Туризм как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

kursovaya_ekonomika.docx

— 559.40 Кб (Скачать файл)

1. Подготовить предложения  и разработать государственные  антикризисные программы поддержки  российского туризма федерального, регионального, муниципального уровней,  в которых предусмотреть следующие  меры: стимулирование потребительского  спроса, снижение цен на турпродукт, преференции для инвесторов, снижение  налоговой ставки с 15% до 5% по  упрощенному режиму налогообложения  и др.), а также поддержку субъектов  малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих деятельность по  развитию внутреннего и въездного туризма.

2. Продолжить работу, направленную  на повышению эффективности работы  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

3. Продолжить работу по  финансированию и созданию условий  для развития современного конкурентоспособного  туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, оптимально учитывая интересы всех участников и способствуя привлечению российских и зарубежных инвестиций посредством реализации действующих и разработки новых федеральных целевых программ.

4. Подготовить предложения,  направленные на повышение ответственности  туроператоров, прозрачности работы  предприятий и организаций туристской  сферы, обеспечение защиты прав  потребителей туристских продуктов,  безопасности и качества туристских услуг.

5. Разработать меры по  развитию социального туризма  для детей, студентов и пожилых  граждан. Следует учитывать, что  детский и молодежный туризм  является не только индустрией  развлечения и отдыха, но и  важнейшей политической составляющей  нашей жизни, имеет большое  значение для патриотического  воспитания подрастающего поколения.

6. Поддержать разработку  мер по повышению безопасности  российских туристов, как в России, так и за рубежом, но при  этом не усугублять положение  малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

7. Разработать и принять  федеральные законы «О социальном  туризме», принятие которого позволит  вовлечь в сферу туризма миллионы  российских семей, людей с ограниченными  физическими возможностями, привлечь  дополнительные инвестиции в  инфраструктуру туризма, способствовать  формированию новых рабочих мест, пополнению местных и региональных  бюджетов и «О детском и  юношеском туризме», реализация  которого способствовала бы физическому,  духовному и патриотическому  воспитанию молодежи.

8. Создать национальную  систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации  кадров, (в т.ч. высвобождаемых  в результате кризиса) для работы  в сфере туризма, что должно  способствовать улучшению качества  обслуживания в туристической  индустрии. Для этого необходимо  построение системы мониторинга  профессионально-квалификационной  структуры потребности индустрии  туризма в рабочей силе, рассматриваемой как форма государственного регулирования с расширением возможности подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства и системе среднего специального образования.

9. Разработать новые, более современные профессиональные стандарты, учитывающие необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющиеся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ. Чтобы повысить роль профессиональных стандартов необходимо создать нормативно-правовое обеспечение их внедрения путем закрепления правового статуса стандарта в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности".

Внедрение профессиональных стандартов будет способствовать обеспечению  взаимосвязи рынка труда и  профессионального образования, определению  качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а  также сформирует основу для сертификации персонала, как средства повышения  качества рабочей силы, и способствующей созданию условий равного доступа  граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда.

10. Принять меры по снижению  тарифов на пассажирские перевозки  с учетом падения цен на  энергоносители, введению более  гибкой системы ценообразования  и политики агентских продаж  на авиационном и железнодорожном  транспорте (более широкое применение  групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения).

11. Формировать программы  событийного туризма (конгрессы,  фестивали, конкурсы, праздники и  т.д.), разработать план ключевых, "знаковых" событий года, и широко  представлять информацию о туристских  возможностях страны и субъектов  Российской Федерации (Интернет, СМИ и др.).

12. Совершенствовать и  расширять исследования по мониторингу,  анализу и прогнозированию туристского  рынка Российской Федерации, используя  Международный опыт оценки экономической  роли туризма, закреплённой в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связанной с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента сателлитных (вспомогательных) счетов.

13. Организовать серию  туристических медиа-форумов как  в России, так и за рубежом,  для объединения усилий российских  СМИ при продвижении внутреннего  и въездного туризма, активно  использовать возможности сети  Интернет для изучения мирового  опыта продвижения туристского  потенциала, разработать рекомендации  по созданию национального туристского  портала, ориентированного на  развитие внутреннего и въездного  туризма.

14. Разработать предложения  по формированию правовых основ  функционирования единой автоматизированной  информационной системы учета  реализации туристского продукта  на территории Российской Федерации.

15. Разработать механизмы  стимулирования внедрения инноваций,  в том числе технологий ресурсо-  и энергосбережения, повышения экологической  эффективности в сфере туризма и смежных отраслях.

16. Принять меры по созданию  условий для разработки и продвижения  интегрированных турпродуктов совместно  с другими странами СНГ, Европы и др.

17. Разработать меры по  осуществлению полноценного страхования  туристов от рисков, общепринятых  в мировой практике страхования,  а также механизм обязательного  страхования туристских маршрутов  повышенной опасности в пределах  России, с установлением минимального  размера страховой суммы и  минимального набора страхуемых  рисков, оказываемых страховых услуг.

18. Разработать предложения  по установлению особенностей  правового регулирования путешествий  несовершеннолетних туристов, туристов  с ограниченными физическими  возможностями, включая повышенную  ответственность туроператоров  и турагентов за качество и  безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, туристов с ограниченными физическими возможностями, а также квалификационных требований к руководителям таких групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных  цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных  цепочек. Резко увеличился объем  инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны  иностранных, так и со стороны  отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в  регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому  получили всемирную известность  не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в  целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона  и гарантию того, что через несколько  лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время в  стране насчитывается более 6 тысяч  гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С  учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее  количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность  российских граждан, проживавших в 2010 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

Объем платных услуг, оказываемых  населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2011 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2009 года на 47%.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста  цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в  нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2010 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние годы ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2016 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.

С целью получения комплексной  характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов  деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

На рубеже тысячелетий  туризм превратился в глубокое социально-экономическое  и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

В сфере туризма тесно  переплетены интересы культуры и  транспорта, безопасности и международных  отношений, экологии и занятости  населения, гостиничного бизнеса и  санаторно-курортного комплекса. Эта  отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов  Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах – М.: Гос. ком. стат. РФ - 2011.
  2. Развития туризма в Краснодарском крае. http://region.kuban.info/turizm/ route / Oks
  3. Туризм в России: статистический сборник/ гос. ком. РФ по статистике. – М.: Б.И., 2009.
  4. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2009.
  5. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.
  7. Туристическая отрасль. http://subsribe.ru/archive/rest trevel.turnews
  8. Информация предоставлена с Сайта Российского союза туристической индустрии http://www.rata.spb.ru/Rspti/zakon409-r.html
  9. Статистика туризма. http://www.doni/org/stat
  10. http://www.biblio-tour.ru
  11. Информационный портал "Прайм-ТАСС".
  12. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.10 г. № 954-р «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2016 года»
  13. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. — М.: Госкомстат РФ, 2009. — С. 74.
  14. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2011.
  15. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области // Вопр. статистики. — 2009
  16. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Вып. 2009 г. / Под ред. В.А. Романова. — Шахты, ЮРГУЭС. — 2009.
  17. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. — Ростов н/д.: Феникс, 2009
  18. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. — М.: ОСЬ-89, 2010
  19. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. — М.: Финансы и статистика, 2010
  20. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». —2011
  21. Туризм в цифрах. 2008.
  22. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. — М., 2011
  23. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. профиля / И. Воломин, Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2009.

Информация о работе Туризм как экономическое явление