Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:48, курсовая работа
Можно выделить следующие задачи работы:
изучение развития туризма на современном этапе, в том числе социального туризма,
исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма (въездного, выездного, внутреннего),
анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка потребителей туристских услуг.
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли 4
1.1 Понятие "туристская индустрия" 4
1.2 Виды туризма 12
1.3 Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного) 15
1.4 Социальный туризм 18
Глава 2. Воздействие социальных процессов на развитие туризма (внутреннего, въездного, выездного) 28
2.1 Социальные процессы. Понятие и сущность 28
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Туризм (въездной, выездной,
внутренний) как многоплановая и
активная форма отдыха способствует
полному и всестороннему
Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.
Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население.
1.4 Социальный туризм
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет социальный туризм как "путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды", при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза
социальный туризм ассоциируется с
клиентурой с низкими доходами, которые
не позволяют получать высококачественные
туристские услуги. Эта категория
граждан нуждается в льготах
социального характера. К ней
относятся в первую очередь многодетные
семьи, дети-сироты, воспитанники детских
домов и школ-интернатов, учащаяся
и работающая молодежь, пенсионеры,
инвалиды и малоимущие граждане. По
оценкам отечественных
В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ "Спутник") ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.
Объем обслуживания туристов БММТ "Спутник" в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г) при численности работающих около 7 тыс. человек.
Различного рода скидки и
льготы на предоставляемые туристские
путевки превышали в ряде случаев
50-70% их стоимости и дотировались
профсоюзами и другими
При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.
БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г): "Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых".
Монреальская декларация "К гуманному и социальному ведению туризма", принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там "дизайнером общества и двигателем экономического развития".
Обеспечение доступности
туристского отдыха для всех, включая
многодетные семьи, молодежь и пожилых
лиц, требует разработки и осуществления
ряда конкретных мер, к числу которых
относятся определение
Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.
Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.
Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.
Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.
Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.
Управление кадрами отвечает
требованиям социального
Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.
Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:
проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
информационные и
растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.
Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.
Для успешного функционирования
системы отпускных чеков
1. наличие агентства,
2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);
3. носителей и пользователей
чеков (отдельные физические
4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.
Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем:
1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.
2. оптовый покупатель
3. работник предприятия
рассчитывав за чек
4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия
Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.
Таким образом, социальный туризм
понимается как сектор туристского
рынка, где покупатели получают субсидии
из средств, выделяемых государством на
социальные нужды, или иных источников
покрытия, в целях создания условий
для путешествий и отдыха школьникам,
работающей и учащейся молодежи из
малообеспеченных семей, пенсионерам,
ветеранам и инвалидам, т.е. лицам,
которым государственные и иные
организации оказывают
В силу экономических и социальных проблем создание систем "отпускных чеков" и социального туризма в России в ближайшее время представляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта Федерального закона "О социальном туризме", обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г.
"Закон о социальном туризме" не получил поддержку думского большинства.
Вот основные положения Проекта
Федерального Закона "О социальном
туризме", который, как ожидается,
будет слушаться в феврале-
С целью поддержки и
развития социального туризма, большей
его доступности для
при лицензировании в сфере
социального туризма
осуществляется безвозмездная целевая сертификация;
вводится шкала размеров
налогообложения, пошлин и иных сборов
на услуги, оказываемые учреждениями
социального туризма, в том числе
при реализации отрывного талона,
отпускного чека, членской карты, маршрутного
листа и маршрутной книжки участника
социального туризма на туристско-оздоровительные
и экскурсионно-познавательные мероприятия,
а также работы и услуги по производству,
тиражированию, прокату туристско-спортивного
инвентаря и туристской продукции,
а также по налогам на имущество
организаций социального
освобождаются от налогообложения земли, занятые объектами социального туризма;
при оказании туристских услуг социального характера налог на добавленную стоимость на социальный туристский продукт преобразуется в не подлежащую налогообложению социальную туристскую ренту, полностью направляемую на поддержку и развитие социального туризма;
не признается объектом налогообложения и не подлежит налогообложению реализация на территории РФ туристских товаров, работ и услуг при условии их финансирования исключительно и непосредственно за счет займов, кредитов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными и общероссийскими общественными организациями или физическими лицами, межгосударственными или социально-экономическими организациями (в рамках социального партнерства), одной из сторон кото-рых является РФ или общероссийская общественная организация, общероссийский орган управления в социальном туризме...;
образовательные учреждения
социального туризма