Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение международного рынка услуг как сектор международного бизнеса, его значения и роль, структура и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить понятие мирового рынка услуг и его структуру;
 рассмотреть организацию международной торговли, на примере рынка технологий, инжиниринговых услуг и туризма;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей 3
1.1. Международный рынок услуг: основные понятия и его значение в мировой экономике. 3
1.2 Динамика и структура международной торговли услугами. 10
1.3 Государственное и международное регулирование торговли услугами. 13
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 17
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг. 19
2.1 Мировой рынок услуг 19
2.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг 23
2.3. Рынок услуг в Европе. 28
Глава 3 Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг 33
3.1 Проблемы развития международного рынка услуг и теневая экономика в России 33
3.2. Современные тенденции развития сферы услуг 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

курсовая ли межд бизнес.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (14,3% мирового экспорта и 11,7% мирового импорта услуг в 2006 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами. По объему экспорта услуг после США следуют Великобритания, Германия, Франция, Япония.

В отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающихся стран — отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

Россия — нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2006 г. 15 млрд долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное сальдо по услугам увеличивается.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всею финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг — туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (офшорные центры Карибского моря и островов Тихого океана). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

 

1.3 Государственное и международное регулирование торговли услугами.

 

Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути — взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы»

Между отдельными видами услуг возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами.

В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами:

  1. Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.
  2. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан — потребителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.).
  3. Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение.
  4. Государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг.

Система регулирования государствами международной торговли услугами включает:

  • различные формы таможенного контроля;
  • различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);
  • осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;
  • использование системы стандартов в области услуг, дейтвующих в данных странах;
  • лицензирование отдельных видов услуг.

К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:

  • общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
  • ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);
  • запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан);
  • ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;
  • ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.

Реализация различных форм и методов регулирования международной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и/или ее отдельных сегментов.

Так, в Российской Федерации основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами:

  • с территории РФ на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию РФ;
  • на территории РФ иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Таким образом, в Законе предусмотрены все возможные варианты способов осуществления внешней торговли услугами.

Предусмотрено также положение о национальном режиме в отношении внешней торговли услугами. Иными словами, в законе зафиксировано положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.

В Законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:

  • необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • необходимы для выполнения международных обязательств РФ;
  • необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг;
  • направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг;
  • являются мерами по реализации положений договора об

. избежании двойного налогообложения;

  • необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям данного Федерального закона нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе предотвращения и расследования преступления, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг; защита от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах.

При этом в данном Законе отмечается, что указанные меры не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами. Положения данной статьи закона могут не применяться в отношении услуг, иностранных исполнителей услуг из иностранных государств или групп иностранных государств, с которыми у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый иным государствам или группам государств.

В течение достаточно продолжительного времени международная торговля услугами регулировалась на двусторонней основе (между государствами, а также между государствами и иностранными фирмами, работающими в сфере услуг). Затем появились формы многостороннего регулирования, и регулирование международной торговли услугами перешло на региональный уровень.

В тех сегментах мирового рынка услуг, где страны между собой уже давно взаимодействуют, были созданы и действуют специализированные международные организации. К их числу можно отнести, например, Международную организацию гражданской авиации — ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization), Всемирную туристскую организацию (WTO — World Tourist Organization), Международную морскую организацию — ИМО (IMO — International Maritime Organization). В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов и т.д. Всемирная туристская организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д.

Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Севе- ро-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

 

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS — ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ—1994).

ГАТС впервые создало механизм международной торговли услугами без дискриминации, на основе честной конкуренции и согласованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединенных в 6 частей, а также приложения.

В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами); заключительные положения. В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС.

Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию общих и специфических обязательств и правил. Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те услуги, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран — участниц Соглашения.

ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства — это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признает возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

Информация о работе Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг