Туроперейтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:58, курс лекций

Описание работы

Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Файлы: 1 файл

туроперейтинг.doc

— 1.85 Мб (Скачать файл)

К примеру, туроператор  собственными силами организует ремонт одного из корпусов отеля на сумму  в 1 000 000 руб (например, нанимает строительно-ремонтную бригаду и сам с ней расплачивается). После окончания этого ремонта хотельер становится должником туроператора и начинает бесплатно принимать

отправленных оператором туристов до тех пор, пока стоимость  оказанных отелем туристических услуг не достигнет суммы долга (1 000 000 руб).

Данная схема расчетов имеет ряд преимуществ и недостатков  как для туроператора, так и  для поставщика туристических услуг.

Для туроператора расчет по бартерной схеме бесспорно  выгоден поскольку, во-первых, ставит его в более выгодное, чем других туроператоров положение в отношениях с поставщиком. Поставщик чувствует себя обязанным столь щедрому туроператору и, разумеется, идет на всякого рода уступки в отношениях с ним. Во-вторых, туроператор получает туристические услуги поставщика по минимальным ценам, а это главный шаг к росту прибыли туроператора. Природа сверхприбыли туроператора при проведении бартерных операций заключается в так называемой «двойной наценке» товаров и услуг, участвующих в бартерном обмене. Прежде всего, предоставляемые туроператором поставщику товары или услуги имеют заложенную в их отпускной цене долю прибыли туроператора. Кроме того, «вторая наценка» объясняется размерами повышенной комиссии со стороны хотельера (за крупный размер заказов его гостиничных услуг). Описанный пример, с финансированием туроператором ремонта отеля на 1 000 000 грн. можно изобразить так:

В результате приведенной  схемы бартерной операции туристический  оператор приобретает гостиничных  услуг на сумму 1 430 000 грн. при своих фактических затратах в 750 000 грн., то есть приобретает гостиничные номера со скидкой почти 48 %!!! Такой огромный размер дисконта с койко-места возможен только при максимально рисковых формах взаимоотношений туроператора и хотельера (аренда отеля или жесткие блоки мест на условиях ко-митмента). Еще одним несомненным плюсом применения бартера в туроперейтинге является то, что риск заполняемости номеров туроператор на себя не принимает. Оператор после проведения бартерной операции просто отправляет своих туристов в конк-

ретный отель, не перечисляя за них деньги ( в счет бартерной  операции), не оплачивая простоя  номеров.

Хотельеры, несомненно, отдают себе отчет в том, что бартерные  операции во многом лишают прибыли  их самих, однако зачастую соглашаются на бартерные операции и даже сами предлагают туроператорам такие формы расчетов. Причины такой готовности хотельеров можно логически объяснить — они вынуждены лишать себя сверх-прибылей ради получения реальной возможности модифицировать собственную инфраструктуру и повысить качество обслуживания гостей, обеспечивая себе тем самым стабильный и прибыльный бизнес в будущем. При этом использование бартерных операций не требует от хотельера вложения денежных средств, не ставит его в зависимость от инвестора, не заставляет его рисковать собственным имуществом (как в случае получения банковского кредита под залог).

С другой стороны, бартер приводит к замораживанию крупных  средств туроператора (в среднем  не менее чем на полгода), возврат вложенных денежных средств не гарантирован и зависит от того, насколько успешной будет торговля путевками в течении сезона (а следовательно, на степень гарантированности возврата вложенных туроператором средств оказывают влияние все внутренние и внешние факторы туроперейтинга). Кроме того, необходимо отметить, что бартерные операции распространены только в инсайд-туроперейтинге в отношении отечественных поставщиков туристических услуг.

В заключение стоит отметить, что бартерные схемы расчетов распространены не только в отношениях туроператора с поставщиками туристических услуг, но и с другими партнерами туроператора (например, рекламными носителями, продавцами оргтехники, арендодателями и т.д.)

Зачетные схемы расчетов в туроперейтинге

Зачетные схемы расчетов туроператора с поставщиками туристических услуг были распространены в России в середине 1990-х годов, однако, хоть и с меньшей периодичностью, они встречаются и в настоящее время. Причинами появления и распространения взаимозачетов, как и бартерных операций стал кризис неплатежей и острая нехватка оборотных средств как поставщиков туристических услуг, так и самих туроператоров.

Смысл взаимозачетов  в туризме состоит в том, что  туроператор, выполняя роль посредника, организует взаимный зачет дол-

гов между поставщиком туристических услуг и третьим лицом не в денежной, а бартерной форме (в нашем случае — за туристические услуги), получая при этом определенную прибыль в виде дисконта с суммы погашенного долга.

Особенность функционирования любой экономической системы такова, что субъекты хозяйствования могут иметь определенной суммы задолженность перед какой-нибудь государственной структурой или организацией, и одновременно, эта же самая структура или организация может быть также должником еще перед одним участником рыночных отношений. В этом случае роль туроператора состоит в определении всех звеньев цепочки распределения долгов и достижении согласия между всеми (минимум тремя участниками) во взаимном погашении долга. В конце прошлого столетия наиболее распространены были взаимозачеты по погашению долгов перед бюджетами всех уровней, перед внебюджетными фондами, перед коммунальными службами (электросети, водоканал).

Продемонстрировать работу зачетной схемы можно на простом  примере. Некая авиакомпания А имеет  долг в размере 1 000 000 грн. по налоговым платежам перед городским бюджетом. Также в городе имеется строительная организация В, которая несколько лет назад провела капитальный ремонт здания городской администрации и имеет дебиторскую задолженность в размере 800 000 грн. Поскольку ни у авиакомпании, ни у городского бюджета нет средств для того, чтобы рассчитаться по своим долгам, данная ситуация могла бы быть тупиковой. Однако на рынке вполне может появиться туроператор С, который после недолгих переговоров со строительной организацией может уговорить ее продать самому туроператору долги городского бюджета, но не по себестоимости (иначе бы зачетная операция не имела смысла), а, например, со скидкой 20 %. Строительная фирма В, конечно, теряет честно отработанные 160 000 грн., но зато получает возможность тут же и живыми деньгами получить хотя бы 80 % долга городского бюджета. В случае согласия строительной компании, туроператор приобретает долг городского бюджета в 800 000 грн. за 640 000 грн.

Вторым этапом работы туроператора являются его переговоры с менеджментом авиакомпании, которой туроператор может предложить погасить задолженность перед городским бюджетом в размере 800 000 грн. по бартеру за тот же самый 1 000 000 грн. Авиакомпания, получающая возможность не только сэкономить на оплате долгов в городскую казну, еще и не будет вынуж-

дена изымать из оборота  довольно солидную сумму денег. В  случае согласия авиакомпании на проведение данной зачетной схемы, туроператор  приобретает право на услуги авиаперевозчика на сумму 1 000 000 грн., при этом реально потратив только 640 000 грн.

В результате проведенной  зачетной схемы строительная организация  В получила (хоть и не полностью) сумму бесконечно висящего долга  городской администрации, авиакомпания погасила собственных долгов перед городским бюджетом на 80 %, а туроператор получил солидную скидку на приобретаемые авиабилеты (36 %).

В заключение хотелось бы отметить, что, как и бартерная, так  и зачетная схема расчетов в туроперейтинге крайне нежелательны для развития экономической системы в стране, поскольку они подминают под себя необходимые для развития рынка денежные отношения. По этой причине усилия государства в наши дни направлены на сокращение доли бартера и зачетов как в туроперейтинге, так и в экономике вообще. Да и само постепенное развитие туристического бизнеса и стабилизация туристического рынка в целом сами приведут в сокращению количества и дальнейшему исчезновению как бартера, так и взаимозачетных схем.

Гражданская ответственность туроператоров перед туристами

В соответствии с ГК РФ продавец отвечает за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего из договора, в виде возмещения убытков, причиненных таким неисполнением, либо ненадлежащим исполнением. Причем ответственность наступает в случае виновного неисполнения либо ненадлежащего исполнения, за исключением случаев, когда в соответствии с законом или договором ответственность наступает независимо от вины лица, нарушившего обязательство. В соответствии с ГК РФ лицо отвечает за нарушение обязательства независимо от наличия вины, если такое обязательство связано с ведением предпринимательской деятельности. Туристические фирмы, как правило, при продаже туристских продуктов осуществляют предпринимательскую деятельность (в целях извлечения прибыли). Таким образом, туристическая фирма отвечает за нарушение обязательств, возникших из договора купли-продажи, в любом случае, кроме нарушения вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Основное обязательство  туроператора — передача туристского продукта (товара) надлежащего качества. Как было указано выше, передача туристского продукта подтверждается выдачей туристской путевки туристу. Соответственно, обязательство передать туристский продукт считается исполненным, если туристу была выдана туристская путевка. А надлежащего ли качества был передан туристский продукт? По общему правилу, установленному статьей 476 ГК РФ, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента1.

Доказательствами недостатков  туристического продукта, приобретенного покупателем могут считаться:

■ нарушение условий  тура, зафиксированных в договоре об оказании туристических услуг;

■ предоставление во время тура услуг, не отвечающих требованиям государственного стандарта и не имеющих сертификата качества;

■ предоставление во время  тура услуг, существенно худшего  качества, чем аналогичные услуги аналогичных предприятий туристической  индустрии.

Турист, чьи интересы были нарушены туроператором во время совершения поездки, имеет полное право требовать возмещения стоимости недоказанных или оказанных в недолжном качестве оплаченных туристических услуг с туроператора — организатора путешествия. По этому вопросу довольно много противоречивых точек зрения, основанных на том, что сам туроператор не является исполнителем туристических услуг (как, например, перевозчики или отели), он лишь продает туристам право требования должного исполнения туристических услуг их непосредственными поставщиками.

В составе туристского  продукта туристическая фирма передает туристу комплекс имущественных  прав (прав требования, обязательственных  прав), при наличии которых турист вправе требовать от должников (авиаперевозчика, гостиницы, ресторана и т.п.) исполнения обязательств по оказанию соответствующих услуг в пользу туриста.

Таким образом, действующее  законодательство рассматривает туристическую  фирму как продавца комплекса  имущественных

1 Суворов Е.Д. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности. http://www.pravcons.ru.

прав со всеми вытекающими  отсюда последствиями, а туриста, как  покупателя такого комплекса имущественных (обязательственных) прав (покупателя туристского продукта). Хотя искусственное  признание передачи туристского продукта (как комплекса имущественных прав) возможной только путем продажи такого комплекса прав представляется необоснованным.

Основываясь на определении  туристского продукта как комплекса  прав требования необходимо также уяснить, какие же все-таки недостатки туристского  продукта вызовут ответственность  туристической фирмы, как продавца. Если суть туристского продукта как  товара заключается в наборе прав требования, то товар с недостатками в данном случае это туристский продукт, в котором какие-либо из прав требования при передаче продукта туристу являются недействительными. Можно отнести к недействительным правам требования, в том числе права требования, которые могут возникнуть в будущем, но после исполнения соответствующих обязательств первоначальным кредитором, передающим туристу такие права требования (туристической фирмой), в случае их отсутствия по причине неисполнения соответствующего обязательства первоначальным кредитором.

Таким образом, туристическая  фирма по гражданскому законодательству (ГК РФ) должна отвечать только за те недостатки туристского продукта, которые выразились в передаче в составе туристского  продукта прав требования, исполнение по которым может быть оспорено должником (гостиницей, авиакомпанией и т.д.), либо прав требования, недействительных в силу их объективного отсутствия (когда не было основания возникновения обязательства, в силу которого кредитор имеет к должнику соответствующее право требования)1.

Ответственность туроператоров

перед третьими лицами

и органами государственной и местной власти

В связи с тем, что  любой туроператор является субъектом  хозяйствования, связанным договорными  отношениями с различными имеющими отношение к туристической индустрии (например, поставщики туристических услуг) и не связанным с турис-

1 Суворов Е.Д. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности. http://www.pravcons.ru.

тической индустрией (страховые компании, арендодатели, рекламные агенты) организациями, туроператор несет всю полноту ответственности за виновное нарушение условий, заключенных с партнерами договоров. Основаниями для наступления ответственности туроператоров перед третьими лицами являются, прежде всего, нормы Гражданского кодекса и заключенные с ними договоры о сотрудничестве.

В результате незаконной деятельности туроператора пострадавшими  также могут стать органы государственной  или местной власти страны или  региона. В таком случае ответственность туроператоров основывается на нормах административного или гражданского права. Отличительной чертой этого вида ответственности в турбизнесе является строго установленный и зафиксированный нормативно-правовыми актами размер ответственности виновного туроператора.

Основными нарушениями, влекущими наступление административной ответственности туроператоров  являются:

■ осуществление предпринимательской  деятельности без лицензии;

■ осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации;

■ нарушение законодательства о рекламе;

■ обман потребителей, нарушение прав потребителей;

■ незаконное использование  торгового знака;

■ нарушение порядка  работы с денежной наличностью и  порядка ведения кассовых операций и т.д.

Уголовная ответственность работников туроператора

В отличие от гражданской  или административной, субъектами уголовной  ответственности могут быть только физические лица (дееспособные граждане). Следовательно, ответственность за преступления, совершенные в туроперейтинге, будет налагаться либо на директора турфирмы, соучредителей турфирмы, главного бухгалтера, либо ответственного менеджера туроператора.

Информация о работе Туроперейтинг