Туроперейтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:58, курс лекций

Описание работы

Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Файлы: 1 файл

туроперейтинг.doc

— 1.85 Мб (Скачать файл)

Однако создание глобальной электронной системы бронирования туров в Рунете пока осталось на уровне идеи, поскольку ее разработчики столкнулись с явной проблемой разделения ответственности между владельцами СБ и самими туроператорами в случае предоставления некачественной услуги. Только в случае успешного преодоления данной проблемы возможно создание единой российской системы бронирования туров, что станет огромным шагом на пути дальнейшего развития российского туристического бизнеса.

ПРАВОВОЕ   РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Правовые основы туристической деятельности в РФ

Туристическая деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, то есть создания благоприятных условий для ее развития. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.

Гражданский кодекс дал  толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего  в сфере предпринимательства  как сердцевине рыночных отношений, в том числе и в предпринимательской деятельности туристских организаций14.

4 октября 1996 года Государственная  Дума приняла Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации». И впервые  туристскую деятельность регулирует правовой акт, обладающий высшей юридической силой - закон, который образует стержень правовой системы сферы туризма. Изучение Закона, также установление соотношений его статей с нормами гражданского, административного, экологического и других отраслей права позволит работниками туристских организаций избежать ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности, а гражданам, пользующимся туристическими услугами, осознать свои права и обязанности.

Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности в Российской Федерации» дал определение ряда понятий, используемых в сфере туризма: туризм, туристская деятельность, туризм внутренний, туризм выездной и въездной, туризм социальный, туризм самостоятельный, турист, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, туристский продукт, продвижение туристского продукта, туроператорская деятельность, турагентская деятельность.

В методическом плане  статья об основных понятиях является вводным разделом закона. Эти понятия  в общем отвечают рекомендациям  Всемирной туристской организации и соответствуют понятиям, употребляемым в международной туристской практике. Подчеркнем, что приведенные основные понятия являются нормативными, закрепленными в законе и имеют лишь указанное значение.

Одинаковое толкование приведенных основных понятий позволяет всем, кто соприкасается со сферой туризма единообразно их употреблять и использовать особенно в юридической практике должностных лиц туристских организаций. Ведь не только незнание закона, но и непонимание его не освобождает от ответственности.

В главе закона, именуемой  «Государственное регулирование туристской деятельности», заявлены наиболее важные законодательные установления:

■ о месте туризма  в экономике России;

■ о принципах государственного регулирования туристской деятельности;

■ о целях, приоритетных направлениях и способах государственного регулирования сферы туризма.

В ст. 3 закона указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Впервые в норме закона заявлено, что туризм — отрасль экономики России и что это отрасль приоритетная.

Формулируя принципы государственного регулирования туристской деятельности, закон возлагает на государство обязанности содействовать  туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, определять и поддерживать направления самой туристской деятельности (то есть делать выбор, по каким направлениям развивать отечественный туризм), формировать представления о России, как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Среди основных целей  государственного регулирования туристской деятельности в ст. 4 Закона указаны: обеспечение прав

граждан на отдых, свободу  передвижения и иных прав при совершении путешествия; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличения доходов государства и граждан России, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

При этом в ст. 4 Закона записано, что приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, поскольку именно развитие этих видов туризма позволит эффективное преодоление множества проблем России в уже ближайшем будущем (например, приток иностранной валюты в отечественную экономику, предоставление новых рабочих мест, сооружение новых объектов для иностранного инвестирования).

В статье 4 Закона определены также способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним можно отнести:

■ создание нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование  отношений в сфере туристской деятельности;

■ содействие в продвижении  туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, лицензирование, стандартизация в туристической индустрии, сертификация турпродукта, установление правил въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на ее территории с учетом интересов развития туризма.

Важнейшими способами  государственного регулирования сферы  туризма являются: лицензирование, стандартизация, сертификация туристической  деятельности, которые осуществляются в целях защиты прав и интересов  туристов.

Лицензирование и стандартизация туроперейтинга

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании разрешения (лицензии). Лицензия — это разрешение, выдаваемое

государственным органом  юридическому или физическому лицу на осуществление определенного  вида деятельности в течение определенного  срока при соблюдении ряда условий.

До 2002 года лицензированию подлежала только международная  туристическая деятельность (отправка туристов за рубеж и их прием на территории России), которая осуществлялась на основании Положения о лицензировании международной туристской деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 12.12.95.

Однако с февраля 2002 года ситуация в лицензировании туристической деятельности изменилась. Согласно новым Положениям о лицензировании, требуется отдельная лицензия на право осуществления туроператорской и турагентской деятельности, при этом лицензирующим туроперейтинг государственным органом является Министерство экономического развития и торговли Правительства РФ (и как специализированная структурная единица — департамент туризма в его составе).

Срок, на который выдается туроператорская лицензия, — 5 лет.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:

а)  наличие в штате  туроператора — юридического лица не менее семи сотрудников, осуществляющих туроператорскую деятельность;

б)  наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30 % работников (по штатному расписанию) работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее пяти лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее пяти лет;

в) наличие сертификата  соответствия туристских услуг требованиям безопасности;

г)  повышение не реже одного раза в три года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а  также туроператора — индивидуального  предпринимателя;

д) доведение в установленном  порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике по-

ведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости  уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

е) оказание туристских услуг  только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

ж) предоставление клиенту  исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии имени, отчества должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в  лицензирующий орган следующие  документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

■ наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его  нахождения — для юридического лица;

■ фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для  индивидуального предпринимателя;

■ лицензируемого вида деятельности, которое юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных  документов и копию свидетельства  о государственной регистрации  соискателя лицензии в качестве юридического лица - для юридического лица; копию  свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства  о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления  о предоставлении лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям  и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя  или работников соискателя лицензии — юридического лица;

е) информацию о наличии  у соискателя лицензии на право собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для туроператорской деятельности с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует;

Если копии документов не заверены нотариально, они представляются с предъявлением оригинала.

Контроль за соблюдением  лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании  предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки составляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют данный факт в акте и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление  действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат обязан письменно  информировать лицензирующий орган  в 15-дневный срок об изменении почтового  адреса и (или) адресов собственных  или используемых им для осуществления  туроператорской деятельности объектов, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Также лицензирующим  органом ведется реестр, содержащий сведения о лицензиатах.

Способом государственного регулирования сферы туризма  является также стандартизация туристской деятельности, а также объектов туриндустрии. Стандарт в широком смысле слова — образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов, а стандартизация — процесс установления и применения стандартов.

Основным актом в области стандартизации является Закон РФ от 10.06.93 «О стандартизации», установивший правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и предпринимателей

независимо от форм собственности, и определивший меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Информация о работе Туроперейтинг