Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45
Туризм является фундаментальной
основой экономики многих развитых
и развивающихся стран мира. Основу
современного туристского рынка
как в качественном, так и в
количественном отношении составляют
оплачиваемые отпуска работников. В
последнее время в туризме
возрастает роль деловых поездок, а
также путешествий лиц
По данным ВТО (Всемирной Туристской Организации), вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл. (данные 2010 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве)1. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл. (Рис.1) Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни
в развитых индустриальных
Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность.
Рис. 1 Экономические показатели мировой индустрии туризма
Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.
К демографическим
и социальным изменениям
Измерением уровня
жизни и дифференциации
В практике туристской деятельности различают страны-поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов.
С точки зрения фундаментальной
экономики туризм представляет собой
экономический комплекс, развитие которого
в большей степени объясняется
мирохозяйственными процессами и отношениями,
нежели имманентными (внутренними) причинами.
Но туризм также и важнейший катализатор
экономического роста многих быстро
развивающихся стран, поскольку
выступает каналом
Современный туризм, как
экономическое явление имеет
индустриальную форму. И, как следствие
выступает в виде туристского
продукта и услуг, которые не могут
накапливаться и
Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается. А так же на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.
Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
Экономическая эффективность
туризма является составным элементом
общей эффективности
Под критерием следует
понимать основное требование к оценке
правильности решения поставленной
задачи. Необходимость критерия возникает
потому, что следует четко определить,
с каких позиций следует
Общественное производство
функционирует в интересах
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.
Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы эффективности
туризма целесообразно
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах:
Чтобы сформулировать весь
комплекс системы критериев
Положительное влияние туризма
на экономику государства
За послевоенные годы международный
туризм приобрел широкие масштабы.
Международные туристские связи
стали составной частью общего процесса
интернационализации социально-
Индустрия туризма многогранна.
Множество предприятий, фирм и организаций
участвует в обслуживании туристов.
Среди туристских организаций выделяются
туроператоры, занимающиеся производством
туристского продукта, а затем
реализующие его через
Возникновение бизнеса туроператоров
связано с тем, что при увеличивающихся
возможностях предложения гостинично-
В настоящее время наблюдается
активное проникновение капитала отдельных
компаний на зарубежные туристские рынки.
А с введением единого рынка
Европы, предусматривающего свободное
движение капиталов, этот процесс пойдет
еще интенсивнее. Особенно высок
процент иностранного участия в
туристских фирмах Голландии, Бельгии,
Австрии, Испании. Напротив, французские,
итальянские и английские компании
демонстрируют нежелание
В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.
Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения большого числа предприятий.
Примером концентрации
производства в туризме
Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США. Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada».
Кроме американских
гостиничных цепей в мире
Концентрация производства
в туристской индустрии