное конкурентное превосходство, поэтому постоянное отслеживание потребительских предпочтений, поддержание эффективности каналов обратной связи, концентрация усилий на максимизации удовлетворения клиентов - непременное условие успешной деятельности даже крупнейших корпораций в сфере туризма. Увеличение рыночного присутствия, капитализации или силы торговой марки корпорации не должны означать ее отрыва от нужд простых потребителей. Рост практически любой туристической компании в направлении потребительского рынка также неотъемлемое условие ее функционирования.
  4. Интеграция и перекрещивание функций. Традиционное функционирование системы управления охватывает такие отдельные его сферы, как маркетинг, производство, научные исследования и т.д. В сложных социально-экономических системах, каковыми на сегодня являются ТНК, функции должны координироваться. При таком подходе к управлению организационные структуры из пирамидальных должны превращаться в плоские (матричные) с минимальным числом уровней между высшим менеджментом туристической ТНК и непосредственными исполнителями.
  5. Гибкость. Одним из отличительных свойств ТНК в сфере туризма должно быть постоянное приспособление к динамичной внешней среде за счет, прежде всего, приверженности индивидуумам, преимущественного использования команд и стремления к диверсификации.

Оптимальная структура управления транснациональной  корпорацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны. Головная материнская компания - административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.  
В литературе указываются следующие основные организационные формы зарубежных филиалов:  
-      дочерняя компания (subsidiary) - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;  
-    ассоциированная компания (в Великобритании – associate, в США – affiliate), входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием);  
- отделение (branch) - вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК; отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолёты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года. 

 

Вывод

По содержанию данной главы, мы можем сделать выводы:

-  Основными факторами для  ТНК являются:  глобализация бизнеса,  выбор организационной формы  зарубежного предприятия, обеспечение  позиций, реклама и марка.

- Основные особенности: отрыв  от национальной почвы, раздел  рынков, использовать разницу в  валюте, способность продлевать  жизненный цикл своих технологий, легкое преодоление барьеров  при входе на рынок.

- Структура – материнская компания  с определенным количеством зарубежных  филиалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК

 

2.1 Американская модель ТНК

 

Экономический уклад и богатейший опыт знаний и  навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.

Американский  корпоративный менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской  инициативе. Прежде всего, его можно  представить как брак индивидуализма и конкуренции, заложенный в американской бизнес идеологии.

Обычно выделяют следующие факторы успеха американского  корпоративного менеджмента:

  1. Социальные навыки управленцев: умение ладить с людьми;  ярко выраженные качества лидера; способности продать идеи, продукцию;  наличие хороших наставников.
  2. Ориентация работников по отношению к критике: умение игнорировать критику тех, кто стремится умалить их достоинства; наличие духа соревнования или склонность характера к конкуренции; стремление заслужить уважение окружающих; чрезвычайная энергичность; 
    хорошая физическая форма.
  3. Моральные устои и ценности компании: честность по отношении к окружающим; социальная ответственность бизнеса.
  4. Креативность и самообучение организации: способность видеть возможности, которых не замечают другие; способность найти подходящую нишу; специализация.
  5. Капиталовложение: биржа или собственный бизнес; капиталовложения в акции открытых акционерных корпораций; наличие высококлассных консультантов по вопросам капиталовложений; умение правильно вкладывать капитал; способность быть самому себе хозяином; 
    готовность пойти на финансовый риск при имеющейся возможности получить прибыль.
  6. Дисциплина и организованность.
  7. Ориентация компании на знания и интеллект.

Эти семь факторов ложатся в основу позиционирования преуспевающих американских корпораций, в том числе и в сфере туризма. Для американского менеджера любой вид бизнеса выступает  в виде матричной  модели с вертикальными и горизонтальными связями. В основу горизонтальных связей в корпорации положены этапы управления бизнесом: менеджмент, исследование и разработка, планирование, организация, внедрение, контроль, оценка, выполнение. В вертикальных направлениях представлены, с одной стороны, теоретические знания в области естественных наук, права, экономики, социологии, психологии, а с другой стороны, бизнес-процессы: управление персоналом, управление производством и управленческие информационные системы, финансы и бухгалтерский учет, маркетинг.

Информация о работе Транснациональные компании в туристской индустрии