Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное
значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных
процессов и явилось основным содержанием данной работы.
Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89
индустрии туризма в целом.
Однако исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную
зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической
конъюктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы
оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие
отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие,
ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов
роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется
от приобретения видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного
отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили
не на отпуске, а в отпуске.
Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической
конъюктуры рынка западные исследователи объясняют прежде всего эластичностью
спроса на туристические услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не
полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые
изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических
услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.
Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на
туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие
отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически
необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность
спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов
возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.
Социо-демографические факторы
Значительное влияние на формирование туристического спроса оказывают в
основном следующие социо-демографические факторы:
-возрастная и социальная структура общества;
-структура семьи;
-уровень доходов различных слоев общества;
-соотношение городского и сельского населения.
Возрастная структура
Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного
туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в
возрасте «от 50 лет и старше».
В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах
лежат следующие причины:
-повышение материального
благосостояния всех групп
-увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога;
-изменение психологического отношения к старению.
В результате, в настоящее время в западных странах достаточно велико
количество самостоятельных пожилых людей, которые стремятся к активному
наслаждению жизнью
и имеют достаточные
большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в
наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении
денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».
Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень
перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше»,
который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное
влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся
положение на рынке международного туризма.
Структура семьи
Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и
несемейная молодежь до 35 лет – так называемые «одиночки». Их доля в крупных
промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей
численности населения.
Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление
к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и
качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много внимания организации своего
свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.
Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристического
рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в будущем эти показатели
будут расти.
Очень существенным дополнением к вышеизложенному является тот факт, что по
статистике в данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин.
Так, по некоторым прогнозам, число женщин, совершающих туристические поездки
в одиночку, к концу 2004 года и к началу третьего тысячелетия будет
составлять практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим
фактом, несомненно, придется считаться туристическим операторам, гостиницам и
национальным офисам по туризму, так как, по проведенным опросам, одинокие
путешествующие дамы очень ценят высокий комфорт и трепетное к себе отношение.
Они уделяют повышенное внимание расположению и обустройству номеров, наличию
в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны персонала и
личной безопасности.
Уровень
доходов и образования
Как известно, спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег,
которую потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.
Таким образом, туристическая активность находится в прямо пропорциональной
зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных
потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в
запвдных странах имели тенденцию к росту, интенсивность туризма также
увеличилась.
Но вместе с тем, в тот же период стала наблюдаться и активизация
туристического спроса среди населения с невысоким уровнем доходов и
образования. Следует отметить и то, что на Западе существует немалое число
фирм, специализирующихся только лишь на образовательном туризме, успешно
работающих и получающих достаточно высокую прибыль в этом сегменте рынка
туризма.
Соотношение
городского и сельского
На сегодняшний день в силе пока еще остается следующее правило: чем меньше
населенный пункт, тем ниже интенсивность туризма среди его жителей и тем
ближе выбираемые ими цели туристических поездок
Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время
значительно увеличилась туристическая активность жителей сельских областей
западноевропейских стран и возросла интенсивность потребления ими
туристических продуктов и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в
будущем добавление к традиционно активным группам потребителей туристических
услуг нового и достаточно перспективного сегмента на туристическом рынке
Европы.
Факторы культурного порядка
Международная
культура и культурный
Основную тенденцию развития общественной психологии потребления на
современном Западе можно обозначить как: трансформация общества
производительности и благосостояния в «общество свободного времени».
А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим
компонентом существования и процветания туристической отрасли, то параллельно
этой тенденции проходит и другая не менее значимая – увеличение количества
путешествующих.
В настоящее время огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и
тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также
легко долететь, как и до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в
газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки в Лондоне в
магазине «Хэрродз».
«Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек,
семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов
количество путешествующих
по сравнению с прошлым
увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи рейсовых полетов
перевозили в день 450 млн пассажиров. К началу 2000 года это число составило
уже 750 млн пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда
пассажиров, С началом года 2000 это число составило 2000 млрд пассажиров, то
есть увеличилось ровно в два раза.
Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты в другое летают
свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно
влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа
путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня
различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой
других стран.
Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества
поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и так далее,
беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами
мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры.
Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый
универсальный образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле.
Он стимулируется потребительским спросом: люди пьют кофе-каппучино и
родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью фирмы ИКЕЯ, едят суси,
носят одежду фирмы «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда едут на
автомобиле компании «Хенде» в «Макдональдс».
Но по мере того как образы жизни различных стран становятся все более
схожими, по мере того как люди все ближе знакомятся с культурой других
народов, появляются
черты сильной
против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка,
своеобразная борьба с иностранным влиянием.
В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма:
После многих лет обучения английскому языку своего населения Сингапур
развернул кампанию «Говорить на мандаринском» – это попытка возродить «старые
ценности».
Борьба уэльсцев, в основном не агрессивными методами, по поддержанию своего
языка и литературы.
В северо-восточной
части Испании каталанский
диктатуры Франсиско Франко, был восстановлен в качестве официального языка.
Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма