Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45
Один из самых актуальных
и острых вопросов развития астраханской
туристической отрасли, по мнению главы
Ростуризма Александра Радькова, перспективы
круизного туризма на Каспии. Что
требуется? Строительство современных
круизных судов. Создание развитой портовой
инфраструктуры. Строительство стоянок
и баз для яхт. Приведение в
порядок пляжей. Подготовка квалифицированных
кадров и унификация визового режима
для участников круизов. А для
этого, возможно, стоит начать с создания
Координационного совета по развитию
туризма в Прикаспийском
Приведем небольшую статистику по Астраханской области.
Статистическая информация по субъектам Российской Федерации
за 2011 год*
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
Число ночевок в гостиницах
и аналогичных средствах |
Численность размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек |
Объем платных услуг гостиниц
и аналогичных средств | |
Астраханская область |
82 |
468,5 |
154,0 |
517,9 |
|
Вполне не плохая прибыль и число туристов, но все же это меньше, чем в других регионах России:
Волгоградская область |
119 |
608,6 |
380,6 |
862,3 |
Московская область |
129 |
3056,3 |
1857,9 |
3894,0 |
Краснодарский край |
633 |
2898,6 |
2496,1 |
14584,2 |
Ростовская область |
205 |
998,6 |
644,1 |
1474,3 |
г.Санкт-Петербург |
254 |
4970,1 |
2349,2 |
9153,1 |
|
Развитие туристической деятельности является одним из приоритетных вопросов развития экономики Российской Федерации. Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
Вопросы формирования государственной политики и единого туристского пространства России стали обсуждаться на экономических и туристских форумах (Петербургский, Байкальский, Дальневосточный, Московский) и научно-практических конференциях различного уровня. Вместе с тем, в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо существенное отставание туристской отрасли от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, законодательного обеспечения туристской деятельности. Государство, к сожалению пока не в полном объеме осуществляет разработку стратегических ориентиров развития отрасли.
Остро стоит необходимость
поддержания сохранности и
Эффективное развитие туристской сферы в Российской Федерации сдерживается наличием следующих факторов:
Таким образом, системная
проблема состоит в том, что при
сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности
России на мировом туристском рынке
возможности развития отечественного
туристского рынка будут
Нормы законодательства о
туристской деятельности тесно переплетаются
с правовыми нормами, регулирующими
вопросы правового положения
иностранных граждан, миграционного
учета, вопросами выезда за пределы
территории Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию и
другими вопросами
Требования динамики развития
туристского рынка
К наиболее значимым проблемам,
требующим пристального внимания и
серьезного подхода к их решению,
относятся недостаточное
Вместе с тем предложения
по развитию туристской инфраструктуры
не могут ограничиваться только созданием
нового и реконструкцией существующего
гостиничного фонда. Следует отметить
важность комплексного развития туристской
инфраструктуры, включающей в себя
не только широкомасштабное строительство
новых средств размещения, но и
сопутствующую инфраструктуру (транспорт,
предприятия питания, индустрии
развлечений, объекты туристского
показа и др.). Размещение вновь возводимых
туристских комплексов должно учитывать
как параметры туристского
В настоящее время находится в стадии разработки новый образовательный стандарт "Туризм", рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствует образовательный стандарт "Гостиничный бизнес", в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. При видимости большого количества учебной литературы по туризму качество подавляющего большинства учебных пособий не выдерживает критики.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья внаем под гостиничное использование).
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, паломнический, учебный, научный и др.).
Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.
Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.
В большинстве развитых стран существует понятие социального туризма. Суть его – сделать отдых доступным для всех категорий граждан. Как показывает мировой опыт, это возможно сделать только при условии применения определенных государством механизмов, в том числе налоговых рычагов, чтобы те, кто организует отдых, в том числе работодатели, могли их использовать и предложить возможность отдохнуть для людей с низким уровнем дохода, в том числе студентам, многодетных семьям, пенсионерам.