Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 10:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение международного рынка услуг как сектор международного бизнеса, его значения и роль, структура и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие мирового рынка услуг и его структуру;
рассмотреть организацию международной торговли, на примере рынка технологий, инжиниринговых услуг и туризма;
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей 3
1.1. Международный рынок услуг: основные понятия и его значение в мировой экономике. 3
1.2 Динамика и структура международной торговли услугами. 10
1.3 Государственное и международное регулирование торговли услугами. 13
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 17
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг. 19
2.1 Мировой рынок услуг 19
2.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг 23
2.3. Рынок услуг в Европе. 28
Глава 3 Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг 33
3.1 Проблемы развития международного рынка услуг и теневая экономика в России 33
3.2. Современные тенденции развития сферы услуг 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Оглавление
Одной из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день является проблема функционирования такого экономического института, как международный рынок услуг, который является неотъемлемой частью международных экономических отношений, в том числе и международного бизнеса, наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы.
Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.
Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — наиболее динамичная статья внешней торговли.
Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги.
Впоследствии эти услуги стали обособляться,
и затем сформировался самостоятельный рынок — рынок
В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау.
Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг.
Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли.
Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.
Перед Россией на сегодняшний день стоит задача расширения присутствия на мировых рынках услуг путем усиления позиций отечественных экспортеров традиционных услуг и опережающего развития экспорта высокотехнологичных видов.
Целью данной работы является рассмотрение международного рынка услуг как сектор международного бизнеса, его значения и роль, структура и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предмет исследования – мировой рынок услуг.
В работе использовались методы как эмпирического исследования - сравнительно-сопоставительный, наблюдение, анализ - так и методы, используемые на теоретическом уровне исследования.
Данная работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: учебники и учебные пособия, периодических изданий, средств массовой информации, Internet сайты.
Международный рынок услуг - особая сфера международного товарного обмена, характеризующаяся устойчивыми, систематическими операциями по купле-продаже услуг производственного и потребительского назначения.
К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие:
расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% ~ международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.
Швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американские фирмы являются лидерами в операциях на рынке ценных бумаг, управлении гостиничным хозяйством, бухгалтерском учете и рекламе.
В Росиии: транспортные услуги – 33%, туризм – 42%, 25% - другие частные услуги.
Согласно международно принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля — это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира.
Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран,национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка.
Механизм возникновения материальных выгод международного разделения труда впервые был раскрыт еще в последней четверти XVIII —
начале XIX вв. классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо и получил название теории сравнительных издержек производства.
К трудовым издержкам последующие исследователи добавили такие факторы производства, как земля, капитал, технология, информация, предпринимательские способности и т.д.
Согласно более поздней неоклассической концепции шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина экспорт товаров (как результат избытка тех или иных факторов в стране) может быть заменен трансграничным перемещением факторов производства (кроме земли), а вознаграждение, полученное владельцем фактора за его использование, является ценой фактора.
Сторонники этой теории негативно относились к ограничениям, затрудняющим межстрановое перемещение как товаров, так и факторов производства, выступали за свободу внешней торговли.
Классическая теория международной торговли позднее была развита и дополнена. Так, теория технологического разрыва (С. Линдер и др.) предполагает, что развитие торговли между странами одинаковой наделенности факторами производства вызвано в первую очередь техническимии технологическими новшествами, позволяющими производить товарс меньшими издержками.
По теории жизненного цикла продукта (Р. Верной и др.), страны могут специализироваться на производстве товаров, но на разных стадиях их«зрелости». Эта теория позже была дополнена понятием «инновации»,внедрение способность товара, но и вело к экономии использования ресурсов.
Теория международной конкурентоспособности наций, или конкурентных преимуществ, М. Портера, появившаяся на рубеже XX и XXI вв., легла в основу современной внешнеторговой политики практически во всех странах. Она соединила элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности предприятия. Конкурентоспособность траны,по Портеру, создают конкурентные преимущества предприятия, успех которого на мировом рынке зависит от правильно выбранной стратегии.
Следует отметить, что все эти теории, начиная с теории А. Смита, обслуживали интересы экономически развитых стран, предполагая максимальное развитие свободы торговли и ее либерализацию.
Современный неолиберализм, с основополагающим принципом «равных возможностей» и опорой на свободу рыночных сил при минимальном участии государства, до последнего времени является основой теории глобализации и международной торговли. Вместе с тем ведущие страны, особенно США, декларируя святость и универсальность этого принципа и приверженность правилам ВТО, не раз нарушали их, прибегая к протекционизму, если прямо или косвенно затрагивались интересы тех или иных отраслей национальной экономики. Развитие конкурентоспособности приоритетных отраслей промышленности и продвижение их продукции на мировой рынок в этих странах всегда происходило при самой активной поддержке государства, использующего для этого весь арсенал средств экономической и торговой политики.
Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет. Это объясняется следующими причинами:
Существует большое количество классификаций услуг. Например, по квалификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:
На основе подхода МВФ все услуги можно разделить:
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на:
Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами:
Информация о работе Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг