Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1
Современное состояние
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование
Астраханского туристского
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45
Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая существенно влияет на развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Особенных успехов мировой
туризм достиг за последние 30 лет, когда
число международных туристов возросло
в четыре раза, а валютные доходы
увеличились в 25 раз. На эту сферу
приходится более 10% мирового валового
национального продукта, более 6% мировых
инвестиций, каждое 10-е рабочее место,
12% мировых потребительских
Актуальность работы состоит в том, что туризм во всем мире является перспективной областью мировой и отечественной экономики. Для некоторых стран туризм и его развитие является жизненно-важной отраслью экономики и от развития этой области полностью зависит благосостояние жителей таких государств. Для России туризм естественно имеет более низкое экономическое значение, но отрасль так же является важной отраслью, особенно для крупных городов.
Туризм оказывает огромное
влияние на такие ключевые
секторы экономики, как
Сфера туризма – давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Следовательно, перед российской
индустрией туризма встает проблема
поиска таких методов построения
эффективной системы
Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. составил более 1 трлн. туристов. На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.
В связи с тем,
что туризм является
Однако в России же в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. Современное состояние туризма в России говорит о том, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока.
В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, можно назвать: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.
Вместе с тем, с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны, что отрицательно влияет на экономику России.
Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
Объектом курсовой работы является мировой и российский туристический рынок.
Туризм в России имеет давнюю историю, однако его современное состояние во многом зависит от перспектив развития международного туризма, его потенциала, а также та сферы взаимодействия государства, турфирмы и туриста.
Ряд исследователей рассматривает
туризм не как отрасль, а как группу
связанных отраслей: совокупность гостиниц
и иных средств размещения; средств
транспорта; объектов общественного
питания; объектов и средств развлечения;
объектов познавательного, делового, оздоровительного,
спортивного и иного
Одно из первых определений индустрии туризма было дано Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г., согласно которому «индустрия туризма — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц».
Вице-президент Академии Биржакова М.Б туризма полагает, что «туризм — это:
1) особый массовый род
путешествий с четко
2) деятельность по организации
и осуществлению (
Если руководствоваться
данными определениями туризма,
Российские специалисты в области туризма считают, что современная индустрия туризма — это группа производств, обеспечивающих удовлетворение потребностей при временном перемещении людей с любой целью, кроме занятий профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемой стране.
Туристская индустрия
— совокупность гостиниц и
иных средств размещения, средств
транспорта, объектов общественного
питания, объектов и средств
развлечения, объектов
На Уругвайском раунде ГАТТ 1994 года было разработано определение туризма, которое включает в себя следующие виды деятельности и услуги:
Известным определением туризма является формулировка, данная профессором Лейпером (Новая Зеландия) в 1979 г., в которой он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов: географические элементы, туристы, туристская индустрия. Географические элементы в свою очередь подразделяются на регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации.
Сегодня туризм и экономика тесно взаимосвязаны друг с другом. А экономические факторы могут влиять как положительно, так и отрицательно на развитие туризма.
Туризм все же в целом
влияет на жизнь общества и воздействует
на экономику, в которой он развивается.
На жизнь общества он оказывает гуманитарное,
социальное и экономическое значение.
Также он является катализатором
экономического роста и способствует
перераспределению валового продукта,
характеризуется высоким
Создание туристического
предприятия приносит значительную
выгоду, так как клиентам за их счет
предоставляются все
Туризм также способствует значительному притоку иностранной валюты. Причем доходы от нее поступают не только от оплаты тура, но и в виде курсовой разницы при обмене валютных средств в обменных пунктах туристического центра или на оплату дополнительных услуг.
Выгоды от туризма очевидны. Это и рост реального дохода, в результате которого потребители получают больше денег, и, соответственно, увеличивается спрос на отдых. И чем равномернее распределяются доходы в обществе, тем большее число людей сможет воспользоваться услугами туроператора. Стабильное же положение валюты поможет легче спланировать отдых. 1