Транснациональные компании в туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение туристских транснациональных компаний (далее - ТНК).
Задачи работы:
• анализ основных характеристик туристических транснациональных компаний;
• исследование экономической эффективности и определение источников глобальной конкурентоспособности ТНК в сфере туризма;

Содержание работы

ВВЕДЕНИE .………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. АНАЛИХ ОСНОВНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТНК………………………........4
1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления……………………………………………4
1.2. Особенности туристских транснациональных компаний……………………….7
1.3. Структура ТНК…………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК…………………………………………….12
2.1 Американская модель ТНК……………………………………………………….12
2.2 Немецкая модель ТНК……………………………………………………………14
2.3. Исламская модель ТНК…………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ……………………………...20
3.1. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-прибыли………………………………………………………………………………..20
3.2. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-конкурентоспособности………………………………………………………………21
3.3. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-присутствия……………………………………………………………………………22
3.4. Эффективность туристических ТНК с позиции гипер-
позицирования………………………………………………………………………...24
3.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности……………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Введение, 1 Главаааа..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

Концепция работы мусульманской компании в полной мере распространяются и на туристическое  производство. Туризм признан в исламе не только разрешенным, но и приоритетным видом деятельности из-за его позитивного  воздействия, прежде всего, на условия  жизни общества. Путешествия признаны духовным благом, а следовательно, как  расходы мусульманина на совершение поездок, так и деятельность, связанная  с их организацией или приемом  иностранных туристов не могут считаться  запретными, хотя существует и ряд  традиционных для исламской религии  ограничений и запретов, актуальных для сферы современного туристического производства.

Основными принципами внутрикорпоративных отношений  в исламских компаниях выступают:

  • большая степень  самостоятельности структурных подразделений   в принятии решений в рамках своей компетенции;
  • приоритет принципа автономии во взаимодействии подразделения и центрального правления;
  • высокая степень ответственности (равная степени ответственности непосредственного исполнителя стратегического решения – структурного подразделения) Правления;
  • узкая специализация структурного подразделения, основанная в том числе и на экономических положениях Каирской декларации прав человека в исламе (1990 год);
  • наличие постоянно действующей и эффективной обратной связи между Правлением корпорации и структурными группами.

Основное  содержание корпоративного управления на исламском туристическом рынке  практически не отличается от традиционного  западного. Мусульманские корпорации по своей организационной структуре, методам и принципам как внутреннего  управления, так и стратегирования  внешней политики оказались даже в более выгодном положении, нежели американские или европейские. Так, если западные компании доходили до партнерства  и объединения цепочек создания ценностей; образования сетевой, плоской  структуры корпорации с низким уровнем  централизации; поиска новых форм взаимодействия центрального аппарата ТНК и ее структурных  групп  эволюционным путем, трансформируясь  под воздействием рыночных факторов, порой теряя лучших представителей отрасли, не желавших перестраиваться  и меняться, оставаясь в духе рынка  и времени, то мусульманским корпорациям  данные «достижения» Запада во многом специфичны, благодаря, прежде всего, особенностям ислама как религии и норм шариата  как единственной правовой основы  жизни (в том числе и ее экономической  стороны) в мусульманских странах.  Более того, как уже было обозначено выше, разрешенные шариатом формы  финансовой деятельности и партнерства  в бизнесе способствуют укрупнению и транснационализации компаний в различных отраслях деятельности гораздо больше, нежели индивидуализм  и либеральные ценности западной экономической доктрины. [10 c.67-89]

 

 

Вывод

По содержанию данной главы, мы можем сделать выводы:

- Американская  модель основана на экономическом укладе и богатейшем опыте знаний и навыков, приемов и методов. Она представляется в пяти аспектах: стратегическом, социальном, функциональном, управленческом, профессиональном.

- Немецкая  модель - корпоративного типа. Отличительная  черта - высокая концентрация акционерного капитала.

- Исламская  модель основывается на этике. Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана. В целом не отличается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ

В результате воздействия  синергетических эффектов транснационализации, корпорация приобретает комплекс глобальных конкурентных преимуществ, которые  можно называть с приставкой «гипер-»  и рассматривать в рамках модели экономической эффективности ТНК  – «6Н» (от англ. «hyper»). Это подразумевает, во-первых, глобальный масштаб этих конкурентных преимуществ, то есть способность компании использовать их на любом региональном или мировом туристическом рынке планеты; во-вторых, колоссальные возможности, которые предоставляют данные преимущества транснациональной компании в ее стратегической или тактической деятельности; в-третьих, низкую вероятность достижения аналогичных конкурентных преимуществ малыми или средними предприятиями туристической отрасли. Среди 6Н современной транснациональной туристической корпорации можно выделить: гипер-прибыль, гипер-конкурентоспособность, гипер-присутствие, гипер-позиционирование, гипер-мобильность и гипер-перспективность. Рассмотрим основные гипер-преимущества туристических ТНК.

3.1. Экономическая  эффективность туристических ТНК  с позиции гипер-прибыли

 

Гипер-прибыль туристической ТНК складывается, прежде всего, из возможности корпорации концентрировать в собственном производственном процессе возникающий эффект туристического мультипликатора в полном объеме.

Туристический мультипликатор возникает вследствие того, что средства, затрачиваемые  туристом, распределяются между  субъектами туристического рынка уровень за уровнем – от производителя конечного туристического продукта к производителям туристических услуг – компонент турпродукта (например, от принимающих туроператоров к собственно отелям, перевозчикам, ресторанам и т.д.) за вычетом причитающейся туроператору доли, размер которой зависит от склонности туроператора к накоплению (чем она выше, тем, следовательно, меньшая часть уплаченной туристом суммы переходит на второй уровень – к поставщикам туристических услуг).

В свою очередь, поставщики туристических услуг  тоже самостоятельно распоряжаются  полученными от туроператора средствами, но не в последнюю очередь будут рассчитываться уже по своим счетам (например, перед коммунальными службами, собственными работниками и поставщиками). Следовательно, уплаченная туристом сумма, постепенно уменьшаясь (на величину, которую характеризует склонность субъектов туристического рынка к накоплениям) будет переходить от туроператора к поставщикам и далее к прочим субъектам хозяйствования, создавая им выручку на каждом этапе[2 с.73].

В случае же транснациональной туристической  корпорации сложится ситуация, при которой все создаваемые разовым расходованием средств туриста «волны дохода» будут концентрироваться в рамках одного субъекта хозяйствования – ТНК. Действительно, если современная туристическая ТНК в своей структуре имеет  собственного туристического оператора,  агентскую сеть, гостиничные предприятия, перевозчиков, экскурсионные компании и предприятия общественного питания, можно предположить, что движение средств между уровнями поставщиков (от турагентов через туристического оператора к непосредственным производителям туристического продукта), свойственное для традиционного туристического производства, в рамках ТНК будет представлять собой финансовые потоки между структурными группами и дивизионами корпорации.

Если учесть, что создаваемая расходами туристов «волна прибыли», не только способствует росту накоплений каждого вовлеченного в туристическое производство звена или уровня, но и активизирует его собственный спрос на товары и услуги более нижестоящих поставщиков, можно представить значение всех создаваемых «волн прибыли» в совокупности для одной компании.

Возможность управления всем эффектом туристического мультипликатора в транснациональных  корпорациях способствует увеличению финансовых показателей корпорации за счет, прежде всего, ее оборотных средств, и представляет тем самым первый источник для ее гипер-прибыли.

Вторым важнейшим  источником гипер-прибыльности туристических  корпораций, является их способность  одновременно или поочередно реализовывать  в собственном корпоративном  развитии эффективные стратегии, нацеленные на максимизацию доходности своей производственной деятельности. В современном управлении выделяется несколько моделей получения  прибыли, реализация которых требует  расходования определенного количества ресурсов компании, причем не только материальных, но и таких как время и маркетинговые  возможности. Туристические транснациональные  корпорации имеют преимущества во всех существующих в современном менеджменте  стратегиях, направленных на получение  прибыли и перевод компании в  так называемую «зону перманентного  дохода»[10 с.217-231]:

    • Модель стабилизации прибыли компании на потребительских решениях;
    • Модель прибыли на основе формирования пирамиды продукции;
    • Модель прибыли на основе многокомпонентной структуры;
    • Модель прибыли опережающего типа;
    • Модель многократной прибыли;
    • Модель прибыли предпринимательского типа;
    • Модель прибыли на основе первоначально сформированной базы потребителей;
    • Модель прибыли, основанная на региональном лидерстве.

3.2. Экономическая  эффективность туристических ТНК  с позиции гипер-конкурентоспособности

 

 

Истоки гипер-конкурентоспособности  туристических ТНК, прежде всего, в  их возможности достигать более  оптимального соотношения цены и  качества производимого туристического продукта. Как известно, туристические ТНК в состоянии достигать наименьшей стоимости производимого туристического продукта вследствие воздействия эффекта масштаба в туристическом производстве, сокращения трансакционных издержек, а также возможности осуществления более эффективного налогового планирования с использованием инструментов трансфертного ценообразования и учетом различий в налоговых режимов различных государств и территорий мира, вовлеченных в транснациональный процесс туристического производства. С другой стороны, туристические ТНК имеют возможность для наращивания качества своего туристического продукта, прежде всего, путем исключения из производственного процесса полностью независимых и самостоятельных в реализации экономической стратегии субъектов рынка. ТНК создает туристический продукт целиком и полностью за счет собственных, ставших внутрикорпоративными ресурсов и факторов производства, распространяет единые стандарты как туристического обслуживания, так и организации производственного процесса, что в целом существенно увеличивает гарантии предоставления качественных услуг потребителям и снижает вероятность сбоев и нестыковок в процессе обслуживания потребителей.

Таким образом, транснациональные корпорации в  отрасли туризма достигают гипер-конкурентоспособности  своего предложения, активно используя  сразу два важнейших в этом деле инструмента – оптимизацию  цены и наращивание качества.

Вторым источником гипер-конкурентоспособности туристических  ТНК можно считать возможность  эффективно сочетать в производственном процессе конкурентоспособность не отдельных поставщиков, а целых  государств, например, туристических  дестинаций.

Наконец, третьим  источником гипер-конкурентоспоосбности  современных туристических ТНК  можно считать их безусловное  технологическое лидерство в  глобальном масштабе. Технология является ключевым фактором туристического производства, что подтверждают многочисленные исследования второй половины ХХ века.[10 с.231-241]

Технологии  производства туристического продукта представляют собой совокупность знаний,  опыта и методик, систематизированных,  алгоритмизированных, но с определенной возможностью креативности, способных  к использованию в процессе производства туристического продукта.

3.3. Экономическая  эффективность туристических ТНК  с позиции гипер-присутствия

 

Причинами гипер-присутствия  ТНК можно считать, прежде всего, глобальность управляемых ими брендов, непосредственный доступ к ресурсам, необходимым для туристического производства, а также существование  эффективных коммуникаций с непосредственными  потребителями наиболее перспективных  с точки зрения продажи туристического продукта рынков.

Европейскими  специалистами давно установлено, что массовое сознание тяготеет к  определенным системам образов, применение которых в продвижении услуг или товаров производителем способно скорректировать потребительское поведение и направить его в выгодное для самого производителя русло.

С развитием  туристического рынка существенным фактором формирования потребительских  предпочтений становится наличие (или  отсутствие) у туристической услуги имени (торговой марки), известного в  потребительской среде. Торговая марка  предполагает реализацию некоторой  философии внедрения данного  имени с использованием мероприятий  в сфере комплекса маркетинговых  коммуникаций, направляющих на целевую  группу потребителей информацию, адекватную потребительским ожиданиям, предпочтениям  и социальным установкам.

Бренд –  есть технология создания и продвижения  определенного визуального образа, имени, данных производителя о своей  услуге. Применение бренда направлено на[4 c.105]:

    • формирование потребительской идентификации услуг, имеющих торговую марку, среди прочих предложений на туристическом рынке;
    • обеспечение возможности создания лояльных к бренду сегментов потребительского рынка, не способных рационально воспринимать и оценивать конкурирующие предложения;
    • расширение ассортимента предлагаемых услуг, включенных в общий бренд (имеющих аналогичную торговую марку), наделяя их при этом характерными для всего бренда конкурентными преимуществами;
    • обеспечение перспективной возможности ухода от ценовой конкуренции и перехода на более высокий уровень – конкуренции между торговыми марками;
    • укрепление корпоративного имиджа и рыночных позиций;
    • реальное уменьшение затрат на маркетинг и продвижение новых услуг, в случае их включения в уже известных широкому кругу потребителей бренд.

Информация о работе Транснациональные компании в туристской индустрии