Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:51, курсовая работа
Цель работы – изучение туристских транснациональных компаний (далее - ТНК).
Задачи работы:
• анализ основных характеристик туристических транснациональных компаний;
• исследование экономической эффективности и определение источников глобальной конкурентоспособности ТНК в сфере туризма;
ВВЕДЕНИE .………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. АНАЛИХ ОСНОВНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТНК………………………........4
1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления……………………………………………4
1.2. Особенности туристских транснациональных компаний……………………….7
1.3. Структура ТНК…………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК…………………………………………….12
2.1 Американская модель ТНК……………………………………………………….12
2.2 Немецкая модель ТНК……………………………………………………………14
2.3. Исламская модель ТНК…………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ……………………………...20
3.1. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-прибыли………………………………………………………………………………..20
3.2. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-конкурентоспособности………………………………………………………………21
3.3. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-присутствия……………………………………………………………………………22
3.4. Эффективность туристических ТНК с позиции гипер-
позицирования………………………………………………………………………...24
3.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности……………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29
- обеспечению
прочных позиций туристкой
- активной
инновационной деятельности
- использованию
современных информационных
- формированию
известной торговой марки
В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных бороться за потребителя с иностранными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
1.2. Особенности туристских транснациональных компаний
Бандурин В.В., Ушаков Д.С. в своей монографии исследовали основы – специфику ТНК. Можно выделить основные особенности, выделяющие ТНК из общей массы предприятий, оперирующих на внешних рынках:
Также они указывают на то, что транснационализация производства, являющаяся первопричиной образования ТНК, дает компаниям ряд неоспоримых преимуществ, основными из которых являются:
В последнее
десятилетие усилилась
Туристические корпорации, как видно из изложенного, – это интегрированные структуры, объединяющие широкий круг фирм, предоставляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные, банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентств в разных странах.
Во Франции, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в Германии 3 крупнейшие туристические корпорации «TUI», «Nekkerman» и «ITS» сосредоточили в своих руках 70% рынка.[10 с. 6-12]
1.3. Структура ТНК
С точки зрения теории систем ТНК представляют собой открытые, сверхсложные социально-экономические системы, функционирующие в условиях изменчивости и слабой предсказуемости внешней среды[11 с.103]. Функционирование туристической ТНК во многом определяется необходимостью их учета и оперативной адаптации к многочисленным факторам, определяющим туризм как человеческую активность и деятельность, в связи с чем ТНК должны отвечать следующим требованиям:
Создание эффективного управления и организационной структуры ТНК на туристическом рынке должно учитывать множество специфических условий, среди которых можно выделить следующие наиболее важные:
Международная компания не должна ограничиваться только производством или экспортом продукции в другие государства. Ей необходимо формировать глобальную стратегию поведения, «мыслить» в общемировых категориях потребительских предпочтений или конкурентной борьбы, формировать трансграничную цепочку создания дополнительной стоимости, принимать во внимание при этом условия конкуренции и внешней среды в десятках задействованных в корпоративном производстве стран и территорий.
Оптимальная
структура управления транснациональной
корпорацией должна обеспечивать бесперебойное
руководство материнской компании своими
зарубежными филиалами и в то же время
давать возможность менеджерам зарубежных
филиалов самостоятельно принимать решения
по удовлетворению спроса потребителей
с учетом специфики местного рынка и в
соответствии с законодательством принимающей
страны. Головная материнская компания
- административный центр всей системы
предприятий ТНК. В ее функции обычно входит
принятие решений о слиянии с другими
компаниями, приобретении новых фирм и
ликвидации неэффективных подразделений;
формирование долгосрочной производственной,
инвестиционной и финансовой политики
филиалов и корпорации в целом; контроль
над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.
В литературе указываются следующие основные
организационные формы зарубежных филиалов:
- дочерняя компания (subsidiary) - входящее
в систему ТНК предприятие в принимающей
стране, в котором головная компания имеет
право решающего голоса в силу владения
более половиной акций с правом решающего
голоса и назначает руководителей этого
предприятия;
- ассоциированная компания (в Великобритании
– associate, в США – affiliate), входящее в систему
ТНК предприятие в принимающей стране,
в котором головная компания владеет не
менее 10%, но и не более 50% акций (головная
компания не контролирует, но принимает
участие в контроле над этим предприятием);
- отделение (branch) - вид зарубежного филиала,
которым головная компания владеет полностью
или он является частью совместного предприятия
ТНК; отделения могут иметь форму представительства
головной компании за рубежом; партнёрства,
в том числе с местными предпринимателями;
движимого имущества (корабли, самолёты,
газо- или нефтедобывающие платформы),
принадлежащего головной компании и функционирующего
за границей не менее одного года.
Вывод
По содержанию данной главы, мы можем сделать выводы:
- Основными факторами для
ТНК являются: глобализация бизнеса,
выбор организационной формы
зарубежного предприятия,
- Основные особенности: отрыв
от национальной почвы, раздел
рынков, использовать разницу в
валюте, способность продлевать
жизненный цикл своих
- Структура – материнская
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК
2.1 Американская модель ТНК
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.
Американский корпоративный менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить как брак индивидуализма и конкуренции, заложенный в американской бизнес идеологии.
Обычно выделяют следующие факторы успеха американского корпоративного менеджмента:
Эти семь факторов ложатся в основу позиционирования преуспевающих американских корпораций, в том числе и в сфере туризма. Для американского менеджера любой вид бизнеса выступает в виде матричной модели с вертикальными и горизонтальными связями. В основу горизонтальных связей в корпорации положены этапы управления бизнесом: менеджмент, исследование и разработка, планирование, организация, внедрение, контроль, оценка, выполнение. В вертикальных направлениях представлены, с одной стороны, теоретические знания в области естественных наук, права, экономики, социологии, психологии, а с другой стороны, бизнес-процессы: управление персоналом, управление производством и управленческие информационные системы, финансы и бухгалтерский учет, маркетинг.
Информация о работе Транснациональные компании в туристской индустрии