Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 06:40, реферат
Актуальность этой темы определена стремительным развитием рынка туристических услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные изменения туристического спроса и предложений. Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом, поэтому основной задачей деятельности туристского предприятия, в частности туроператора, является создание привлекательного туристского продукта. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей. Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов. В большинстве случаев туристский продукт – это результат усилий многих предприятий.
Отношения между туроператорами или турагентами и туристами регулируются договором реализации туристическог
Введение………………………………………………………………..3
1. Разновидности договора реализации туристического продукта…4
2. Содержание договора……………………………………………….6
3. Ответственность сторон как существенное условие договора…14
4. Заключительные положения договора…………………………...16
Заключение……………………………………………………………19
Список использованных источников………………………………..20
Тем не менее, встречаются ситуации, когда выделение цены одной или нескольких услуг из общей стоимости турпродукта целесообразно. Чаще всего это касается цены перевозки, поскольку некоторым категориям туристов (например, сотрудникам МВД) проезд к месту проведения отпуска и обратно оплачивается работодателем. В целях привлечения и удержания клиентов турфирмы также кровно заинтересованы в такой компенсации, ведь фактически для таких клиентов стоимость тура за счёт государства снижается на цену авиаперелёта. При этом компенсация стоимости проезда производится лишь при условии подтверждения туристами суммы затрат и факта их совершения. Подтверждением факта совершения затрат для туриста являются посадочные талоны в самолёт и иные подобные документы, а также отметки в загранпаспорте о пересечении границы. Единственным легитимным способом подтверждения суммы затрат является цена перевозки, установленная договором с туристом. Поэтому её и важно выделить в данном конкретном случае из общей стоимости турпродукта. Для выделения стоимости перевозки из общей стоимости турпродукта в приложении к договору можно использовать фразу типа: «Общая цена услуг по настоящему договору составляет 100 руб., в т.ч. цена авиаперелёта - 50 руб.» Помимо перечисленного, приложение должно содержать полный список туристов заказчика с указанием их фамилии, имени и отчества, реквизитов загранпаспортов (при необходимости пересечения границы РФ) и даты рождения (для определения возрастных условий и льгот). В этом приложении также следует указать дату, до наступления которой заказчик должен сообщить турфирме все сведения, необходимые для совершения туристами путешествия, и передать необходимые документы туристов (для оформления визы, например). В тексте самого договора при этом нужно предусмотреть освобождение турфирмы от обязательств по договору в случае нарушения этого срока заказчиком.
Текст приложения с описанием услуг должен быть понятным не только профессионалам, но и неподготовленному клиенту [4, ст. 12, ч. 4]. Турагентам, а также тем турфирмам, которые могут по договору реализации турпродукта выступать как турагентами, так и туроператорами (по разным турам), есть смысл вынести в отдельное приложение к договору и всю информацию, связанную с туроператором. Такая информация должна включать в себя как минимум полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Уместным будет также указать и реквизиты договора с туроператором. Такое приложение целесообразно постольку, поскольку содержащаяся в нём информация является для договора турагента переменной, ведь он может реализовывать туры многих различных туроператоров. Для этого в сам договор достаточно ввести пункт типа: «Лицом, оказывающим туристам Заказчика услуги по настоящему Договору, является туроператор. Информация о туроператоре, его финансовом обеспечении, порядке и сроках предъявления претензий к туроператору и организации, предоставившей ему финансовое обеспечение, изложена в Приложении № 2 к настоящему Договору».
В качестве переменной информации в отдельное приложение к договору целесообразно также вывести памятку туристу, которая должна содержать информацию, касающуюся безопасности путешествия, предусмотренную статьёй 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Такие памятки уважающие себя туроператоры сами разрабатывают для каждого вида формируемых ими турпродуктов, а турагенты - получают у туроперато-ра, заказывают в поддерживающих туризм организациях либо разрабатывают самостоятельно.
Таким образом, договор реализации туристского продукта целесообразно снабдить тремя приложениями: об услугах, о туроператоре и памяткой туристу. Разумеется, все эти приложения должны иметь номер, дату оформления, ссылку на договор и быть подписанными обеими сторонами договора. Часто встречаются случаи, когда по инициативе заказчика или турфирмы в тур вносятся изменения. Эти изменения, как правило, не касаются выбора туроператора, а только состава и свойств приобретаемых услуг. Каждое такое изменение должно быть юридически оформлено подписанием нового приложения об услугах.
Текстом самого договора должна быть предусмотрена обязанность заказчика ознакомить с его условиями всех своих туристов и его ответственность за все последствия, вызванные невыполнением этого обязательства, поскольку законом право предъявлять претензии предоставлено не только самому заказчику, но и его туристам.
Поскольку договор с турформой подписывают не все туристы тура, необходимо обязать заказчика обеспечить соблюдение своими туристами требований, условий и ограничений, предъявляемых к туристам со стороны принимающих компаний, отелей, авиаперевозчиков, соблюдение мер профилактики заболеваний и выполнение иных обязанностей, предусмотренных статьями 7 и 14 отраслевого закона.
Важным условием договора является его цена. При этом она должна быть указана в рублях РФ [4, ст. 10, ч. 2] . Однако, в международном туризме услуги сплошь и рядом номинируются в иностранных валютах. Программ-ные продукты турфирм зачастую тоже ориентированы на валюту. Поэтому подавляющему большинству турфирм удобнее указывать в инвалюте и цену в договоре с потребителем. Если платёж заказчиком осуществляется единовременно в полном объёме при заключении договора, то особой проблемы нет - цена в инвалюте пересчитывается турфирмой в валюту России и вбивается в договор. Если же договором предусмотрена оплата в более поздние сроки и/или оплата частями, то возникает проблема неясности курсов конвертации валют. Т.е. при таком варианте в случае последующего укрепления рубля в невыгодное положение попадает заказчик (фактически он переплачивает за тур), а в случае его ослабления - несёт убытки турфирма. В связи с этим необходимо отметить, во-первых, никто не запрещает указывать в договоре (точнее - в приложении об услугах к нему) цену в иностранной валюте наряду с ценой в рублях, полученной пересчётом валютной суммы по курсу, действующему на день подписания приложения. При этом легитимной будет не «валютная», а именно «рублёвая» цена. А во-вторых, законодательством предусмотрено понятие «условия приобретения услуг» [4, ст. 10, ч. 2]. Поэтому весьма полезным будет и определить эти условия в тексте договора примерно следующим образом: «Заказчик имеет право совершать платежи в несколько этапов. При этом сумма, внесённая им на каждом этапе, в целях оплаты по настоящему Договору учитывается с применением следующей формулы: (Сумма платежа в рублях РФ) * (Курс ЦБ РФ валюты, указанной в Приложении № 1, на дату заключения Приложения) / (Курс ЦБ РФ этой же валюты на дату совершения платежа)». Заказчику это условие объясняется просто: он должен выплатить «валютную» цену тура. Такая формулировка действует и в случае полной оплаты при заключении договора, и в случае оплаты после его заключения, и в случае оплаты частями. Причём не важна ни валюта конкретного тура (пусть она будет даже рублями РФ), ни принятый турфирмой курс пересчёта.
Если
оплата тура осуществляется частями, в
договоре необходимо согласовать с клиентом
размер (в процентном отношении или в твёрдой
сумме), порядок и срок внесения каждой
части. Целесообразно также указать
крайнюю дату полной оплаты и оговорить,
что при отсутствии полной оплаты после
этой даты Вы имеете право отказаться
от выполнения своих обязательств по договору.
Неполучение полной оплаты в установленный
срок будет служить для вас сигналом о
необходимости аннуляции тура. Если политика
продаж турагента не предусматривает
кредитование клиентов, то дата полной
оплаты в его договоре должна быть на 1-2
банковских дня меньше аналогичной даты,
установленной ему туроператором. То же
относится и к промежуточным платежам.
Согласова-ние понятия даты платежа при
расчётах наличными смысла не имеет,
поскольку оно установлено законодательно
[4, ст. 37].
3.
Ответственность
сторон как существенное
условие договора
Одним из существенных условий договора реализации турпродукта является ответственность сторон. Сразу отмечу, что и заказчик (физическое лицо), и турист находятся под защитой законодательства о защите прав потребителей. Поэтому нет смысла устанавливать для них в договоре ответственность, превышающую пределы, определённые законом. Любой суд признает такие условия договора не действительными. А Роспотребнад-зор (даже без жалоб потребителей) ещё и наложит на турфирму штраф за включение их в договор. Тем не менее, заказчик и турист в ряде случаев должны нести ответственность. И это должно быть указано в договоре. Как минимум, заказчик должен нести ответственность перед вами и третьими лицами за нанесенный заказчиком и/или его туристами материальный ущерб. Это позволяет, например, переложить на него ответственность за разбитое туристом окно в отеле. Справедливо будет отразить в договоре зеркальную ответственность турфирмы.
Свою ответственность турфирме выгодно максимально ограничить. Так, в договоре на вполне законных условиях можно прописать снятие с вас ответственности в следующих случаях:
При
определении в договоре условий
отказа заказчика от услуг необходимо
учитывать, что потребитель вправе отказаться
от исполнения договора в любое время
при условии оплаты Вам фактически понесённых
расходов, связанных с исполнением обязательств
по данному договору
[4, ст. 32]. Тем не менее, целесообразно проинформировать
заказчика в договоре, что при его отказе
от билетов на чартерные рейсы их стоимость
не возвращается. Что касается турфирмы,
то необходимо прописать только, на каких
условиях она может отказаться от исполнения
своих обязательств при наступлении форс-мажорных
обстоятельств.
4.
Заключительные положения
договора
Порядок предъявления туристами претензий и ответа на них установлен законом [3]. Однако не лишним будет согласовать в договоре предварительное обращение туристов «на месте» к представителю турфирмы или её партнёра. Также целесообразно указать в договоре, что факты невыполнения турфирмой своих обязательств, на основе которых к вам предъявляются материальные претензии, должны быть подтверждены документально.
В последнее время многие туроператоры стали требовать от турагентов страховать туристов от невыезда или предоставлять их расписку с отказом от такого страхования. Расписка служит дополнительным доказательством того, что клиент был проинформирован о возможности возникновения таких обстоятельств и добровольно принял на себя этот риск. Вместо расписки можно ввести в типовой договор пункт типа: «Заказчик отказывается от страхования туристов Заказчика от невыезда на случай их заболевания и/или невыдачи визы». В случае приобретения заказчиком указанной страховки, этот пункт из договора при его оформлении исключается.
При исполнении своих обязанностей по договору реализации турпродукта турфирма, хочет она того или нет, осуществляет обработку и передачу персональных данных заказчика и туристов. Законодательством предъявляются особые требования к такого рода деятельности [5]. Поэтому в договор следует внести пункт примерно следующего содержания: «Заказчик от своего имени и от имени всех туристов Заказчика, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, даёт согласие на обработку и передачу (в т.ч. трансграничную) персональных данных лицам, непосред-ственно оказывающим услуги по настоящему Договору: туроператору, перевозчикам, отелям, консульским службам и т.п. Турфирма обязуется передавать эти данные указанным лицам строго в объёме, необходимом им для оказания услуг. Заказчик обязуется проинформировать об этом своих туристов, а также сообщить им права субъекта персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
В реквизитах сторон договора, обычно завершающих его текст, турфирма должна указать свои обычные для такого случая реквизиты: полное и краткое наименование, адрес, почтовый адрес, телефон, факс, электронную почту, ОГРН, ИНН, КПП и реквизиты одного из своих банковских счетов. Со стороны заказчика, являющегося юридическим лицом, указываются аналогичные данные. Со стороны заказчика, являющегося физическим лицом, указываются фамилия, имя, отчество, место жительства и данные паспорта гражданина РФ (не загранпаспорта).
Один
из наиболее спорных вопросов при заключении
договора реали-зации турпродукта состоит
в том, обязательно ли оформлять туристу
туристскую путёвку. Существует две
противоположных точки зрения на этот
вопрос. По мнению Роспотребнадзора
[6], оформление туристской путёвки обязательно
во всех случаях, независимо от формы оплаты
по договору и применения контрольно-кассовой
техники. Иного мнения придерживается
Ростуризм [7]. Следует отметить,
что ни один из докумен-тов, содержащих
эти мнения, не может считаться правовым
актом (быть обязательным для исполнения
всеми турфирмами). Одновременно нужно
учитывать, что органом, в обязанности
которого входит контроль заключе-ния
договоров реализации турпродукта, является
Роспотребнадзор, а не Ростуризм. Т.е.
туристская путёвка является неотъемлемой
частью договора только в случае, когда
её оформление предусмотрено законом.
Такой вывод сделан из предположения приоритета
в данном конкретном случае норм законодательства
о бухучёте (регламентирующего обращение
БСО) над нормами отраслевого права. Позиция
же Роспотребнадзора представляется как
минимум не последовательной. Так, этот
орган полагает основным назначением
туристской путёвки фиксирование в ней
факта оплаты турпродукта, т.е. подтверждение
совершения туристом платежа. В то время
как этот БСО ни в коем случае не может
быть документом, подтверждающим факт,
например, безналичной оплаты. Таким образом,
претензии о нарушении прав потребителей
отсутствием туристской путёвки вполне
могут быть оспорены в суде, поскольку
вся информация этого документа дублируется
в самом договоре и в документе, действительно
подтверждающем оплату. То есть права
потребителей самим фактом отсутствия
туристской путёвки никоим образом не
нарушаются.
Заключение
Сегодня существование современного человека практически не мыслимо без путешествий, без постоянных передвижений, которые начина-ются в рамках мегаполиса и заканчиваются кругосветными путешествиями в самых разных условиях – от экстремальных до сверхкомфортных. Сегодняш-нюю жизнь трудно представить без поездок, связанных с профессиональной деятельностью, с отдыхом, с поиском новых ощущений и с еще многими аспектами человеческого бытия. Ни одна фирма не может не учитывать постоянно изменяющегося спроса на те или иные услуги, которые требуют туристы, ни одна не может обойтись без спадов и подъёмов спроса на её услуги в течение года. Коммерческий успех туристической фирмы зависит также от того, какой туристский продукт она предлагает, какие туристские услуги оказывает и насколько качественно всё это делается. Правоотношения, возникающие между туристом и турфирмой в современном мире регулируются договором на реализацию туристского продукта. Данный договор необходимо уметь грамотно составлять, что обезопасит как заказчика туруслуги, так и фирму.
Информация о работе Заключение договора на оказание туристских услуг