Туризм как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

kursovaya_ekonomika.docx

— 559.40 Кб (Скачать файл)

Один из самых актуальных и острых вопросов развития астраханской туристической отрасли, по мнению главы  Ростуризма Александра Радькова, перспективы  круизного туризма на Каспии. Что  требуется? Строительство современных  круизных судов. Создание развитой портовой инфраструктуры. Строительство стоянок  и баз для яхт. Приведение в  порядок пляжей. Подготовка квалифицированных  кадров и унификация визового режима для участников круизов. А для  этого, возможно, стоит начать с создания Координационного совета по развитию туризма в Прикаспийском регионе  с участием представителей пяти прикаспийских  стран. А также сформировать единый узнаваемый турпакет на Каспии, систему  его продвижения на рынок, установить прочное партнерство с профильными  туроператорами и начать строительство  соответствующей запросам потенциального клиента инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

Приведем небольшую статистику по Астраханской области.

Статистическая информация по субъектам Российской Федерации 

за 2011 год*

 

 

Число гостиниц и аналогичных  средств размещения

Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.

Численность размещенных  в коллективных средствах размещения, тыс. человек 

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. рублей

 Астраханская область

82

468,5

154,0

517,9

       

 

Вполне не плохая прибыль и число  туристов, но все же это меньше, чем  в других регионах России:


Волгоградская область

119

608,6

380,6

862,3



Московская область

129

3056,3

1857,9

3894,0



Краснодарский край

633

2898,6

2496,1

14584,2


 

Ростовская область

205

998,6

644,1

1474,3


 

г.Санкт-Петербург

254

4970,1

2349,2

9153,1

       

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития туризма в России

 

Развитие туристической  деятельности является одним из приоритетных вопросов развития экономики Российской Федерации. Государство, признавая  туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

  • содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • содание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями  государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и  развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование  туристской деятельности осуществляется путем:

  • создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
  • содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
  • установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • сздания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
  • налогового и таможенного регулирования;
  • содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • обеспечения картографической продукцией;
  • иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопросы формирования государственной  политики и единого туристского  пространства России стали обсуждаться  на экономических и туристских форумах (Петербургский, Байкальский, Дальневосточный, Московский) и научно-практических конференциях различного уровня. Вместе с тем, в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо существенное отставание туристской отрасли от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, законодательного обеспечения туристской деятельности. Государство, к сожалению пока не в полном объеме осуществляет разработку стратегических ориентиров развития отрасли.

Остро стоит необходимость  поддержания сохранности и обеспечения  доступности природного и культурного  наследия народов Российской Федерации, как важного условия развития туризма, а также приведения в  соответствие федеральных, региональных и муниципальных правовых нормативных  актов, связанных с ограничениями  доступа туристов на природные территории.

Эффективное развитие туристской сферы в Российской Федерации  сдерживается наличием следующих факторов:

  • несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей отдельные аспекты туристской деятельности. В Российской Федерации нет законодательного акта, который бы регулировал основу туристкой деятельности - гостиничное обслуживание. В результате организациям гостиничного комплекса приходится пользоваться различными нормативными правовыми актами, в том числе Гражданским кодексом РФ, подзаконными актами, а также сложившимися деловыми обычаями в гостиничном деле;
  • недостаточное использование позитивного мирового опыта в области дифференцированного налогообложения туристской отрасли, что приводит к оттоку огромных средств из России в туристический комплекс ряда зарубежных стран;
  • значительный моральный и физический износ существующей материальной базы (в том числе транспортных средств, осуществляющих туристские перевозки - автобусов, самолетов, ж/д транспорта, речных судов), недостаточное развитие туристской инфраструктуры в большинстве регионов страны, в том числе сопутствующей - транспортной, общественного питания, индустрии развлечений и др.;
  • постоянное удорожание стоимости турпакета, в том числе за счет резкого увеличения тарифов на коммунальные услуги, роста цен на авиа - и железнодорожные билеты, а также на другие предоставляемые туристам услуги;
  • малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта, высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
  • отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
  • низкий платежеспособный спрос населения;
  • дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, низкое качество оказываемых туристских услуг;
  • отсутствие системы обеспечения безопасности, статистики несчастных случаев в туризме и их анализа, защиты личности и собственности в сфере туристской деятельности, в том числе - за счет общепринятых в мировой практике страхования механизмов;
  • недостаточность статистических данных о состоянии, развитии туризма и его мультипликативного эффекта на экономику регионов и страны;
  • отсутствие полноценного страхования туристов, совершающих поездки по территории России, от рисков, общепринятых в мировой практике страхования;
  • отсутствие активного имиджевого позиционирования России как туристской державы на внутреннем и международном рынках и, как следствие, обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;
  • недостаток механизмов поддержки развития социального туризма;
  • отсутствие инфраструктуры для путешествий и отдыха инвалидов и пожилых людей (турникеты, дорожки, специально оборудованные туалеты и др.).

Таким образом, системная  проблема состоит в том, что при  сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности  России на мировом туристском рынке  возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и  увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Нормы законодательства о  туристской деятельности тесно переплетаются  с правовыми нормами, регулирующими  вопросы правового положения  иностранных граждан, миграционного  учета, вопросами выезда за пределы  территории Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию и  другими вопросами государственной  миграционной политики. В связи с  этим принятие государством решений  в данной сфере должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов  развития въездного туризма, а также  интересов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Требования динамики развития туристского рынка обусловливают  необходимость постоянного совершенствования  законодательных актов сферы  туризма, а также мониторинга  смежного законодательства, влияющего  на состояние туристской индустрии.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и  серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве  средств размещения и иных объектов туристского использования.

Вместе с тем предложения  по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием  нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии  развлечений, объекты туристского  показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать  как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие  туристских ресурсов, условий для  кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и  экономической целесообразностью.

В настоящее время находится  в стадии разработки новый образовательный  стандарт "Туризм", рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствует  образовательный стандарт "Гостиничный  бизнес", в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует  мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса  в специалистах различного профиля. При видимости большого количества учебной литературы по туризму качество подавляющего большинства учебных  пособий не выдерживает критики.

Главными препятствиями  для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья внаем под гостиничное использование).

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом  туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются

  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
  • активные виды туризма, такие, как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
  • специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный, и др.;
  • круизный - морские и речные круизы, в которых в 2011 г. участвовало более 12 млн. туристов;
  • деловой туризм (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского  продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие  виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, паломнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка  особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой  и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

В большинстве развитых стран  существует понятие социального  туризма. Суть его – сделать отдых  доступным для всех категорий  граждан. Как показывает мировой  опыт, это возможно сделать только при условии применения определенных государством механизмов, в том числе  налоговых рычагов, чтобы те, кто  организует отдых, в том числе  работодатели, могли их использовать и предложить возможность отдохнуть  для людей с низким уровнем  дохода, в том числе студентам, многодетных семьям, пенсионерам.

Информация о работе Туризм как экономическое явление