Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 10:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение международного рынка услуг как сектор международного бизнеса, его значения и роль, структура и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие мирового рынка услуг и его структуру;
рассмотреть организацию международной торговли, на примере рынка технологий, инжиниринговых услуг и туризма;
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей 3
1.1. Международный рынок услуг: основные понятия и его значение в мировой экономике. 3
1.2 Динамика и структура международной торговли услугами. 10
1.3 Государственное и международное регулирование торговли услугами. 13
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 17
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг. 19
2.1 Мировой рынок услуг 19
2.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг 23
2.3. Рынок услуг в Европе. 28
Глава 3 Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг 33
3.1 Проблемы развития международного рынка услуг и теневая экономика в России 33
3.2. Современные тенденции развития сферы услуг 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Услуги, получившие наибольшее распространение:
финансовые услуги
транспортные услуги
туристические услуги
научное и техническое сотрудничество
Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире.
Теневая экономическая деятельность в России представляет собой не только масштабное, но и системное явление. Она имеет самодостаточный характер, собственную институциональную систему (правила, нормы как писанные, так и неписанные, систему разрешения хозяйственных споров и т.д.)
Тенденция в международной торговле услугами (как и в международной торговле товарами) состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой – в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 1990х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.
Обращает на себя внимание обратно пропорциональная отраслевая структура теневой деятельности и выявляемого ущерба: чем больше удельный вес теневой деятельности в отрасли, тем меньше доля выявляемого ущерба. Причина очевидна, она заключается не только в уровнях «прозрачности» информационно финансовых потоков, но и в том, что теневая деятельность носит укорененный в экономику, системный характер. Достаточно указать на долю теневого сектора в торговле (69%), чтобы представить себе масштаб и характер проблемы в рамках национальной экономики. Ясно, что несмотря на усилия правоохранительных органов, направленные на установление и возмещение ущерба, наносимого экономике страны, проблема ограничения и сокращения доли теневого сектора не может быть решена быстро. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть проблему в рамках более общего экономико-организационного подхода. Имеется в виду определить основные условия функционирования и развития прозрачного рынка. Тенденция в международной торговле услугами (как и в международной торговле товарами) состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой – в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 1990х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.
В начале ХХI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги. У России структура экспорта услуг к началу 2008 года выглядел следующим образом: 22,3% – туризм, 37,1% – транспортные услуги, 40,6% – прочие частные услуги.
Изменяется географическая структура международной торговли услугами. Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз. Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации. Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%. Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
При общей поступательной динамике услуг наблюдаются и четко выраженные отраслевые различия. По динамике и во внешнеторговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научноисследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерностроительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. Быстрее всего в этой отрасли развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность страны на мировом рынке. Компьютеризация и информатизация экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в современной мировой инфраструктуре. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал.
Для других услуг характерны более умеренные темпы – на уровне средних показателей по сфере услуг или по всему хозяйству. Довольно противоречива динамика отраслей транспорта и торговли. Рост потребностей в их операциях сдерживается относительным сокращением в структуре хозяйства доли материальной продукции, транспортировкой и реализацией, которой заняты эти отрасли. Но такие черты «новой экономики», как углубление межотраслевых связей в ходе специализации производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и переход от экономии на масштабах к экономии на разнообразии чрезвычайно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. В последнее время обнаруживается неоднозначное и возрастающее влияние на торговлю электронной коммерции. В результате в одних странах позиции транспорта и торговли в хозяйстве продолжают расширяться, в других – они стабилизировались или даже сокращаются. Примерно аналогичная динамика типична для таких крупных и зрелых отраслей, как гостиничное хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в основном к технической и организационно структурной модернизации. Целый ряд услуг – общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка – развиваются сравнительно низкими темпами. Под воздействием конкуренции со стороны товаров – заменителей и изменений в уровне и стиле жизни их доля в макроэкономических показателях в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а так же их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении. В зависимости от национальной специфики производство услуг, особенно социально-культурных, в разных странах распределяется между частным и государственным секторами в различных пропорциях.
Но в последние 20 – 30 лет в большинстве стран рост услуг концентрировался в частном секторе. В государственном секторе объемы их производства относительно сокращались или стабилизировались в соответствии с неконсервативными программами сокращения госрасходов и мерами по разгосударствлению экономики. Таким образом, торговля услугами предстает перед нами скорее не как отдельный вид деятельности, а как деятельность, отвечающая определенным критериям. К этим критериям, прежде всего, относятся ее рыночный характер (т.е. осуществление на основании договора, на возмездной, конкурентной основе) и, как конечный результат, удовлетворение потребностей заказчика. Иные, вышеперечисленные критерии, в рамках международно-правового регулирования международной торговли услугами не имеют столь определяющего значения.
Вышесказанное позволят сделать вывод, что понятие «услуги» в широком смысле объединяет практически всю экономическую деятельность постиндустриального общества, тесно переплетаясь с иными экономическими составляющими международной торговли. При этом международно-правовое регулирование международной торговли услугами осуществляется не только в рамках специальных соглашений (например, ГАТС), но и в рамках иных договоров, например, инвестиционных, при этом источником всегда выступают так называемые договоры законы, содержащие общие нормы. Предметом международно-правового регулирования международной торговли услугами являются действия государств по обеспечению этой торговли. В настоящем исследовании услуги рассматриваются, в большей степени, в узком смысле, как деятельность, для которой предусмотрено специальное международно-правовое регулирование. При этом учитывается, что международная торговля услугами зависит от множества факторов, характеризующих взаимоотношения государств между собой (например, от степени либерализации движения капитала, гарантий инвестиций, свободы передвижения, гармонизации законодательства и др.) и является показателем уровня развития экономических отношений как между конкретными государствами, так и развитости международных экономических отношений в целом. Чем выше уровень экономического развития договаривающихся государств, тем большее развитие получает международная торговля услугами.
За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги.
Сегодня насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.
Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям.
В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта.
По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются, усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек.
В начале 21 века взаимосвязь
двух типов хозяйственной деятельности
поднимается на новую ступень: в новых
технологиях универсального применения
услуги и вещный продукт практически неразделимы,
сливаются воедино. Наиболее рельефно
это взаимопроникновение выражено в отраслях
услуг информационно-
Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.
Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро на услуги высокого класса.
Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.
Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации.
В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.
Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство после Второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).
Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70-80-х гг. Экономический кризис, с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.
В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.
В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.
Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг.
Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28,0 до 43,2% в 2007-2009 гг.).
По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.
Информация о работе Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг